Техническое обслуживание и ремонт

Общие требования

Контактная сеть - сложное техническое сооружение. Задача обслужи­вающего персонала - постоянно содержать устройства контактной сети и воздушных линий (ВЛ) в технически исправном состоянии. Для этих целей должны своевременно проводиться профилактические работы в соответствии с требованиями «Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог» (далее ПУТЭКС). Установлен­ная периодичность работ дифференцируется в зависимости от категорийно-сти участков, вошедших в Перечень железнодорожных линий и участков общесетевого значения (таблица 13.1.1).

Техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети проводит­ся персоналом дистанций электроснабжения по «Технологическим картам на работы по содержанию и ремонту устройств контактной сети электрифици­рованных железных дорог. Книга II. Техническое обслуживание и текущий ремонт», утвержденные ЦЭ МПС России 21 ноября 1998 г. При техническом обслуживании и ремонте устройств контактной сети обращается особое вни­мание на основные узлы, обеспечивающие охрану труда при производстве работ, безопасность движения поездов и надежность работы устройств.

Численность персонала районов контактной сети определяется расчетом.

Таблица 13.1.1

    Участки, входящие в Перечень же­лезнодорожных линий и участков общественного значения   Участки, не вхо­дящие в Перечень железнодорож­ных линий и уча­стков обществен­ного значения    
Электропотребление (включая электроэнер­гию рекуперации), в тыс. кВтч в год на 1 км экспл. длины в однопутном исчислении   Более 600 и скорост­ные участки   400-600   менее 400   Независимо от электропотреб­ления  
Категорийность элек­трифицированных участ­ков по техническому обслуживанию и ремон­ту контактной сети   Внекатего-рийные   1 категория   2 категория   Устанавливается дорогой в зави­симости от за­грузки участков  
    Наименование и периодичность работ согласно Приложению 1 «Методики дифференцирования периодичности работ по Техническому обслужива­нию и текущему ремонт контактной сети в зависимости от размеров дви­жения» ЦЭ-197-5, утвержденной МПС 22.03.96 г.   Наименование и периодичность работ устанавли­вается дорогой с учетом местных условий    
             

Норматив годовой потребности в технологических «окнах» на 1 км экс­плуатационной длины главных путей контактной сети в однопутном исчис­лении для технического обслуживания и текущего ремонта устройств кон­тактной сети приведен в таблице 13.1.2.

Таблица 13.1.2

Контактная сеть   Годовая потребность в «окнах» на 1 км при продолжитель­ности «окна», ч  
1,0   1,1   1,2   1,3   1,4   1,6   1,8   2,0  
Постоянный ток   3,6   3,3   3,0   2,8   2,6   2,4   2,1   1,8  
Переменный ток   2,7   2.5   2,3   2,1   1,9   1,8   1,6   1,4  

Объезды с осмотром

При объездах с осмотром контактной сети и ВЛ из передней кабины элек­тровоза или электропоезда проверяют положение фиксаторов, грузов компен­саторов; заземления опор, роговых разрядников, разъединителей; общее со­стояние контактной подвески; положение опор; наклоны струн, фиксаторов;

состояние изоляторов; регулировку сопряжении, воздушных стрелок, секцион­ных изоляторов; величину стрел провеса проводов, а также взаимодействие токоприемников и контактного провода встречных поездов. По приборам э.п.с. следят за уровнем напряжения в контактной сети и качеством токосъема.

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.2.1 – Объезд с осмотром контактной сети из кабины э.п.с.

При объезде с осмотром контактной сети из смотровой вышки вагона ВИКС визуально оценивают взаимодействие контактной подвески с токо­приемником, выявляют недопустимые перепады высоты, завышенные зигза­ги и выносы контактного провода, положение проводов в зоне отходящих ветвей на сопряжениях анкерных участков и подхваты проводов токоприем­ником на воздушных стрелках, выявляют удары и отрывы токоприемника от контактного провода.

На ветровых участках пути проверяют достаточность принятых мер по ветроустойчивости контактной подвески.

На изолирующих сопряжениях при наличии защитных устройств от пе­режогов проводов определяют положение места отрыва токоприемника от сходящей ветви, расстояние по вертикали между полозом токоприемника и врезными изоляторами в контактном проводе. Проход токоприемника по защитному устройству должен быть плавным, без перерыва токосъема.

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.2.2 – Объезд с осмотром контактной сети из смотровой вышки

Обходы с осмотром

Обходы с осмотром контактной сети и ВЛ проводятся с биноклем по раз­работанному маршруту с соблюдением порядка следования по железнодо­рожным путям в соответствии с требованиями техники безопасности. Осмотр целесообразно вести последовательно из удобных и безопасных мест, откуда видны узлы и элементы устройств.

При осмотре опоры убеждаются в отсутствии ее наклона в поле или на путь (особенно опор, установленных в течение последних двух-трех лет, а также расположенных на высоких насыпях и за кюветами); трещин на по­верхности железобетонной опоры (особенно в растянутой зоне у пяты консо­ли и на уровне головки рельса), деформированных уголков на металлической опоре; коррозии металлических конструкций.

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.3.1 – Осмотр опоры контактной сети

При осмотре консолей, кронштейнов и траверс обращают внимание на их положение.

При осмотре заземлений проверяют: надежность крепления провода за­земления к тяговому рельсу (или средней точки дроссель-трансформатора) и к конструкциям на опоре; отсутствие коррозии провода заземления (особенно на участках постоянного тока); наличие полушпалы, габарита для прохода снегоочистителя. Защитные устройства в цепи заземления опор должны на­ходиться в исправном состоянии на участках постоянного тока и по требова­нию СЦБ на участках переменного тока (см. раздел 12). При прошивке про­вода заземления под рельсом убеждаются в надежности изоляции провода от рельса и достаточности его крепления.

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.3.2 – Допустимые отклонения от норм:

а - наклона относительно от пути, габарита, глубины заделки А; б - расстояние между опорами 1; в - разворота; г - наклона и расстояния Б между опорой и анкером; д - наклона вдоль пути; е - разности высоты Н вершин опор жестких поперечен; А - глубина заделки; Б - расстояние между опорой и анкером; Г -габарит приближения; Н - высота опоры от уровня головки рельса (у.г.р.)

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.3.3 – Осмотр заземления опоры контактной сети

При осмотре изоляторов проверяют отсутствие повреждений изоляцион­ных деталей, следов оплавления или перекрытия электрической дугой; нали­чие и правильность установки замков.

Число изоляторов в гирлянде должно соответствовать требованиям ПУТЭКС (см. раздел 3).

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.3.4 – Осмотр изоляторов

При осмотре проводов и тросов обращают внимание на их состояние, ве­личину стрел провеса, обрывы жил. Звеньевые струны должны бить нагру­жены и иметь нормативное продольное перемещение в сторону сопряжения при положительной температуре воздуха и к средней анкеровке - при отри­цательной температуре; на рессорных струнах не допускаются перекосы и перегрузки.

При осмотре фиксатора обращают внимание на узел соединения изолято­ра с кронштейном; на крепление дополнительного стержня фиксатора к стой­ке сочлененного фиксатора; правильность установки фиксирующего зажима на контактном проводе; ориентировочно оценивают расстояния между ос­новным стержнем фиксатора и контактным проводом, а также продольное перемещение вдоль оси пути контактного провода с фиксирующим зажимом и угол поворота дополнительного стержня фиксатора. При двух контактных проводах дополнительные стрежни фиксатора и фиксирующие зажимы не должны соприкасаться. Перекрывающий фиксатор должен иметь наклонную струну со стороны изолятора.

Расположенные на опорах контактной сети воздушные линии осматрива­ют одновременно с контактной сетью. Обращают внимание на расстояния между проводами в пролете с транспозицией проводов, уточняют расстояния между проводами и расстояния от токоведущих частей до заземленных кон­струкций. По стрелам провеса оценивают степень натяжения проводов. В местах пересечения контактной сети воздушными линиями проверяют рас­стояния между ними и надежность крепления проводов на опорах воздушных линий. Совместно с представителем организации, обслуживающей ВЛ, со­ставляется акт осмотра.

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.3.5 – Осмотр фиксаторного узла

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.3.6.1.

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.3.6.2 – Осмотр переходов воздушных линий через контактную сеть и места их сближения: а - над опорой контактной сети, б - в середине пролета, сближение воздушных линий

а) Таблица 13.3.1

   
Объект пересечения   Расстояние А, м до линий  
отсасы­вающих ВЛ до 1 кВ   питающих, усиливающих, ВЛ   продольного электроснабже­ния 6-10 кВ    
ЗкВ   25-35 кВ    
Несущий трос Провода ЛЭП 10 кВ 20-110 кВ 150-220 кВ 400-500 кВ                          

б) Таблица 13.3.2

Напряжение ЛЭП, кВ   до 110   150-220   330-500  
Расстояние Б, м, не менее        
Расстояние В, м, не менее   2-4   5-6   8-10  

В процессе обхода перегона или станции осматривают сопряжения ан­керных участков, разрядники, разъединители, секционные изоляторы, воздушные стрелки и т.п. Отступления от технологических требований и норм фиксируют в журнале, устанавливают сроки и организовывают их устранения.

При осмотре компенсирующего устройства обращают внимание на со­стояние троса, работу роликов, число грузов, положение грузов относительно земли, неподвижного ролика и ограничителя, наличия замка грузов и т.п. При необходимости, прокачивают грузы путем их незначительного подъема. В исправном компенсирующем устройстве после прокачки грузы должны вернуться в исходное положение (см. раздел 8.15).

Летом Зимой

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.3.7 – Осмотр компенсирующего устройства

При осмотре воздушной стрелки проверяют места пересечений контакт­ных проводов, положение ограничительной накладки, отсутствие зажимов на проводах в зоне подхвата. Визуально проверяют состояние двойных звенье­вых струн, продольных электрических соединителей, работу воздушной стоелки в период прохода по ней токоприемника электроподвижного состава.

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru


 

Рисунок 13.3.8 – Осмотр воздушной стрелки

Верховой осмотр

Верховой осмотр контактной подвески проводится с целью определения технического состояния отдельных ее узлов и элементов. Работу выполняют с изолирующей съемной вышки или автомотрисы, со скоростью передвиже­ния не более 10 км/ч, с остановками у опор, в местах установки электриче­ских соединителей, тросов средней анкеровки и в других местах по указанию руководителя работ.

При осмотре обращают внимание на состояние проводов, изоляторов, элек­тросоединителей, узлов, деталей и т.п. Выявленные отступления от техниче­ских норм фиксируются в книге осмотров и неисправностей. Определяются виды и объемы работ по ремонту устройств контактной сети. При обнаруже­нии неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, принима­ются незамедлительные меры по их устранению с соблюдением организацион­ных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих.

Техническое обслуживание и ремонт - student2.ru

Рисунок 13.4.1 – Верховой осмотр контактной подвески:

а - с изолирующей съемной вышки; б - с автомотрисы (автодрезины)

Наши рекомендации