Социальная сфера в современной экономике.
Социальная сфера включает все государственные и внегосударственные институты, которые предоставляют гражданам бесплатные или льготные услуги по материальному обеспечению, здравоохранению, образованию или иным видам помощи. Как мы видим, важнейший отличительный признак социальной сферы, который отделяют ее от производственной сферы состоит в том, что некоторые услуги оказываются гражданам не в обмен на труд, а просто потому, что они являются гражданами того или иного государства. Хотя заработная плата и иные доходы всё-таки оказывают влияние на объёмы специальных услуг каждому гражданину, это связь не прямая, а косвенная и зачастую даже обратная: лица с низкими доходами , как правило, получают больший объём специальных услуг со стороны государства, чем лица с высокими доходами.
В XX в. в развитых странах социальная сфера чрезвычайно расширилась с точки зрения доли в национальном доходе и государственных расходах, характера социальных институтов, а также объёма и качества социальных услуг. Наряду с традиционными видами социальных услуг – образованием и здравоохранением, которые в некоторой части содержалась за счет государства и прежде, - получили развитые элементы социальной сферы. К ним относятся следующие:
1. Социальное обеспечение – система предоставления материальной помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных , а также семей с детьми. В России социальное обеспечение включает пенсии, пособия работающим(по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д), многодетным матерям и малообеспеченным семьям с детьми, а также льготы льготы и различные виды помощи престарелым и инвалидам.
2. Социальное страхование – материальное обеспечение наемных работников в случае болезни и при наступлении старости, т.е. главным образом оплата больничных листов м пенсионное обеспечение.
Расширение социальной сферы произошло прежде всего благодаря резко возросшему материальному благосостоянию общества. Но следует иметь в виду и другое, не менее важное обстоятельство. Современная экономика требует высокого уровня образования и квалификации населения. Не случайно во второй половине XX в. возникло понятие человеческий капитал, выражающее совокупность знаний, навыков и состояния населения. В экономической системе все взаимосвязаны, и поэтому высокий уровень развития социальной сферы служит одной из главных предпосылок эффективности и динамичности производственной сферы. Так, стремительный рост «новых индустриальных стран» Дальнего Востока в 70-80-х гг. XX в. во многом опирался опирался на большие государственные расходы по финансированию среднего и высшего образования.
Социальная сфера финансируется и развивается за счет двух источников:
- бюджетные средства;
- индивидуальные платежи и взносы.
Государственный бюджет является главным источником финансирования социальной сферы. Это связано со следующими обстоятельствами.
1. Многие социальные услуги по существу являются «общественными благами». Это относится в первую очередь к образованию «выгоды», которую получает общество от квалифицированного работника, чем его индивидуальная «выгода». Следовательно, если работник полностью оплачивает свое образование без дополнительного финансирования со стороны государства, рынок будет предлагать меньше услуг по получению образования, чем это требуется обществу.
2. Не все граждане в состоянии оплатить высокий уровень социальных услуг. В частности, высококачественное медицинское обслуживание в реальности стоит очень дорого и без государственного финансирования было бы недоступно абсолютному большинству населения.
В развитых странах в течение XX в. сложилось несколько моделей социальной политики. Их можно классифицировать по таким критериям, как:
- место социальной политики в системе национальных предметов;
- распределение социальных функций между государством, институтами гражданского общества и бизнесом;
- объём социальных расходов доля от ВВП;
- особенности национальной социальной политики (приоритеты- например, полная занятость, предоставление социальных услуг через государственные или частные структуры и др.)
Исходя из этих критериев, можно выделить четыре модели социальной политики.
1. Англосаксонская модель (США, Великобритания, Канада, Ирландия). В этой модели предусматривается средний уровень перераспределения налогов через бюджет на социальные цели и преобладание негосударственных – частных и общественных – социальных учреждений (платные школы, университеты, больницы и т.д.). Инструментом стабильности и благосостояния считается не столько социальное страхование (хотя оно получило большое развитие в последние годы), сколько владение собственностью , недвижимостью, акциями и т.д. Политика государства на рынке труда направлена больше на стимулирование бизнеса, чем собственно на поощрение предпринимателей к созданию новых рабочих мест. По «индексу комфортности жизни», рассчитываемому международными организациями на основании качественных параметров (цены, заработная плата, уровень социального обслуживания, состояние окружающей среды, уровень преступности и др.). Канада занимает первое место в мире.
2.Континентальная модель (большинство стран Западной Европы). Она предусматривает высокие объёмы перераспределения ВВП, финансирование социальных услуг за счет высоких налогов и страховых взносов, получаемых с предпринимателей, наличие развитых институтов социального партнерства, активное стимулирование рыночной конкуренции со стороны государства. Первоначально эта модель сложилась в ФРГ в 50-е гг. и в наибольшей степени соответствует идеям социальной рыночной экономики. Поэтому эту модель часто называют «германской».
3. Скандинавская модель. Она начала складываться еще до Второй мировой войны на основе идей социал-демократии и приобрела свои наиболее характерные черты в 60-х гг. В Скандинавских странах имеет место очень высокий уровень перераспределения налогов через бюджет (до 60% ВВП), высокие налоги ( и соответственно высокие цены) и чрезвычайно развитая система пособий и льгот. Теоретики скандинавской модели зачастую рассматривали ее как «третий путь» между капитализмом и социализмом, но в последнее время отказались от этого, призвав ее как разновидность рыночного хозяйства с особенно высокой степенью государственного регулирования социальной сферы, Чрезвычайно развитая система социальных услуг периодически сталкивается с кризисами из-за налогового бремени на экономику и ослаблением стимулов к труду и предпринимательству ( так произошло в Швеции в конце 80-х гг.)
4. Южноевропейская модель (Испания, Португалия, Греция). Для нее характерны перераспределение через бюджет на социальные цели менее 50% ВВП и значительно меньший диапазон социальных услуг, чем в западноевропейских странах. (Но с конца 80-х гг. в Испании складывается такая социальная система, которая по своим параметрам приближается к самым развитым странам Западной Европы.)
В настоящее время основные направления социальной политики в Европе координируется через органы Европейского союза на основании Социальной хартии ЕС. Принципы социальной политики все более сближаются, и в настоящее время уже нельзя однозначно разделять страны по этому признаку.
Активная социальная политика в огромной степени зависит от налогооблажения бизнеса и населения и перераспределения налогов через бюджет. Развитые страны тратят на социальные цели более половины бюджета центрального правительства (Россия – немногим более 30%).
В последние годы перед социальной политикой развитых государств
встали новые проблемы, связанные с глобализацией экономики. Глобализация влечет за собой усиление международной конкуренции, что нередко негативно отзывается на положении населения не только развивающихся, но и развитых стран. С этим и связаны бурные акции протеста против глобализации и деятельности Всемирной торговой организации, которые происходят в США в Западной Европе.