Анализ и интерпретация различий механизмов защиты, механизмов копинг-поведения, жизнестойкости

Для проверки различий между группами сотрудников ЛО МВД России на станции Тверь, проходивших службу в СКР сроком от 1 года до 4 лет и сроком службы менее 1 года использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа приведены в таблице 2.

Таблица 2. Достоверные отличия показателей механизмов психологической защиты, механизмов копинг-поведения, жизнестойкости, индивидуально-типологических особенностей у сотрудников полиции с разным стажем пребывания в СКР

Показатели Средний ранг стаж от 1 г. до 4 лет Средний ранг стаж до 1 года U-к Достоверность различий Р
вытеснение 36,7 23,62 0,005
регрессия 34,62 25,22 296,5 0,034
замещение 35,18 24,64 279,5 0,017
отрицание 24,17 36,03 0,008
компенсация 25,00 35,17 0,022
рационализация 36,47 23,31 0,003
конфронтация 34,73 25,10 0,031
дистанцирование 34,77 25,07 0,029
самоконтроль 36,65 23,12 0,002
Поиск соц.поддержки 36,62 23,16 236,5 0,002
ответственность 34,27 25,59 0,050
Бегство-избегание 35,67 24,14 0,010
Реш. проблемы 35,80 24,00 0,008
Положительная переоценка 35,33 24,48 0,014
вовлеченность 24,75 35,43 0,017
принятие риска 35,48 24,33 270,5 0,011
экстраверсия 36,73 23,03 0,002
агрессивность 37,05 22,71 223,5 0,001
ригидность 34,37 25,48 0,044
тревожность 34,80 25,03 0,027
лабильность 36,27 23,52 0,004

Анализ и интерпретация различий механизмов защиты, механизмов копинг-поведения, жизнестойкости - student2.ru

(рис.19 достоверные отличия показателей механизмов психологической защиты, механизмов копинг-поведения, жизнестойкости, индивидуально-типологических особенностей у сотрудников полиции с разным стажем пребывания в СКР)

В результате исследования выявлены достоверные различия между группой сотрудников полиции со сроком службы в СКР от 1 года до 4 лет и сроком службы до 1 года по следующим шкалам:

· "вытеснение" (U = 250, p = 0,005) - признак сильнее выражен в группе со стажем службы в СКРболее 1 года.

· "регрессия" (U = 296,500, p = 0,034) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.

· "замещение" (U = 279,500, p = 0,017) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.

· "отрицание" (U = 260, p = 0,008) – признак сильнее выражен в группе с меньшим стажем пребывания в СКР.

· "компенсация" (U = 285, p = 0,022) – признак сильнее выражен в группе с меньшим стажем.

· "рационализация" (U = 241, p = 0,003) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.

· "конфронтация" (U = 293, p = 0,031) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.

· "дистанциирование" (U = 292, p = 0,029) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.

· "самоконтроль" (U = 235, p = 0,002) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.

· "поиск социальной поддержки" (U = 236,500, p = 0,002) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.

Как показывает анализ данных, представленный в таблице 1, группа сотрудников отдельной роты патрульно-постовой службы ЛО МВД России на станции Тверь со стажем службы в СКР от 1 года до 4 лет имеет достоверное различие от сотрудников со сроком службы в СКР менее одного года в напряженности механизмов психологической защиты. Достоверные различия выявлены по шкалам "регрессия", "замещение", "рационализация". Это говорит о том, что в ситуации постоянного стрессового состояния, невозможности повлиять на сложившуюся ситуацию у сотрудников полиции доминирует замещение сложных задач на относительно более простые, вымещение гнева и агрессии на более доступные объекты и "уход в мир слов и абстракций".

Также обнаружены различия механизмов копинг-поведения. Достоверные различия выявлены по шкалам "конфронтация", "самоконтроль", "поиск социальной поддержки", "ответственность", "бегство-избегание", "решение проблемы", "положительная переоценка". Это говорит о том, что сотрудники с большим стажем службы в СКР более активны в осуществлении конкретных действий, более сдержаны в эмоциях, прибегают к умению снижать значимость проблемы, прибегают к привлечению в решении проблемы социальных ресурсов, это связано со сроком нахождения в ситуации постоянной психологической напряженности.

У группы сотрудников полиции со стажем службы в СКР выявлены достоверные различия в "жизнестойкости", что свидетельствует о том, что они получают особое удовольствие от своей работы и готовы действовать на свой страх и риск.

Достоверное различие по шкалам "экстраверсия", "агрессивность", "ригидность", "тревожность", "лабильность" говорит о выраженном упрямстве, плохом самопонимание, эмоциональности и восприимчивости испытуемых, а также выраженной изменчивости настроения.

Из анализа данных по группе сотрудников отдельной роты патрульно-постовой службы полиции в СКР со стажем службы менее 1 года, так же выявлены достоверные различия с группой сотрудников полиции со стажем от 1 года до 4 лет.

Достоверные различия по шкале "отрицание" и "компенсация", что выражается в отрицании личностью некоторых обстоятельств, вызывающих тревогу и присвоении себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик других личностей и обусловлено неспособностью справляться новыми для них обязанностями.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в группе сотрудников полиции со стажем службы в СКР от 1 года до 4 лет сильнее выражены следующие показатели: регрессия, замещение, рационализация, конфронтация, дистанциирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки,

ВЫВОДЫ К II ГЛАВЕ

В результате проведенного эмпирического исследования сотрудников, проходивших службу в СКР, можно сформулировать следующие выводы:

1. У сотрудников по всей выборке доминирует уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций (59% (35 чел.)).

2. При исследовании уровня напряженности шкал защитных механизмов по всей выборке был выявлен высокий показатель по шкалам "регрессия", "замещение", "компенсация", "отрицание", "рационализация".

3. При исследовании копинг-поведения по шкалам "конфронтационный копинг", "дистанциирование", "самоконтроль", "поиск социальной поддержки", "принятие ответственности", "планирование решения проблемы", "положительная переоценка" преобладает средний показатель. По шкале "бегство-избегание" низкий показатель.

4. По результатам исследования жизнестойкости выявлено, что в целом по выборке имеют высокое значение такие шкалы, как "вовлеченность" и "принятие риска".

5. При исследовании индивидуально-типологических особенностей сотрудников, проходивших службу в СКР, среднюю выраженность шкалы "экстраверсия", "ригидность", "сензитивность", а шкалы "агрессивность", "тревожность", "лабильность" имеют избыточную выраженность.

6. Корреляционный анализ по Спирмену в группе сотрудников со стажем службы в СКР от 1 года до 4 лет выявил следующие положительные корреляции: регрессия - конфронтационный копинг, агрессивность; замещение - лабильность, интерес к работе; компенсация -ответственность; гиперкомпенсация - сензитивность; рационализация - интерес к работе; конфронтационный копинг - агрессивность; самоконтроль - бегство-избегание, планирование решения проблемы, ложь, агрессивность; ответственность - аггравация; бегство-избегание - агрессивность; планирование решения проблемы - сензитивность; положительная переоценка - контроль, агрессивность; вовлеченность - удовлетворенность достижениями; тревожность - удовлетворенность отношениями с сослуживцами. И следующие отрицательные корреляции: вытеснение - сензитивность; регрессия -удовлетворенность достижениями; замещение - удовлетворенность достижениями; отрицание - сензитивность; рационализация - планирование решения проблемы; поиск социальной поддержки - ригидность, интроверсия; положительная переоценка - ригидность; вовлеченность - экстраверсия.

7. В группе сотрудников, со сроком службы в СКР менее 1 года, выявлены следующие положительные корреляции: регрессия -жизнестойкость, интроверсия; конфронтационный копинг - лабильность; поиск социальной поддержки - тревожность, лабильность; ответственность -ригидность, тревожность; бегство-избегание - тревожность, лабильность; планирование решения проблемы - ригидность; вовлеченность - лабильность; жизнестойкость - регрессия, интроверсия; экстраверсия - удовлетворенность достижениями. Также выявлены отрицательные корреляционные связи: регрессия - удовлетворенность отношениями с сослуживцами; дистанциирование - контроль; самоконтроль - ложь; бегство – избегание - ложь; положительная переоценка - ригидность; контроль - дистанциирование; принятие риска - ложь; тревожность - интерес к работе.

8. В группе сотрудников со стажем службы в СКР от 1 года до 4 лет группе сильнее выражены следующие показатели: регрессия, замещение, рационализация, конфронтация, дистанциирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, ответственность, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка, вовлеченность, принятие риска, экстраверсия, агрессивность, ригидность тревожность, лабильность.

9. В группе сотрудников ЛО МВД РОССИИ на станции Тверь, со сроком службы в СКР менее 1 года сильнее выражены шкалы отрицания и компенсации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Сформулированные в процессе исследования выводы целесообразно использовать в работе психологов центра профессиональной подготовки и психологов подразделений полиции для выявления группы риска, разработки эффективных тренингов по улучшению и повышению использования адаптивных механизмов психологической защиты сотрудников, проходивших службу в Северо- кавказких регионах

2. В работе психологов подразделения представленные результаты могут быть использованы при отборе кадров, отвечающих требованиям работы сотрудников полиции: стрессоустойчивость, навыки организации и планирования выполнения порученных заданий, умение эффективно и последовательно организовать работу по взаимодействию с другими государственными организациями, умение избегать конфликтных ситуаций, навыки эффективной организации работы, работы в конкретной сфере деятельности, исполнительской дисциплины, работы в коллективе.

3. Также штатным психологом полученные выводы могут быть использованы при индивидуальном и групповом консультировании сотрудников. Таким образом, это улучшит и повысит использование адаптивных механизмов защиты, поможет справиться с накопленным негативом, улучшит атмосферу в коллективе, повысит мотивацию к достижению успехов в профессиональной сфере и личной жизни и работоспособность сотрудников.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Karp G. Life on Wheels: For tine Active Wheelchair User. Chapter 2. O'Reilly & Associates, Inc. ;1999

2. Lustig D.С.. The Adjustment Process for Individuals with Spinal Cord Injury; the Effect of Perceived Premorbid Sense of Coherence. Rehabilitation Counseling Bulletin, 2005. 48(3):146-156.

2. Абрамова, Г.С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. М. : Кафедра, 1998. 272 с.

3. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / Психология формирования и развития личности. М. : Наука, 2010. С. 19-45.

4. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. 2-е изд., стер. М. : МПСИ, 2008. 326 с.

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прама, 2009. 190 с.

6. Айдинян K.P. Реактивная депрессия и механизмы психологической защиты / Депрессивные состояния в судебно-психиатрической практике : Сборник научных трудов. М.: ВНИИОиСП им. В.П. Сербского, 2011. С. 108-113.

7. Айзенк Г. Структура личности. СПб: Ювента. М.: КСП+, 2009. 464 с.

8. Александровский Ю.А. Психологические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций / Психиатрия и психофармакологияю. – М.: Наука, 2001. № 4. т. 3.

9. Александровский Ю.А., Лобасов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991.

10. Аллахвердов В.М. Защитный пояс сознания и свобода выбора / Труды Ярославского Методологического Семинара (методология психологии) / Под ред. В.В. Новикова. Т. 1. Ярославль: Изд-во МАПН, 2009. С. 7-31.

11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 2011. С. 380.

12. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита . – М.: Психологический журнал, 1994. Т. 15. № 1.

13. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Вестник МГУ. Сер. 14 Психология, 2012. № 4. С. 45-54.

14. Арестова О.Н., Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / Вестн. Моск. ун-та. 2010, № 1. С. 20-29.

15. Артемьева Е.Ю., Серкин В.П., Стрелков Ю.К. Описание структуры субъективного опыта: контекст и задачи / Мышление, общение, опыт. Ярославль: ЯрГУ, 2010. С. 99-108.

16. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

17. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 2009. 367 с.

18. Астапов В.П. Функциональный подход к изучению состояния тревоги . – М.: Прикладная психология, 2009. № 1. С. 41-48.

19. Багишев A.B. Понятие либидо в психоанализе Лакан / Cogito. Вып.З: Исследования по проблемам структурного психоанализа Жака Лакана. Сб. статей / Сост. О.Н. Бушмакина, С.Ф. Сироткин. Ижевск, 2011. С. 62 -68.

20. Банщиков В.М. Короленко У.П., Давыдов И.В. Общая психопатология. - М: Медицина, 2011. 178 с.

21. Барабанщиков В.А. Парадигмы исследования восприятия и понятие события / Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1 / Под ред.B.В. Новикова (гл. ред). - Ярославль: Изд-во МАПН, 2009. С. 32 - 42.

22. Барабанщиков В.А. Принцип системности в современной психологии / Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. - Ярославль, 2009. С. 11-23.

23. Варваров А.И. Психологическая готовность к бою // Коммунист Вооруженных Сил. 1981. №6. С. 43-45.; Юсов В.Т. Психологический анализ летных происшествий и предпосылок к ним. - М., 1972.

24. Васильев В.Л. Юридическая психология, 3 издание. М.:2000.

25. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. 336 с.

26. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности. – М.: Мир психологии. 2004. № 2

27. Грачев Г.В. Информационно–психологическая безопасность личность: состояния и возможности психологической защиты.- М.:РАГС, 1998.

28. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы / Н.В. Гришина Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд– во СПб. ун– та, 1997. С. 143– 156.

29. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения. – М.: Журнал прикладной психологии, 2004. № 3.

30. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.

31. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 336.

32. Зинченко, В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко.- АСТ, 2008. С. 816.

33. Знаков В.В. Психология понимания правды. - СПБ.: Алетейя, 1999. – 287 с.

34. Д.А.Леонтьев, Е.И. Рассказова ,Тест жизнестойкости / О.В. Квасова Корректор Т.П. Толстова. Изд ."Смысл" (ООО НПФ "Смысл"). –М.:, 2006. 43 с.

35. Дэвидсон Ф.Б. Война во Вьетнаме. М.: Изографус, Эксмо, 2002.

36. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев -Смык. - М.: Академия, 1999. С. 368.

37. Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 24.12.2008 г. № 1138.

38. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М.: 2007. № 3 С. 93-112.

39. Лебедев, И.Б. Психология в правоохранительной деятельности. Учебное пособие / И.Б. Лебедев, В.Л. Цветков. - М., 2003. 245 с.

40. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. - М.: Смысл, 2006. С. 3-63

41. Личностные и когнитивные предпосылки саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. - М.: Психологический ин-т РАО, 2005. 288 с.

42. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Макаровка. – М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. С. 312.

43. Медведев, B.C. Профессиональная психология в ОВД / В.С. Медведев. - Киев, 1995.

44. Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности. – М.: Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5.

45. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А.Д. Наследов. - СПб.: Питер, 2005.

46. Новиков, В.П. Тренинг личностного роста сотрудников ОВД: Учебное пособие / В.П. Новиков. - Домодедово, 2004. С. 73.

47. Общая психология. Словарь/ Под. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 251.

48. Плутчик Р., Келлерман Г., Конт Х.Р., Тест – опросник механизмов психологической защиты (Life, Style Index)/ адаптация Л.Р. Гребенникова. - М. 1996. С. 180.

49. Прайс Р. Ситуации риска / Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер. 2001.

50. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005.

51. .Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб: Речь, 2006. С. 480.

52. Райх В. Психология масс и фашизм. - М.: "Университетская книга", 1997. С. 380.

53. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – Владос, 1999. С. 384.

54. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 2010. С. 480.

55. Селье, Г. Некоторые аспекты учения о стрессе: Общая психология: сборник текстов./ Г. Селье, Б.Б. Айсмонтас. М.: Наука, 2003. С. 153.

56. Тащева, А.И. Энциклопедия психологической помощи / А.И. Тащева. - Феникс, 2000. – С. 544.

57. Ференци Ш. Собрание научных трудов. – Ижевск : ERGO, 2013. – Т.2 : Работы 1908 – 1912 гг.

58. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. С. 490.

59. Филиппченкова С.И. Психология здоровья: новые модели врачевания: учебное пособие / Тверская гос. мед. акад. - Тверь: ТГМА, 2013. 120 с.

60. Франкл В. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2010. С. 97.

61. Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы. - М: педагогика-Пресс, 1993. С. 68.

62. Фрейд, Зигмунд Психоаналитические этюды / сост. Д.И. Донской, В.Ф. Курлянский. – Минск: Попппури, 2010. С. 608

63. Фромм Э. Искусство слушать = The Art of Listening. — 2009.

64. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения / Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации