Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах

Тема П.1.Психическое развитие в младенческом возрасте

Госпитализм– синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институтуализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения).

Депривация– лишение, утрата человека чего-то значимого для него.

Комплекс «оживления» - эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости (улыбка), общей двигательной активности и звуковой активности.

Младенчество - период в развитии человека от момента возникновения комплекса «оживления» до конца 1 года жизни.

Новорожденность – период в развитии человека от момента рождения до возникновения комплекса «оживления».

Перцептивные действия – действия по восприятию объектов социальной действительности, приводящие к построению образа, адекватного предметному миру.

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Сенсомоторная координация (зрительно-моторная координация) –осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

Ситуативно-личностное общение– общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе.

Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

«Спонтанная» («гастическая») улыбка – улыбка новорожденного, проявляющаяся или спонтанно, или при реализации каких-либо потребностей.

Социальная улыбка – эмоциональная реакция ребенка в ответ на голос матери или ее появление в поле зрения ребенка, знаменует завершение периода новорожденности и наступление периода младенчества.

Эмоциональная депривация – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

Тема. П. 2. Психическое развитие в раннем детстве

Наглядно-действенное мышление- вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами.

Орудийные действия - активность ребенка с предметами, предполагающая изменение одного предмета при помощи другого предмета (например, забивает гвоздики игрушечные молоточком)

Предметно-орудийная деятельность – целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Половая идентификация –отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола.

Предметные действия – это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией)

Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.

Символическая функция сознаниявыражается в появлении действий с предметами-заместителями реальных предметов.

Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

Соотносящие действия – активность ребенка с предметами, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между ними (например, собирает матрешку, пирамидку).

Тема П. 3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира.

Школьная зрелость (функциональная готовность) – это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка.

Эгоцентризм мышления – скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.

Тема II.4.Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.

Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника.

Рефлексия– процесс самоанализа субъектом внутренних психических актов и состояний.

Тема II.5. Психическое развитие в подростковом возрасте

Акселерация– процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.

Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.

Конвергентное мышление - вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы).

Маскулинность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Подростковый кризис – период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.

Ретардация – процесс противоположный акселерации, характеризуется замедлением темпов соматического развития и физиологического созревания, темпов психического развития человека.

Референтная группа – общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать.

Феминность- нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Чувство взрослости – это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком.

Тема П.6. Психологические особенности в юношеском возрасте

Жизненный путь– история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Мировоззрение– совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Самовоспитание– сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.

Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.

Самоопределение (профессиональное, нравственное) – сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни.

Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Тема П. 7. Психология взрослости

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.

Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей.

Тема II.8. Психические особенности старения и старости

Болезнь Альцгеймера – заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие.

Витаукт -система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости.

Геронтопсихология– отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.

Инволюция– процесс угасания психических процессов и функций.

Ипохондрическая фиксация – болезненное состояние, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги.

Адаптация – постоянный процесс активного приспособления человека к окружающей (прежде всего социальной) среде.

Активность– деятельное состояние живых существ, являющееся важнейшим условием их существования.

Акселерация – ускорение развития.

Амбивалентность чувств – двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний.

Биогенетический закон – закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребёнка и этапами развития биологического вида.

Ведущая деятельность – вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Ведущий тип общения – особая форма общения, характеризующая новые возможности и новые потребности каждого возрастного периода.

Внутренняя позиция – представления о месте, которое занимает ребёнок в системе социальных связей.

Высшие психические функции (ВПФ) – сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и произвольность.

Возраст психологический – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, указывает на то, на сколько человек адаптирован к требованиям среды. Психологический возраст включает уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы.

Геронтопсихология – раздел психологии развития, изучающий закономерности физического и личностного развития на этапе старения.

Геронтогенез – закономерности и механизмы психического и личностного развития на этапе старения.

Госпитализм – совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребёнка, при помещении в больничный стационар и т.д.).

Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.

Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза от рождения до старости.

Детская психология – отрасль психологии, изучающая факторы и закономерности психического развития ребёнка в начальные периоды онтогенеза от рождения до подросткового возраста. Предметом детской психологии являются изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, их социального развития.

Децентрация – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменениях точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции её с позициями, отличными от собственной.

Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное развитие ребёнка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития и направляют его в нужное русло.

Законы психического развития – общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Зрелость – наиболее продолжительный период развития онтогенеза, характеризуется как время расцвета, наивысшего развития интеллектуальных, духовных и физических способностей человека. Хронологические рамки периода зрелости условны, определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Критериями зрелой личности являются: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способ- ностей, психологическая близость с другим человеком, конструктивное решение различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. Во многих концепциях развития разделяется на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость.

Зрелость (возрастная) – достижение человеком уровня психического развития, соответствующего возрастной популяционной норме, включающей в качестве основных критериев возрастных психических новообразований. Характеристика возраста включает физическую, психическую и социальную зрелость.

Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.

Инициация – система обрядов, при помощи которых формально закрепляется смена социального статуса человека, например вхождение в закрытое сообщество или переход из одного класса (возрастного или социального) в другой.

Инстинкт (от лат «instinktus» - побуждение) - совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека.

Инфантильность (от лат. «infantilis» - младенческий, детский) - сохранение в поведении и психики взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту.

Игра ролевая сюжетная – форма деятельности в условных ситуациях, в которой отражаются различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношения взрослых.

Игра режиссёрская – игра с сюжетом, впервые возникающая на границе раннего и дошкольного детства.

Игровая деятельность – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Компенсация – оптимизация деятельности посредством уравновешивания недоразвитых или нарушенных психических функций или неадекватных черт путём использования сохраненных функций или более оптимальных для данной ситуации черт.

Комплекс оживления – эмоциональная реакция ребёнка на появление взрослого, выражающаяся в повороте головы, гулении, моторной реакции.

Кризис возрастного развития – переломный момент развития, отделяющий один возрастной этап от другого.

Критический период – краткая, но бурная стадия, в течение которой происходят значительные сдвиги в развитии и ребёнок резко меняется во многих своих чертах.

Литический период – длительный период развития, для которого характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в развитии ребёнка.

Локомоции – активное передвижение в пространстве (ползанье, ходьба и т.д.)

Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых.

Молодость – период онтогенеза, соответствующий переходу от юности к зрелости.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения – целенаправленного или стихийного.

Негативизм – немотивированное поведение, проявляющееся в действиях или словах, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих.

Новообразования – психические и социальные изменения, которые определяют сознание и деятельность детей определённого возраста.

Обучение – процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определённых знаний и умений.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, позволяющее достигать выдающихся результатов в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Педология – комплексная наука о ребёнке, имеющая практико- ориентированный характер и ставящая задачу комплексного изучения ребёнка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Персонализм – направление в психологии, созданное В. Штерном, считающее предметом исследования целостную личность как особую первичную реальность.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.

Подростковый возраст – период онтогенеза (от 10 – 11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности.

Преформированность – ограниченность, заданность процесса развития, связанная либо с врождёнными факторами, либо с социальной ситуацией.

Предметно-манипулятивная деятельность – ведущая деятельность в раннем возрасте. Ребёнок учится пользоваться различными предметами и узнаёт их значение через непосредственное общение со взрослыми.

Психодинамические качества – понятие, которое связывает свойства нервной системы, обусловленные динамикой её функционирования, с психологическими качествами личности – тревожностью, агрессивностью, общительностью и т.д.

Пубертатный период (от лат. «pubertaf») - половая зрелость, период в индивидуальном развитии организма животного или человека, в течении которого путём глубоких внутренних перестроек он достигает половой зрелости или способности к размножению.

Развитие индивидуальное (онтогенез) – совокупность последовательных морфологических, физиологических и психологических изменений, претерпеваемых индивидом от момента его зарождения и до конца жизни.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени. выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие революционное – необратимые устойчивые изменения, обычно приурочены к кризисам возрастного развития.

Развитие ситуационное – изменения, которые связаны с влиянием конкретной социальной ситуации.

Развитие эволюционное – необратимые сравнительно медленные количественные и качественные преобразования.

Рекапитуляции теория – теория С. Холла, распостранившая биогенетический закон на психическое развитие детей. Эта теория докозала, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) – процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и преживаний.

Речь эгоцентрическая – речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращённая к себе.

Ролевое поведение – поведение в соответствии с определённой социальной ролью.

Роль социальная – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Сензитивность – повышенная чувствительность живого существа к происходящим с ним событиям. Существующие в онтогенезе сензитивные периоды обеспечивают оптимальный отклик на определённое воздействие, выражающийся в быстром росте соответствующей функции (восприятия, речи и т.д.).

Сензитивный период – период повышенной чувствительности для развития данного свойства психики.

Социализация – процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребёнка с окружающим миром, отражённая в его переживаниях.

Среда социальная – окружающая человека общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности и развития. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно – экономическую систему в целом – производительные силы, совокупность общественных институтов и отношений, сознание и культуру данного общества; среда в узком смысле (микро-среда), будучи элементом среды в целом, включает непосредственно социальное окружение человека – семью, учебный, трудовой и другие коллективы и группы.
Старение – разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведёт к недостаточности физиологических функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы.

Старость– это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, характеризующийся новообразованиями, как и любой другой возраст.

Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, его динамику и определяют конечные результаты.

Учебная деятельность – особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве личных целей.

Эгоцентризм – особая интеллектуальная позиция ребёнка, рассмотрение мира со своей собственной точки зрения, единственной и абсолютной, недоступность понимания относительности познания мира и координации разных точек зрения.

Этология – наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.

Наши рекомендации