Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1

5.1 Первый этап

Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1. Для студентов заочного обучения можно использовать вместо номера по журналу две последние цифры в номере зачетной книжки. Если этот номер превышает число 31, то берется любая цифра из двух.

Таблица 1 – Перевод десятичных чисел в двоичные числа

       

Далее установить переключатели К1- К5 (рисунок 1) в положения, соответствующие Вашему номеру N в двоичной записи. Пример приводится в таблице 2.

Таблица 2 – Положение ключей в схеме

Ключи К1 К2 К3 К4 К5
Двоичная форма записи числа 12
Положение ключей

Зарисуйте получившуюся схему без переключателей и отсоединенных элементов.

Определение величин элементов схемы и частоты генераторов осуществляется по формулам : ( 1 ), ( 2 ), ( 3 ), ( 4 ). Все генераторы в схеме имеют одинаковую частоту, определяемую по формуле ( 4 ).

5.2 Второй этап.

Второй этап заключается в определении тока в цепи источника Ė1, когда все остальные источники закорочены (удалены).

Здесь требуется воспользоваться формулами для последовательного и параллельного соединения нескольких элементов, вычислив эквивалентное комплексное сопротивление Zэ. Значение тока в цепи источника определяется по формуле

İ = Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru = I · е

и затем выражается во временной форме, т.е.

i (t) = Im · cos (ωt +φ) .

По результатам расчетов строится векторная диаграмма.

5.3 Третий этап

Третий этап заключается в расчете сложной электрической цепи по схеме из п. 3.4., т.е. определении токов и напряжений на всех элементах цепи при известных значениях R, C и Ė.

Для расчета электрической схемы необходимо составить систему уравнений по методу контурных токов [ 1 ].

Вначале составляется граф электрической схемы, по которому выбираются независимые контуры и задаются контурные

токи. Для этих контуров составляются уравнения по второму закону Кирхгофа с учетом совместного влияния одного контура на другой. Направление обхода во всех контурах выбираются одинаковыми.

Знак падения напряжения в основном контуре от токов соседних контуров выбирается плюс, если их направление совпадает с основным контурным током, и минус в случае несовпадения.

По системе уравнений составляется матрица сопротивлений Z, т.е. выписываются соответствующие коэффициенты при токах İ1, İ2, …, İn.

Токи в контурах ( контурные токи) определяются по формуле Крамера [ 1 ]

İn = Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru ( n = 1, 2, …, ℓ ), ( 5 ) где Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru - полный определитель матрицы сопротивлений Z;

Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru n – определитель, получающийся из Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru при замене его элементов к-го столбца соответствующими правыми частями уравнений.

Все расчеты необходимо производить на ЭВМ в среде, например, Mathcad 8/2000 [ 2 ] или других аналогичных версиях.

Для этой цели необходимо на экран ЭВМ вывести основное окно Mathcad. С помощью нажатия левой кнопки мыши открыть панель «Просмотр» (View) и далее указатель мыши перевести на строку «Панели» и перемещая указатель вправо установить его на надписи «Математика» и щелкнуть левой кнопкой. В появившейся панели выбрать изображение матрицы и далее в следующей появившейся панели щелкнуть кнопкой на изображении матрицы и затем выбрать необходимую ее размерность.

В появившийся трафарет матрицы следует вводить комплексные числа в виде, например 2 – 3i или действительные числа, например 10. Синий уголок ввода числа перемещается

стрелкой мыши с последующим нажатием левой кнопки или

кнопками «←↕→ ». После набора всех чисел следует выделить синим уголком всю матрицу. Это осуществляется путем нажатия клавиши «Пробел» или клавиши « → ». Затем следует ввести в матрицу знак определителя | X | из иконки действий с матрицами и потом в иконке знаков выбрать действие « ═ ». Значение определителя матрицы Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru будет найдено.

Аналогично следует вычислить все определители Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru n и воспользовавшись выражением (5) найти значения всех контурных токов İn , через которые затем определить токи во всех элементах схемы, воспользовавшись правилом, когда ток в элементе равен контурному току, если он протекает здесь один и равен алгебраической сумме контурных токов, если их несколько.

Затем следует определить эти же токи методом обращения матрицы, принимая во внимание выражение

Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru , ( 6 )

где Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru - обратная матрица комплексных сопротивлений схемы, состоящая из коэффициентов

Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru . ( 7 )

Значения контурных токов İn в этом случае определяются через формулы:

Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru ( 8 )

Значения токов в элементах схемы находятся аналогично как и в методе Крамера.

Для вычисления Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru следует над введенной и выделенной синим уголком матрицей Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru поставить из иконки действий с матрицами знак степени « Х-1 ». Затем следует выделить Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru синим уголком и применить знак « ═ » из иконки знаков. В результате будут получены коэффициенты bin из выражения ( 7 ).

Применив формулы ( 8 ) следует вычислить токи в ветвях и далее токи в элементах схемы.

Используя законы Кирхгофа проверить результаты расчетов.

5.4 Четвертый этап

Четвертый этап заключается в получении выражения (формулы) для комплексного коэффициента передачи Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru схемы по п. 3.3 в соответствии с его определением

Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru ( 9 )

и построении графиков АЧХ и ФЧХ.

В соответствии с этим прежде всего необходимо найти выражение для Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru

Напряжение Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru лучше всего определять используя метод контурных токов.

Так, например, для схемы, изображенной на рисунке 2 составим соответствующую для этого систему уравнений по методу контурных токов. Для всех вариантов значение R=1000 Ом, а С = 1 nФ = 1∙ 10-9 Ф.

Используя принятые применительно к этому методу правила, получим систему уравнений

Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru ( 10 )

где Zc = - j xc, xc = Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru , Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru = - Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru , Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru = j Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru .

Определяя из первого уравнения İ1 и подставляя его выражение во второе уравнение, находим İ2 , которое затем подставляем в третье уравнение и из него определяем выражение для İ3.

Напряжение на выходе цепи Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru будет равно

Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru = İ3 · Zс ,

а выражение для комплексного коэффициента передачи может быть найдено в соответствии с ( 9 ).

В результате последующих преобразований необходимо сгруппировать действительные и мнимые части в числителе и знаменателе, получив, например, выражение для Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru в виде

 
  Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru

Методика выполнения курсовой работы. Для выбора схемы необходимо представить свой номер по журналу студенческой группы в двоичной записи согласно таблице 1 - student2.ru . ( 11 )

Наши рекомендации