Электропривод крановых механизмов
Определить режим работы механизмов подъема и передвижения, произвести выбор электрических двигателей для их приводов и силовых преобразователей (РВП или ЧП).
И с х о д н ы е д а н н ы е:
1. Масса груза тг,кг;
2. масса балки тб,кг;
3. Скорость передвижения балки νб;
4. Скорость подъема груза νг;
5. Длина цеха lц, м;
6. Высота подъема груза Н,м;
7. Диаметр ходовых колес балки Dк, м;
8. Диаметр цапфы вала колеса балки dц, м;
9. Диаметр барабана лебедки Dб, м;
10. Коэффициент трения качения колес балки ƒб, см (для диаметров ходового колеса в мм: 200... 320 – 0,03; 400...560 – 0,05; 630 ...710 – 0,06; 800 – 0,06; 900...1000 – 0,07);
11. Коэффициент трения в цапфах μ (подшипники скольжения 0,1; подшипники качения – 0,005);
12. Коэффициент, учитывающий дополнительное сопротивление в ребордах колес, торцах ступиц, Кр = 1,5-3;
13. Значение суммарных передаточных чисел механизмов передвижения i;
14. Коэффициент полезного действия передач механизмов перемещения η;
Р е ш е н и е. Для определения режимов работы крановых механизмов и выбора к ним электрических двигателей необходимо определить значения усилий, мощностей и продолжительность их действия как под нагрузкой, так и на холостом ходу (на примере кран – балки).
Механизм передвижения. Величина суммарного усилия под нагрузкой при пуске для механизма передвижения
∑F = F1 + F2 + F3 + F4,
где F1 – усилие, необходимое для преодоления сопротивления движению кран-балки на горизонтальном, прямолинейном участке пути; F2 – усилие, необходимое для перемещения кран-балки по вертикали; F3 – усилие, связанное с преодолением действия ветровой нагрузки; F4 – динамическое усилие, связанноес разгоном и торможением кран-балки.
,
R – радиус колеса балки, R = 0,225 м – радиус колеса; α – угол наклона путей к горизонту; α = 0,5°, если не задан угол α.
F2 = 9,81(mг + mб)sinα,
F3 = F0S,
где F0 – удельная ветровая нагрузка; S – площадь, подверженная действию ветра под углом 90о по вертикали.
F0 =q0nвcβ,
где q0 – скоростной напор ветра на высоте 10 м над поверхностью; q0 = О,бЗν2; nв – коэффициент, учитывающий возрастание скоростного напора в зависимости от высоты (до 10 м nв = 1, до 20 м nв = 1,32); с – аэродинамический коэффициент (для конструкций из труб с = 0,8...1,2, для коробчатых конструкций с = 1,2...1,3); β – коэффициент динамичности, учитывающий пульсирующий характер ветровой нагрузки; β = 2.
В связи с тем что в условиях цеха скоростью ветра можно пренебречь, удельная ветровая нагрузка при этом равна нулю.
,
где dνldt – ускорение при разгоне кран-балки; dνldt = 0,8 м/с2.
В установившемся режиме под нагрузкой суммарное усилие
∑Fу = F1 + F2 + F3.
Потребная мощность механизма передвижения кран-балки при разгоне под нагрузкой
.
В установившемся режиме значение потребной мощности механизма передвижения кран-балки
.
На холостом ходу значения усилий и мощностей при пуске и в установившемся режиме:
,
,
,
,
.
Для определения режима работы механизма передвижения кран-балки необходимо установить продолжительность включения, предварительно определив время пуска, время движения кран-балки, как с грузом, так и на холостом ходу, и построить нагрузочную диаграмму.
Время разгона кран-балки до установившейся скорости движения
.
Время передвижения кран-балки при постоянной нагрузке
t2 = lц/νб.
Время опускания груза и подъема захватывающего устройства
t2 = 2Н/νг.
Время разгона кран-балки до установившейся скорости движения при возвращении ее в исходное положение
t4 = t1.
Продолжительность перемещения кран-балки в исходное положение с постоянной скоростью движения
t5 = t2.
Продолжительность опускания захватывающего устройства и поднятия груза
t6 = t3.
Нагрузочная диаграмма механизма перемещения кран-балки показана на рисунке 6.4.
.
Как видно из нагрузочной диаграммы на рис. 6.4, механизм передвижения кран-балки работает в перемещающемся режиме с продолжительностью включения свыше 60%.
В связи с этим выбор электрического двигателя для механизма передвижения кран-балки производят с учетом методов, применяемых для длительной переменной нагрузки.
|
При этом эквивалентное значение мощности
Выбор электрического двигателя. Устанавливаемыена мостовых кранах, кран-балках электродвигатели относятся к специальной группе электрических машин, называемых крановыми. Эти двигатели в большинстве своем изготовляют на напряжение 220/380 В. Они имеют повышенный момент пуска, значение которого находится в пределах 2,6...3,2 номинального. Крановые двигатели имеют изоляцию класса F, выдерживающую нагрев до 155о С. Выбирают электрический двигатель для механизма передвижения, исходя из условий:
1. Климатическое исполнение и категория размещения;
2. По способу защиты от окружающей среды;
3. По конструктивному исполнению и способу монтажа;
4. По модификации (берут крановый двигатель).
5. По частоте вращения:
пдв ≥ inк,
где i – суммарное передаточное число; i = 20,2; п – частота вращения колеса кран- балки;
пк = ωк/0,105;
6. По роду тока и напряжения: ~I, Uн;
7. По мощности:
Рдв ≥ Рэк.
Проверка двигателя. Выбранный двигатель необходимо проверить по условию трогания:
Ки Мп ≥ Кз Мс тах,
где Ки – относительное значение напряжения; Ки = 0,9; Мп – пусковой момент двигателя при номинальных параметрах сети; Кз – коэффициент запаса; Кз = 1; Мс тахмаксимальное значение момента сопротивления; Ки = U/Uн; Мп = М*пМн.
Механизм подъема. Величина суммарного усилия под нагрузкой при пуске
∑F = F1 + F2,
где F1 – усилие подъема в установившемся режиме; F2 – величина динамического усилия, возникающего при пуске механизма подъема.
F1 = (тг + т3),
где тг тз – соответственно масса груза (тг = 4 000 кг), масса захватывающего устройства
(тз = 50кг).
,
где dν / dt – величина ускорения при подъеме груза; dν / dt = 0,2 м/с2.
Значения потребных мощностей механизма подъема при пуске и установившемся режиме соответственно:
,
.
Суммарное усилие при пуске механизма подъема на холостом ход
∑Fх.х = F3 + F4,
где F3 – усилие подъема на холостом ходу в установившемся режиме; F4 – значение динамического усилия на холостом ходу.
F3 = 9,81тз.
Значения потребных мощностей на холостом ходу механизма подъема при пуске и установившемся режиме соответственно:
,
.
Для определения режима работы механизма подъема необходимо установить продолжительность действия соответствующих усилий и мощностей.
В данном случае полный цикл перемещения груза состоит из следующих операций: подъем груза, после чего происходит его перемещение в заданную точку; опускание груза, подъем захватывающего устройства, возвращение кран-балки в исходное положение и опускание захватывающего устройства.
Рассматривая пуск и торможение механизма подъема кран-балки как равноускоренное или равнозамедленное движение, можно определить его продолжительность:
.
Время подъема и опускания груза с постоянной нагрузкой
t2 = Н/νг.
Продолжительность паузы механизма подъема равна продолжительности передвижения кран-балки:
t3 = L/νб.
Время, в течение которого происходят захват груза и его освобождение от захватывающего устройства, равно t3 = 2 с.
Продолжительность включения механизма подъема определяют по данным нагрузочной диаграммы:
.
Из нагрузочной диаграммы следует, что привод механизма подъема работает в повторно-кратковременном режиме с переменной нагрузкой в цикле. При этом эквивалентное значение мощности -
Выбор двигателя. Выбирают электрический двигатель для механизма подъема, исходя из условий:
1. Климатическое исполнение и категория размещени;.
2. По способу защиты от окружающей среды;
3. По конструктивному исполнению и способу монтажа;
4. По модификации (рекомендуется крановый двигатель).
5. По частоте вращения:
пн.д ≥ inб,
где i – суммарное передаточное число; i = 10,8; пб – частота вращения барабана лебедки;
пб = ωб/0,105,
ωб = νг/Rб.
6. По роду тока и напряжения: ~I, Uн;
7. По мощности:
Рдв ≥ Рэк.
Проверка двигателя. Выбранный двигатель необходимо проверить по условию трогания:
К2и Мп ≥ Кз М тах.
где Ки – относительное значение напряжения; Ки = 0,9; Мп – пусковой момент двигателя при номинальных параметрах сети; Кз – коэффициент запаса; Кз = 1,5; Мтах максимальное значение момента сопротивления.
Мтах = Ртах / ωн.
Если условие не выполняется, то выбирают двигатель на ступень выше и снова проверяют по вышеуказанному условию:
К2и Мп ≥ Кз М тах
В связи с тем, что привод механизма подъема кран-балки работает в повторно-кратковременном режиме, необходимо проверить двигатель на допустимое число включений в час, исходя из условий:
Ζдоп ≥ Ζф.
Допустимое число включений двигателя в час определяют из выражения
,
где tдоп – допустимое время пуска двигателя; tдоп = 2,7 с.
Фактическое число включений
.