Особенности психического развития на разных возрастных этапах

Младенческий возраст.Новорожденность как кризис. Центральные психические новообразования младенческого периода. Физическое развитие младенца. Непосредственно-эмоциональное общение с матерью как первый вид деятельности человека. Его влияние на ход развития личности. Кризис 1- го года. Психические новообразования первого года жизни. Ощущение как основной психический процесс данного периода. Особенности развития других психических функций.

Ранний возраст.Развитие психических функций ребенка. Формирование чувства безопасности как фактор эмоционального благополучия личности. Значимость данного периода развития для всей последующей жизни человека. Потребность в безопасности, ее влияние на формирование эмоциональной сферы личности. Сензитивный период к развитию и формированию чувства безопасности. Значимость данного периода в развитии и формировании потребностно-эмоциональной сферы. Потребность в привязанности и социализация. Взгляды Л.С. Выготского на формирование автономной детской речи. Его теория интериоризации. Появление зачатков самосознания. Кризис 3-х летнего возраста.Феномен «Я-сам». Стремление отделиться от взрослого как базовая потребность.

Тема 9. Дошкольный возраст и младший школьный возраст.Игровая деятельность как основной вид деятельности дошкольника.. Главное новообразование данного периода. Взгляды отечественной школы (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.И. Лисина)на ведущие новообразования данного возраста. Сензитивный период для формирования самооценки. Факторы, влияющие на формирование самооценки. Создание ситуаций успеха. Сензитивный период к развитию творческих способностей. Развитие психических функций. Развитие личности дошкольника. Развитие самосознания. Дошкольный период как период первоначального становления личности.Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Психологический облик младшего школьника. Основные новообразования данного возраста. Кризис 7-семи лет.

4.3.Планы семинарских и практических занятий

Семинарское занятие №1.

Проблема движущих сил в развитии человека.

Форма проведения занятия - «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.

2. Закономерности развития ребенка, выявленные в разных психологических учениях.

3. Проблема наследственности и среды в развитии ребенка.

4. Психологическая сущность основных законов детского развития.

5. Научно-теоретические разработки Арнольда Гезелла.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.: 2001. – 511 с.

Вопросы и задания для самостоятельной работы 1:

Проанализировав предложенную выше литературу, Вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы на листах формата А-4 и сдать их для последующей проверки.

1. Какова роль среды и наследственности в проблеме детерминации детского развития?

2. Психологическая сущность теории А.Гезелла. В какой отечественной теории детского развития данная теория находит свое отражение?

3. Раскройте принцип эволюции и инволюции в развитии ребенка. Опишите данный феномен на конкретном примере.

Семинарское занятие №2.

Проблема периодизации психического развития в онтогенезе

Форма проведения занятия - «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое социальная среда и как она влияет на развитие личности ребенка?

2. Понятие и психологический смысл сензитивных периодов развития.

3. Почему социологизаторы отождествляют развитие и обучение?

4. Почему вне социальной среды ребенок не может стать полноценной личностью? Приведите конкретные примеры.

5. Расшифруйте высказывание Л.С. Рубинштейна: “Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь”.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.,2000, Т.1.

Семинар – практикум №3.

Наши рекомендации