Техническое обслуживание и ремонт
Общие требования
Контактная сеть - сложное техническое сооружение. Задача обслуживающего персонала - постоянно содержать устройства контактной сети и воздушных линий (ВЛ) в технически исправном состоянии. Для этих целей должны своевременно проводиться профилактические работы в соответствии с требованиями «Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог» (далее ПУТЭКС). Установленная периодичность работ дифференцируется в зависимости от категорийно-сти участков, вошедших в Перечень железнодорожных линий и участков общесетевого значения (таблица 13.1.1).
Техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети проводится персоналом дистанций электроснабжения по «Технологическим картам на работы по содержанию и ремонту устройств контактной сети электрифицированных железных дорог. Книга II. Техническое обслуживание и текущий ремонт», утвержденные ЦЭ МПС России 21 ноября 1998 г. При техническом обслуживании и ремонте устройств контактной сети обращается особое внимание на основные узлы, обеспечивающие охрану труда при производстве работ, безопасность движения поездов и надежность работы устройств.
Численность персонала районов контактной сети определяется расчетом.
Таблица 13.1.1
Участки, входящие в Перечень железнодорожных линий и участков общественного значения | Участки, не входящие в Перечень железнодорожных линий и участков общественного значения | |||||
Электропотребление (включая электроэнергию рекуперации), в тыс. кВтч в год на 1 км экспл. длины в однопутном исчислении | Более 600 и скоростные участки | 400-600 | менее 400 | Независимо от электропотребления | ||
Категорийность электрифицированных участков по техническому обслуживанию и ремонту контактной сети | Внекатего-рийные | 1 категория | 2 категория | Устанавливается дорогой в зависимости от загрузки участков | ||
Наименование и периодичность работ согласно Приложению 1 «Методики дифференцирования периодичности работ по Техническому обслуживанию и текущему ремонт контактной сети в зависимости от размеров движения» ЦЭ-197-5, утвержденной МПС 22.03.96 г. | Наименование и периодичность работ устанавливается дорогой с учетом местных условий | |||||
Норматив годовой потребности в технологических «окнах» на 1 км эксплуатационной длины главных путей контактной сети в однопутном исчислении для технического обслуживания и текущего ремонта устройств контактной сети приведен в таблице 13.1.2.
Таблица 13.1.2
Контактная сеть | Годовая потребность в «окнах» на 1 км при продолжительности «окна», ч | |||||||
1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 | |
Постоянный ток | 3,6 | 3,3 | 3,0 | 2,8 | 2,6 | 2,4 | 2,1 | 1,8 |
Переменный ток | 2,7 | 2.5 | 2,3 | 2,1 | 1,9 | 1,8 | 1,6 | 1,4 |
Объезды с осмотром
При объездах с осмотром контактной сети и ВЛ из передней кабины электровоза или электропоезда проверяют положение фиксаторов, грузов компенсаторов; заземления опор, роговых разрядников, разъединителей; общее состояние контактной подвески; положение опор; наклоны струн, фиксаторов;
состояние изоляторов; регулировку сопряжении, воздушных стрелок, секционных изоляторов; величину стрел провеса проводов, а также взаимодействие токоприемников и контактного провода встречных поездов. По приборам э.п.с. следят за уровнем напряжения в контактной сети и качеством токосъема.
Рисунок 13.2.1 – Объезд с осмотром контактной сети из кабины э.п.с.
При объезде с осмотром контактной сети из смотровой вышки вагона ВИКС визуально оценивают взаимодействие контактной подвески с токоприемником, выявляют недопустимые перепады высоты, завышенные зигзаги и выносы контактного провода, положение проводов в зоне отходящих ветвей на сопряжениях анкерных участков и подхваты проводов токоприемником на воздушных стрелках, выявляют удары и отрывы токоприемника от контактного провода.
На ветровых участках пути проверяют достаточность принятых мер по ветроустойчивости контактной подвески.
На изолирующих сопряжениях при наличии защитных устройств от пережогов проводов определяют положение места отрыва токоприемника от сходящей ветви, расстояние по вертикали между полозом токоприемника и врезными изоляторами в контактном проводе. Проход токоприемника по защитному устройству должен быть плавным, без перерыва токосъема.
Рисунок 13.2.2 – Объезд с осмотром контактной сети из смотровой вышки
Обходы с осмотром
Обходы с осмотром контактной сети и ВЛ проводятся с биноклем по разработанному маршруту с соблюдением порядка следования по железнодорожным путям в соответствии с требованиями техники безопасности. Осмотр целесообразно вести последовательно из удобных и безопасных мест, откуда видны узлы и элементы устройств.
При осмотре опоры убеждаются в отсутствии ее наклона в поле или на путь (особенно опор, установленных в течение последних двух-трех лет, а также расположенных на высоких насыпях и за кюветами); трещин на поверхности железобетонной опоры (особенно в растянутой зоне у пяты консоли и на уровне головки рельса), деформированных уголков на металлической опоре; коррозии металлических конструкций.
Рисунок 13.3.1 – Осмотр опоры контактной сети
При осмотре консолей, кронштейнов и траверс обращают внимание на их положение.
При осмотре заземлений проверяют: надежность крепления провода заземления к тяговому рельсу (или средней точки дроссель-трансформатора) и к конструкциям на опоре; отсутствие коррозии провода заземления (особенно на участках постоянного тока); наличие полушпалы, габарита для прохода снегоочистителя. Защитные устройства в цепи заземления опор должны находиться в исправном состоянии на участках постоянного тока и по требованию СЦБ на участках переменного тока (см. раздел 12). При прошивке провода заземления под рельсом убеждаются в надежности изоляции провода от рельса и достаточности его крепления.
Рисунок 13.3.2 – Допустимые отклонения от норм:
а - наклона относительно от пути, габарита, глубины заделки А; б - расстояние между опорами 1; в - разворота; г - наклона и расстояния Б между опорой и анкером; д - наклона вдоль пути; е - разности высоты Н вершин опор жестких поперечен; А - глубина заделки; Б - расстояние между опорой и анкером; Г -габарит приближения; Н - высота опоры от уровня головки рельса (у.г.р.)
Рисунок 13.3.3 – Осмотр заземления опоры контактной сети
При осмотре изоляторов проверяют отсутствие повреждений изоляционных деталей, следов оплавления или перекрытия электрической дугой; наличие и правильность установки замков.
Число изоляторов в гирлянде должно соответствовать требованиям ПУТЭКС (см. раздел 3).
Рисунок 13.3.4 – Осмотр изоляторов
При осмотре проводов и тросов обращают внимание на их состояние, величину стрел провеса, обрывы жил. Звеньевые струны должны бить нагружены и иметь нормативное продольное перемещение в сторону сопряжения при положительной температуре воздуха и к средней анкеровке - при отрицательной температуре; на рессорных струнах не допускаются перекосы и перегрузки.
При осмотре фиксатора обращают внимание на узел соединения изолятора с кронштейном; на крепление дополнительного стержня фиксатора к стойке сочлененного фиксатора; правильность установки фиксирующего зажима на контактном проводе; ориентировочно оценивают расстояния между основным стержнем фиксатора и контактным проводом, а также продольное перемещение вдоль оси пути контактного провода с фиксирующим зажимом и угол поворота дополнительного стержня фиксатора. При двух контактных проводах дополнительные стрежни фиксатора и фиксирующие зажимы не должны соприкасаться. Перекрывающий фиксатор должен иметь наклонную струну со стороны изолятора.
Расположенные на опорах контактной сети воздушные линии осматривают одновременно с контактной сетью. Обращают внимание на расстояния между проводами в пролете с транспозицией проводов, уточняют расстояния между проводами и расстояния от токоведущих частей до заземленных конструкций. По стрелам провеса оценивают степень натяжения проводов. В местах пересечения контактной сети воздушными линиями проверяют расстояния между ними и надежность крепления проводов на опорах воздушных линий. Совместно с представителем организации, обслуживающей ВЛ, составляется акт осмотра.
Рисунок 13.3.5 – Осмотр фиксаторного узла
Рисунок 13.3.6.1.
Рисунок 13.3.6.2 – Осмотр переходов воздушных линий через контактную сеть и места их сближения: а - над опорой контактной сети, б - в середине пролета, сближение воздушных линий
а) Таблица 13.3.1
Объект пересечения | Расстояние А, м до линий | |||
отсасывающих ВЛ до 1 кВ | питающих, усиливающих, ВЛ | продольного электроснабжения 6-10 кВ | ||
ЗкВ | 25-35 кВ | |||
Несущий трос Провода ЛЭП 10 кВ 20-110 кВ 150-220 кВ 400-500 кВ |
б) Таблица 13.3.2
Напряжение ЛЭП, кВ | до 110 | 150-220 | 330-500 |
Расстояние Б, м, не менее | |||
Расстояние В, м, не менее | 2-4 | 5-6 | 8-10 |
В процессе обхода перегона или станции осматривают сопряжения анкерных участков, разрядники, разъединители, секционные изоляторы, воздушные стрелки и т.п. Отступления от технологических требований и норм фиксируют в журнале, устанавливают сроки и организовывают их устранения.
При осмотре компенсирующего устройства обращают внимание на состояние троса, работу роликов, число грузов, положение грузов относительно земли, неподвижного ролика и ограничителя, наличия замка грузов и т.п. При необходимости, прокачивают грузы путем их незначительного подъема. В исправном компенсирующем устройстве после прокачки грузы должны вернуться в исходное положение (см. раздел 8.15).
Летом Зимой
Рисунок 13.3.7 – Осмотр компенсирующего устройства
При осмотре воздушной стрелки проверяют места пересечений контактных проводов, положение ограничительной накладки, отсутствие зажимов на проводах в зоне подхвата. Визуально проверяют состояние двойных звеньевых струн, продольных электрических соединителей, работу воздушной стоелки в период прохода по ней токоприемника электроподвижного состава.
Рисунок 13.3.8 – Осмотр воздушной стрелки
Верховой осмотр
Верховой осмотр контактной подвески проводится с целью определения технического состояния отдельных ее узлов и элементов. Работу выполняют с изолирующей съемной вышки или автомотрисы, со скоростью передвижения не более 10 км/ч, с остановками у опор, в местах установки электрических соединителей, тросов средней анкеровки и в других местах по указанию руководителя работ.
При осмотре обращают внимание на состояние проводов, изоляторов, электросоединителей, узлов, деталей и т.п. Выявленные отступления от технических норм фиксируются в книге осмотров и неисправностей. Определяются виды и объемы работ по ремонту устройств контактной сети. При обнаружении неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, принимаются незамедлительные меры по их устранению с соблюдением организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих.
Рисунок 13.4.1 – Верховой осмотр контактной подвески:
а - с изолирующей съемной вышки; б - с автомотрисы (автодрезины)