Психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах

Психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах

1. Концепция психологического сопровождения детей в школе в контексте личностно-ориентированной парадигмы

2. Задачи психологического сопровождения

3. Психологическая проблема и ошибочные цели поведения ребенка.

4. Структура психологического сопровождения:

Психологическое сопровождение – процесс сотрудничества взрослого с ребенком; это достижение взрослым совместности переживаний, действий и размышлений с ребенком, в результате чего происходят качественно позитивные изменения в ученике: улучшение самочувствия, формирование и развитие успешных полезных навыков, снятие или разрешение проблем и облегчение эмоционального состояния.

Психологическое сопровождение основано на реализации принципов личностно-ориентированной педагогики и психологии, на субъект-субъектном общении.

Основные качества учителя-фасилитатора: понимание, искренность, ответственность.

Традиционная и Гуманистическая парадигма в педагогике

Ценности традиционной педагогики Ценности гуманистической педагогики
Директивность Недирективность
Ученик как объект воздействия Ученик как субъект взаимодействия
Контроль – контроль со стороны взрослых – обучать, воспитывать, обеспечивать принудительное восприятие ребенком мира. Сотрудничество
Субординация – мир детства – часть мира взрослых, его несамостоятельный придаток Равенство – мир детства и мир взрослых – совершенно равноправные части мира человека
Монополизм – мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей. Содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям. Диалог
Взросление – развитие, движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Нарушение этого процесса - аномалия Соразвитие – развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослых, гармонизация внешнего и внутреннего «Я» - цель развития.
Инициация – существование переходных границ между миром взрослых и миром детей. Единство

Стратегии взаимодействия, успешные в психологическом сопровождении: сотрудничество, компромисс. Рассмотреть в виде графика по Томасу.

Типичные проблемы:

Эмоциональные – депрессия, стрессы, неуверенность в себе, страхи, нервная анорексия

Поведенческие – агрессия, гипер или гипоактивность, побеги из дома, суицид, девиантное поведение

Мотивационно-волевые – абулия, девиантное поведение

Школьные – неуспеваемость, снижение мотивации учения

2. Цели и задачипсихологического сопровождения детей в школе:

- гармонизировать эмоциональное состояние ученика,

- развить совладающее поведение (каким способом разрешить проблемы)

- развить внутреннюю мотивацию учения

- предоставить опыт позитивных отношений

Психологическая проблема и ошибочные цели поведения ребёнка

Дети в своем поведении руководствуются двумя базовыми потребностями: принадлежать (быть признанным) и быть любимым. Эти потребности определяют реакцию ребенка на внешнее событие. Например: ребенок может вести себя агрессивно после рождения братика, потому что трактует это событие как отказ от него родителей. Если родители или другие взрослые не понимают и не принимают ребенка, то ребенок может сформировать ошибочные типы поведения.

Психокоррекционная деятельность педагога и психолога – деятельность, направленная на решение в процессе развития школьников конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Психологическое просвещение школьников – деятельность педагога и психолога, ориентированная на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

Психолого-педагогическое консультирование родителей – деятельность педагога и психолога, целью которой является информирование родителей о школьных проблемах ребенка, методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, психологическая поддержка родителей.

Развивающая деятельность педагога и психолога – деятельность, ориентированная на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников.

I. Активное слушание

Цель: понять ребенка и выразить свою заботу и заинтересованность, принятие и искреннюю попытку помочь ему.

5 этапов:

  1. Внимательное слушание

Невербальная поддержка, «гм-м», «да», в основном молча: «Я тебя слушаю и слышу»

  1. Понимание чувств

Безусловное принятие ребенка. Чувства не бывают правильными и неправильными. «Что ты чувствовал в этот момент?», «расскажи об этом подробнее».

Обратная связь ребенку

Отражение чувств ребенка в контексте проблемной ситуации.

Техника «Сопереживание»

Основная техника в работе с детьми, основанная на умении слушать.

Сопереживание – способность распознать, что происходит с другим человеком, и выразить ему свое понимание.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах - student2.ru Психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах - student2.ru

ПОНИМАНИЕ ОТКЛИК

Психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах - student2.ru Психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах - student2.ru

содержание чувство

(что, где, когда, как, почему)

Цели:

- помощь в раскрытии, понимании собственных чувств и причин поведения;

- умение слушать, расширение возможностей общения;

- создание атмосферы безусловного принятия.

«Сопереживающие формулы»:

Звучит так, как будто ты _____________, потому что__________________.

Ты выглядишь______________________, потому что__________________.

Может, ты________________________ из-за_________________________.

Похоже, что ты____________________ из-за_________________________.

(чувства) (содержание)

Упр. Вспомните ситуацию из недавнего прошлого, когда можно было выразить сопереживание и сформулируйте это.

  1. Поиск альтернатив и предвосхищение последствий

Помочь ребенку самостоятельно увидеть альтернативы или последствия

- Что ты думаешь предпринять? Что ты планируешь?

- Как решал подобные проблемы в прошлом?

- Какие возможные последствия могут иметь те или иные решения?

- Что можно сделать, чтобы изменить данную ситуацию?

  1. Реализация решения

Смог ли ребенок активно реализовать решение? Привело ли решение к желаемым результатам?

! Вознаграждение и поощрение на этапе выполнения

II. Я-высказывания

Если проблема возникает у взрослого, а ребенок не чувствует вины, ему приятно это делать или не делать, то можно использовать технику Я-сообщений. Это позволит ребенку понять и осознать эмоциональное состояние взрослого и их реакцию на его поведение.

Повышение мотивации учения

Понятие мотивации. Внешняя и внутренняя мотивация. Субъективные показатели при внутренней мотивации.

Характеристики поведения учителя, способствующие повышению мотивации учеников: 1) привлечение внимания, т.е. проявление энтузиазма, интереса к преподаваемому предмету, содержанию, живость изложения, эмоциональность; 2) обеспечение максимально полного участия всех учеников в работе класса (постоянной готовности к ответу всеми учащимися, использование разнообразных средств обучения и заданий); 3) создание на уроке у учащихся ощущения всезнания и всевидения учителя).

Три фактора становления внутренней мотивации учения:

1) недирективность отношений (уважение личности ребенка, его воли, эмоций, способностей и его выбора; это безусловное принятие);

2) сдвиг внешнего мотива ученика на внутренний (сдвиг мотива на цель);

3) принятие личной ответственности учеником (тренинг причинности).

Психодиагностика мотивации учения. Формальные показатели: прилежание, дисциплина, включенность в работу. Наблюдение. Тест Юдашкиной Н.И. «Оценка учебных интересов» (см. Приложение).

Работа над отношением.К. Роджерс о безусловном принятии. Схема реагирования на основе безусловного принятия.

Установки учителя-фасилитатора: открытость, доверие и принятие (вера в способности и возможности каждого ученика), эмпатийное понимание.

Эмпатия как основа недирективных отношений (упражнение). Основной метод: диалог.

Техника контракта.

Контракт о совместной деятельности по обучению….

Мы, …, с одной стороны, и …, с другой, заключили настоящий контракт.

1. Объем работы (в школе, дома)

2. Качество работы (учителя, ученика)

3. Оценивание качества работы

4. Права и обязанности (добровольно или обязательно посещение, отношение к учителю, к ученику)

5. В случае невыполнения.

Контракт составляется не в одностороннем порядке учителем, а вместе с учеником: его требования и пожелания, какие обязательства он берет на себя.

Модель консультирования по В.Ф.Сафину.

Диаграмма ответственности (см. Приложение).

Литература:

Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка //

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

Маркова А.К., Матис Т.Б., Орлова А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

Юдашкина Н.И. Влияние учебных интересов на процесс учения школьников. М., 1990.

Психологические задания к педагогической практике студентов: Пос. для преподавателей высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. А.Э.Штейнмеца. М., 2002. С. 89-100.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 1999.

Сафин В.Ф. Самоопределение личности. Уфа: Гилем, 2004.

Роджерс К. Клиенто-центрированная психотерапия. М., 1997.

Заключение договора с учеником

Цели:

Повышение ответственности за собственное поведение,

Прояснение целей поведения ученика,

«Мы, ________________(ФИО учителя), с одной стороны, и ________________ (ФИО ученика), с другой стороны, заключили настоящий договор о__________________.

1.Четкое описание того, что должно быть улучшено, исправлено или исключено в поведении

Ролевые игры

Цели:

- возможность применить новые формы поведения в ситуации, приближенной к реальности

- испытать новые незнакомые чувства, мысли, идеи

- учиться по-новому видеть ситуацию, осваивает новые формы поведения

- возможность увидеть, как твое поведение влияет на других

Прямая ролевая игра

Ребенок изображает самого себя, а ведущий и остальные члены группы играют роли других участников ситуации. Для детей достаточно артистичных и взрослых, если слишком мал или робок, лучше сначала посмотреть на других.

Показания: поведенческие паттерны (попросить объяснить непонятную тему, говорить «нет», научиться отказываться от сигарет, предлагаемые ребятами во дворе)

Процедура:

1) объяснить, что такое ролевая игра. Это тренировка, репетиция.

2) Определение цели нового поведения. С группой определить, из каких элементарных действий оно состоит (мозговой штурм). Например, если вы собираетесь проиграть варианты ответов на насмешки, выделяете следующие возможные шаги: прежде, чем ответить, сосчитать до пяти; прикинуть варианты ответов (проигнорировать ситуацию, сказать, что чувствуешь, назвать причину, почему насмешник должен остановиться) и выбрать подходящий. Как подготовиться к действию, что сказать, какие варианты ответа могут быть

3) Проигрывание ситуации. Если проблема характерна только для одного ребенка, то только с ним, если для многих - то в парах, в подгруппах, где один исполняет свою роль, другой – окружения. Проиграть различные варианты ситуации.

4) Обсуждение. Соберите группу и попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог, как они чувствовали себя в этой ситуации.

5) Обсуждение с детьми, что они узнали на занятии, как можно применить полученные знания в жизни, в похожих ситуациях. Когда испробуете полученные знания в реальной ситуации.

Смена ролей

- при конфликтных ситуациях (рб- род, рб-учитель, рб-рб)

- моделирование деловых отношений

Цель: понять точку зрения другого человека, побыть в «шкуре другого».

Рекомендации:

подбирать на роль ребенка другого, сходного по полу, возрасту, уровню развития. Ситуации физического насилия обозначать условно,

не оказывать давление, уговаривая сделать упражнение. Учитывать готовность к этому.

Процедура:

1) объяснение сути смены ролей: игра, в которой ребенок берет на себя чужую роль, а кто-то играет его.

2) Подбор на роль конкретного ребенка.

3) То же, что и выше.

Обсуждение

Цели:

Подвести итог и обсудить, над чем заставило задуматься это занятие (упражнение)

Проанализировать те чувства, которые они испытали, осознали и обсудили в процессе занятия

Проанализировать приемы и навыки, над которыми они работали на занятии

Понять, какие изменения произошли в их поведении

Сформулировать, чему научились в результате своей работы и благодаря другим членам группы

Сформулировать, в каком направлении они собираются работать дома до следующего занятия

Вопросы на обсуждение внутриличностных процессов

1. Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом всей группе?

2. Какие чувства ты испытывал, когда ты или кто-то еще делился своими проблемами с группой?

3. Какие мысли возникали у тебя, когда другие рассказывали о своих проблемах?

Вопросы на обсуждение межличностного взаимодействия

1. Как ты считаешь, что происходило сегодня в группе?

2. Что нового ты узнал о других членах группы?

3. Какие чувства ты заметил у других? На какое поведение обратил внимание?

Вопросы на обсуждение новых мыслей, чувств, поведения

1. Что нового ты узнал сегодня в группе?

2. Какие новые идеи возникли сегодня в группе?

3. Какие навыки ты приобрел, или о каких новых способах поведения ты узнал сегодня?

4. Как изменились твои чувства сегодня на занятии по сравнению с тем, что ты чувствовал перед началом занятия?

5. Что тебя удивило?

6. Что тебе хочется делать по-другому после этого занятия?

Психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах

1. Концепция психологического сопровождения детей в школе в контексте личностно-ориентированной парадигмы

2. Задачи психологического сопровождения

3. Психологическая проблема и ошибочные цели поведения ребенка.

4. Структура психологического сопровождения:

Психологическое сопровождение – процесс сотрудничества взрослого с ребенком; это достижение взрослым совместности переживаний, действий и размышлений с ребенком, в результате чего происходят качественно позитивные изменения в ученике: улучшение самочувствия, формирование и развитие успешных полезных навыков, снятие или разрешение проблем и облегчение эмоционального состояния.

Психологическое сопровождение основано на реализации принципов личностно-ориентированной педагогики и психологии, на субъект-субъектном общении.

Основные качества учителя-фасилитатора: понимание, искренность, ответственность.

Наши рекомендации