Открытие коммерческого банка.
Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после государственной регистрации в Центральном Банке Российской Федерации.
Инициатива организации коммерческого банка принадлежит учредителям банка - юридическим и физическим лицам, заинтересованным в создании банка и готовым принять участие в формировании уставного капитала. В качестве учредителей банка могут выступать юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Не могут быть участниками банков организации и предприятия, имеющие неликвидный баланс или объявленные неплатежеспособными.
Учредители банка берут на себя оформление всех необходимых для создания банка документов, формирование его уставного капитала, обеспечение материально-технической базы, определение круга клиентов и видов, совершаемых банком операций и решение других вопросов. Учредители - юридические и физические лица оформляют и подписывают учредительный договор или договор о создании акционерного общества. В нем определяется организационно-правовая форма банка; предполагаемый размер уставного капитала и доля учредителей в уставном капитале; ответственность сторон за выполнения принятых на себя обязательств; стороны, рассматривающие споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и так далее), а также другие вопросы существенные с точки зрения лиц его подписавших.
До регистрации банка учредители не имеют права проводить банковские операции от его имени.
Учредители банка проводят учредительное собрание, на котором обсуждают все основные вопросы деятельности будущего банка, определяют его характер, состав акционеров, долю каждого акционера в уставном капитале банка, рассматривают проекты учредительных документов и принимают соответствующие решения. Учредительное собрание должно, в частности, принять решение о создании банка, утвердить его состав, наименование, избрать совет директоров банка, ревизионную комиссию, а так же утвердить кандидатуры для назначения на должность руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера; расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности.
Учредительное собрание действительно при присутствии всех учредителей или их представителей. Решения принимаются тремя четвертями голосов (одна акция (пай) - один голос). Председатель собрания избирается присутствующим большинством голосов.
Не позднее, чем через один месяц после подписания учредительного договора учредители представляют в Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по месту своего нахождения все документы, необходимые для регистрации банка.
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:
а) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
б) учредительный договор, если его подписание предусмотрено Федеральным законом, утвержденный собранием акционеров;
в) устав;
г) протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
д) свидетельство об уплате государственной пошлины (копия платежного документа, подтверждающая внесение платы за регистрацию банка);
е) копии свидетельства о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а так же подтверждения органам Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнение учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
ж) декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставной капитал кредитной организации;
з) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения:
- наличие у этих лиц высшего юридического образования (с преставлением копий диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
- о наличии (отсутствии) судимости (статья 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
Кроме того, в пакет документов на регистрацию банка необходимо представить документы на служебные помещения - гарантийное письмо о готовности оборудования кассового узла, копию договора на аренду помещения или гарантийное письмо о предоставлении помещения, план служебных помещений банка, план кассового узла, пояснительную записку о технической укрепленности кассового узла, входа и окон.
Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по месту нахождения коммерческого банка направляет в адрес Банка России заключение о целесообразности создания банка на данной территории, к которому прилагаются необходимые для регистрации документы.
При предоставлении документов, перечисленных выше, Банк России выдает кредитной организации письменное подтверждение получения от них всех необходимых документов.
Центральный Банк Российской Федерации рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности регистрации банка.
Принятое решение о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты предоставления всех необходимых документов.
В случае положительного решения, в трехдневный срок. Банк России направляет в территориальное учреждение по месту нахождения кредитной организации по два экземпляра свидетельства о государственной регистрации и ее устав, сообщение публикуется Центральным банком Российской Федерации в печати.
Территориальное учреждение Банка России направляет учредителям уведомление о регистрации с указанием реквизитов корреспондентского счета и с требованием оплаты 100% уставного капитала в месячный срок, а так же выдает один экземпляр свидетельства о регистрации председателю совета или другому уполномоченному лицу.
Деньги для оплаты уставного капитала перечисляются учредителями на корреспондентский счет кредитной организации в Центральном Банке.
При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации. Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации.
В лицензии на осуществление банковских операций указывается:
а) банковские операции, на осуществление которых банк имеет право;
б) валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Для получения лицензии на осуществление банковских операций, кредитная организация должна располагать уставным капиталом в размере, установленном Банком России, оборудованием, необходимым для
осуществления банковских операций, а также выполнять квалификационные требования, предъявляемые к специалистам в соответствии с нормативными актами Банка России.
Вновь созданному коммерческому банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций;
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным числом иностранных банков.
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценныхметаллов. Указанная лицензия можетбыть выдана банку одновременно с лицензией, указанной в пункте 2.
В течении месяца после регистрации банка его уставный фонд должен быть оплачен полностью. В противном случае регистрация банка признается недействительной. Подтверждение своевременной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.