Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Тема 1. «Младенчество»

1. Социальная ситуация развития.

2. Непосредственное взаимодействие младенца с матерью в ходе удовлетворения жизненных потребностей ребенка.

2. Ведущая деятельность.

3. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью и другими взрослыми.

3. Психологические новообразования.

1.Система аффектно-личностных связей ребенка с миром .

4. Потребность в новых впечатлениях, доброжелательности, внимании.

5. Первоначальные формы наглядно-действенного мышления.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. –С. 37-41.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 61-69.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 53-56, 147-148.

Тема 2. «Ранний возраст»

1. Социальная ситуация развития

3. Совместная деятельность со взрослым человеком.

7. Усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

2. Ведущая деятельность.

8. Предметно-манипулятивная деятельность.

11. Ситуативно-личностная форма общения.

3. Психологические новообразования.

1. Выделение своего «Я» и появление чувства личности.

5.Личные действия и сознание «Я сам».

9.Развивающаяся осознаваемая собственная воля, способность к обособлению.

4.Развитие личности.

2. Появление первоначальных зачатков самосознания.

4. Проявление внутренней эмоциональной жизни.

6. Возникновение чисто эмоциональной завышенной са­мооценки.

10. Потребность в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности.

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 73-78.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 147-152.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 218-228.

Тема 3. « Дошкольный возраст»

1. Социальная ситуация развития.

4. Взаимодействие с миром взрослых людей.

2. Ведущая деятельность.

3. Сюжетно-ролевая игра

3. Психологические новообразования.

1. Соподчинение мотивов.

7. Формирование самосознания.

10. Внутренняя позиция школьника.

4. Развитие личности.

2. Развитие эмоционально-мотивационной сферы.

5. Потребность в признании.

6. Усвоение социальных норм поведения.

7. Ценностное отношение к окружающему предметному миру.

8. Высокая самооценка.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – С. 62-66.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 82-88, 94-102.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 158-168.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 238-241, 261-264.

Тема 4. «Готовность ребенка к школе»

Показатели психологической готовности ребенка к школе.

3. Желание быть школьником.

4. Умение строить свои взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов.

Психологический склад шестилетних школьников:

1. Непроизвольность психических процессов.

2. Высокое стремление к участию в деятельности на пер­вых ролях.

3. Отсутствие умения думать.

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С.103-119.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 96-100.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 264-270.

4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997. – С. 167-173.

Тема 5. «Младший школьный возраст»

1. Социальная ситуация развития:

2. Поступление ребенка в школу.

6. Отношения в системе «учитель-ребенок».

14. Дифференциация игры и труда.

2. Ведущая деятельность.

16. Учебная деятельность.

3. Психологические новообразования.

3. Рефлексивное мышление.

5. Произвольные формы поведения и деятельности.

9. Познавательное отношение к действительности.

11. Обращенность к коллективу сверстников.

13. Относительно устойчивые формы поведения и дея­тельности.

4. Развитие личности.

1. Изменение самосознания.

4.Переоценка ценностей.

7. Формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы.

8. Возникновение социальных мотивов.

10. Возникновение внутренней жизни ребенка.

12. Рождение социального «Я».

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 122-124, 132-139.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 171–179.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С.270-283.

Тема 6. «Отрочество»

1. Социальная ситуация развития.

3. Активное стремление приобщиться к миру взрос­лых.

9. Неопределенность признания взрослости подрост­ков.

12. Ломка и перестройка всех прежних отношений к миру и к самому себе.

2. Ведущая деятельность.

6 .Общественно-полезная деятельность.

13. Общение со сверстниками.

3. Психологические новообразования.

2. Иерархическая система мотивов.

4. Чувство взрослости.

5. Развитие рефлексии и самосознания. Самооценка. 8.Формирование «Я - концепции».

10. Социальное сознание.

15. Самоопределение как понимание самого себя, сво­их возможностей, своего места в обществе.

4. Развитие личности.

1. Система личностных ценностей.

7. Пубертатный кризис.

11 .Личностная нестабильность.

14.Активное стремление к личностному самосовер­шенствованию .

16. Формирование нравственных убеждений и мировоз­зрения.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. –М., 1979. –С. 105-110.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С.143-160.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С.181-190.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 297-304.

Тема 7. Ранняя юность.

1. Социальная ситуация развития.

4. Решение жизненно важной задачи осуществить про­фессиональное самоопределение в плане реального вы­бора.

8. Нравственное самоопределение.

2. Ведущая деятельность.

5. Учебно-профессиональная деятельность.

3. Психологические новообразования.

1 .Профессиональное и личностное самоопределе­ние.

2. Становление нравственного самосознания.

6. Готовность (способность) к личностному и жиз­ненному самоопределению.

9. Становление «Я - концепции».

4. Развитие личности.

3. Устремление в будущее.

7. Формирование системы социальных установок.

10. Открытие своего внутреннего мира.

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С.162-172.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 193-202.

Итоговый контроль

Задание 1. Возрастной период и соответствующая
ему ведущая деятельность.

1. Младенчество.

2. Эмоциональное общение со взрослыми.

2. Ранний возраст.

6. Предметная деятельность.

3. Дошкольный возраст.

5. Сюжетно-ролевая игра.

4. Младший школьник.

1. Учебная деятельность.

5. Отрочество.

4. Эмоциональное общение со сверстниками.

6. Ранняя юность.

3. Учебно-профессиональная деятельность.

Задание 2. Возрастные периоды и соответствующие им психологические новообразования.

1. Новорожденность

5. Комплекс оживления.

2. Младенчество.

3. Потребность в новых впечатлениях, доброжелательности, внимании.

8. Первоначальные формы наглядно-действенного мышления (сенсомоторный интеллект).

3. Ранний возраст.

6. Выделение своего «Я» и появление чувства

личности.

11. Личные действия, сознание «Я сам», способность к обособлению.

4. Дошкольный возраст.

2. Соподчинение мотивов.

9. Внутренняя позиция школьника.

5. Младший школьный возраст.

10. Произвольные формы поведения и деятельности.

12. Чувство компетентности.

14. Обращенность к коллективу сверстников.

6. Отрочество.

1. Чувство взрослости, стремление к самоутвержде­нию.

13. Формирование «Я - концепции».

15.Развитие рефлексии и самосознания. Са­мооценка.

4. Открытие своего внутреннего мира.

7. Ранняя юность.

7. Профессиональное и личностное самоопределение.

16. Становление «Я - концепции».

Задание 3. Особенности познавательной сферы на разных этапах возрастного развития.

1. Младенчество.

4. Ориентировочные реакции.

2. Ранний возраст.

2. Сенсомоторный интеллект. Формирование знако­вой (символической) функции сознания.

3. Дошкольный возраст.

3. Элементы наглядно-образного мышления. На­глядно-действенное мышление.

4. Младший школьный возраст.

6. Классификация объектов по существенному призна­ку.

10. Способность решать задачу в образном плане. Об­разное мышление.

11. Способность решать задачу по ранее продуманному и внутренне представленному плану.

5. Отрочество

1. Формулирование и проверка гипотез.

7. Способность мыслить логически.

6. Ранняя юность.

8. Способность к теоретическим рассуждениям и само­анализу.

9. Склонность к экспериментированию.

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 61-67, 91-94, 127-131.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., 1994. – С. 59-63, 75-77, 83-96, 106-110, 114-118.

Задание 4.

Психологическими критериями возрастного развития являются.

3. Особенности познавательных психических процессов.

5. Сформированность качеств личности.

Задание 5.

Симптомы кризисов развития

1. Кризис 1 года.

4. Аффективная реакция на «нет» и «нельзя».

9. Демонстративное непослушание.

20. Многократное повторение одних и тех же действий.

2. Кризис 3 лет.

2 .Обесценивание.

6. Открытый негативизм и упрямство, направленные про­тив близких взрослых.

10. Кризис выделения своего «Я».

13. Своеволие.

16. Протест-бунт.

23. Строптивость.

3. Кризис 7 лет.

1. Период рождения социального «Я».

8. Переоценка ценностей.

11. Формирование устойчивого аффективного комплекса (чувство неполноценности, чувство собственной значимо­сти, компетентности, исключительности).

4. Кризис отрочества.

3. Депривация потребности в самоутверждении, са­мовыражении.

7. «Гормональная буря».

12. Обостренная потребность в общественном призна­нии.

18. Перестройка отношений между ребенком и средой.

21. Эмоциональная и личностная нестабильность.

24. Эмансипация от влияния взрослых.

5. Кризис ранней юности.

5. Личностный выбор и необходимость реальных дей­ствий.

14. Кризис идентичности.

17. Мировоззренческий выбор.

19. Проблемы поиска смысла своего существования.

22. Выработка собственных убеждений.

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 67-69, 78-81, 120-123, 140-143, 169-172.

2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 263-264.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 150-152.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 228-236.

Задание 6.

1. Новообразования личности.

2. Качественно новый тип строения личности.

2. Развитие личности.

1. Процесс проявления биологических и социальных за­кономерностей.

3. Социальная ситуация развития личности.

3. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каж­дого возрастного этапа и обусловливают динамику его психического развития.

Литература

1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 253-256.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 122-133.

Наши рекомендации