Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке
Виды спроса на деньги. Спрос на деньги со стороны населения означает желание иметь «при себе» определенную массу денег, необходимых для совершения соответствующих платежей. В техническом аспекте деньги нужны для того, чтобы с их помощью обеспечить доступ к товарам. Именно такой спрос на деньги со стороны населения получил название операционного спроса.
Однако в условиях рыночной экономики деньги обслуживают движение не только товаров, но и капитала. Напри-мер, деньги могут активно использоваться для приобретения ценных бумаг (финансовые операции). Такой вид спроса на деньги получил название спекулятивного. Операционный спрос и спекулятивный спрос в совокупности образуют общий спрос на деньги. Теперь уточним не-которые важные моменты.
Операционный спрос на деньги. Данная разновидность спроса на деньги связана с желанием домашних хозяйств иметь деньги «при себе» как техническое средство для совершения сделок купли-продажи, платежей и т. п. Операционный денежный спрос - та сумма денег, которую домашние хозяйства хотели бы иметь под рукой, т. е. в форме, доступной в любой момент. Физически операционный спрос предстает в виде наличных денег или остатков на банковских счетах (до востребования), деньги с которых можно снять предельно просто. Операционный спрос на деньги со стороны домашнего хозяйства определяется рядом факторов. Прежде всего - это уровень денежного дохода самого домашнего хозяйства. Принято считать, что в определенных границах операционный спрос на деньги не зависит от уровня ссудного про-цента (Z). Утверждается, что при любых обстоятельствах и при любой норме ссудного процента домашнее хозяйство всегда будет держать под рукой определенную часть денежного дохода. Но так ли это на самом деле?
Конечно, каждому из нас обладание наличными деньгами всегда сулит определенное удобство. В любой момент можно без особых хлопот оплатить покупки товаров. Использование наличных денег позволяет не раскрывать время, место и характер сделки (платежа). Нет необходимости по поводу каждой покупки предварительно посещать банк, теряя при этом время (т. е. нести «издержки стоптанных башмаков»).
Но при таком поведении домашнее хозяйство все-таки теряет премию - процентный доход по вкладам в банке. Поэтому на практике каждому домашнему хозяйству предстоит выработать стратегию управления своим денежным доходом («модель управления наличностью»). Спекулятивный спрос на деньги. В данном случае речь идет о спросе на деньги с целью приобретения финансовых активов (облигаций, акций и т. д.). Данная разновидность спроса определяется стремлением населения получать доход с ценных бумаг. Спекулятивный спрос на деньги основан на обратной зависимости между ставкой банковского процента и курсом ценных бумаг (облигаций). Если процентная ставка повышается, то рыночный курс ценной бумаги снижается. Наоборот, если процентная ставка снижается, то рыночный курс акции повышается. Поэтому можно получить выигрыш, купив бумаги в тот период, когда процентная ставка высокая, и продав их, когда она низкая. Изменение ситуации на рынке ценных бумаг непосредственно влияет на объем спекулятивного спроса на деньги. Общий спрос на деньги. Такой спрос формируется как сумма операционного спроса и спекулятивного спроса на деньги с целью приобретения ценных бумаг: Dm = Dm1 + Dm2, где Dm1 и Dm2 есть соответственно операционный и спекулятивный спрос на деньги. Под воздействием операционного спроса (Dnij) график спекулятивного спроса (Dm2) смещается вправо, тем самым определяется положение кривой общего спроса на деньги (Dm). Положение кривой общего спроса на деньги соответствует определенному уровню ВВП, а перемещение по кривой отражает изменение объема спроса на деньги в зависимости от уровня процентной ставки (Z) . Предложение денег. Формально объем предложения денег равен количеству денег, находящихся в обращении. Кто в состоянии предложить деньги? Конечно же, в первую очередь Центральный банк страны. Центральный банк. Выделим основные способы предложения денег со стороны Центрального банка: а) Центральный банк страны имеет право скупать пред- лагаемую иностранную валюту. Тем самым иностранные деньги заменяются обязательствами Центрального банка или национальными банкнотами; б) Центральный банк может скупать обязательства (ценные бумаги правительства), что также открывает канал для эмиссии национальных денег; в) Центральный банк может выкупать векселя крупных предприятий, которыми владеют коммерческие банки; г) Центральный банк может скупать драгоценные металлы, опять же рассчитываясь национальными деньгами; д) Центральный банк может предоставлять свои обязательства (т. е. деньги) в кредит коммерческим банкам (операция рефинансирования). Примечание. Обратим внимание на то, что предложение денег Центральным банком тесно связано с залоговыми операциями, с учетом долговых обязательств (банковских векселей), т. е. с кредитными отношениями. Коммерческие банки. Кредитными операциями, т. е. предоставлением денег взаймы, занимаются и коммерческие банки. Впрочем, что здесь особенного. Ведь в обращение отправляются деньги, которые до этого были мобилизованы в виде банковских вкладов с условием выплаты процента. Но специфика, и весьма существенная, в данной операции кредитования банком своих клиентов все же присутствует. Так, полученный клиентом банка кредит обычно используется для оплаты счетов поставщиков. Это означает, что денежные средства уходят клиенту (и достаточно часто) другого банка. Там они зачисляются на соответствующий счет и могут вновь использоваться для выдачи кредита клиентам уже данного банка. В итоге в банковской системе благодаря кредитованию нарастает масса денег.
Вывод: чем больше требований между хозяйствующими субъектами, тем больше денежная масса, находящаяся в обращении. Наличные кредитные деньги. Надо признать, что современные коммерческие банки способны создавать не только безналичные, но и собственные наличные деньги. К такой разновидности наличных кредитных денег следует отнести банковский вексель, акцептованный коммерческий вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты. Их применение непосредственно связано с развитием кредитных отношений. Денежное равновесие. Как и обычно, равновесие на рынке денежных средств будет достигаться в точке пересечения линий спроса и предложения. Денежное уравнение. Исходное уравнение обмена, предложенное в неоклассической теории (А. Маршалл, И. Фишер), выглядит следующим образом: MxV = PxQ = Dm, где М - это масса денег, необходимых для денежного обращения; V - скорость оборота денег; Р - уровень рыночных цен; Q - реальный объем производства.
88. Финансовая система: структура и принципы построения. Государственный бюджет и его функции
Содержание и функции финансов. Финансы непосредственно связаны с развитием денежных отношений в усло-виях активизации деятельности государства. Сам термин «финансы» (от лат. finansia) означает денежный доход или денежный платеж. Финансы обнаруживают себя как инструмент распределения и перераспределения доходов в пользу государства с учетом выполняемых им функций.
Финансы. - совокупность экономических отношений или обязательств денежного порядка, существующих между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Функции финансов: а) распределительная; б) контролирующая; в) стимулирующая; г) фискальная (присвоение государством дохода и его использование с определенной целью).
Национальная финансовая система. Финансы выступают не только как специфическая часть денежных отношений, где деньгам суждено выполнять функцию платежа. Финансы - это еще и законодательно установленные правила, по которым формируются денежные потоки государства. Так что приходится иметь дело с общенациональной финансовой системой.
Общенациональная финансовая система есть совокупность институтов, организаций и звеньев, задействованных в перемещении денежных средств, обеспечивающих выполнение финансовых обязательств субъектов национальной экономики и государства. Уровни. При анализе современной финансовой системы в качестве ее основных уровней принято выделять: 1) финансы домашнего хозяйства; 2) финансы субъектов хозяйствования (предприятий); 3) финансы государства (централизованные финансы). Первые два пункта - это так называемые частные или децентрализованные финансы. Но в общей финансовой системе страны центральное место занимают финансы государства.
Государственные финансы — система экономических отношений, связанных с образованием государством денежных ресурсов, мобилизуемых в соответствии с действующим зако нодательством, и их последующим использованием для выполнения социально-экономических и политических функций. Располагая соответствующими денежными ресурсами, современное государство обеспечивает производство и рас-пределение тех экономических благ, которые необходимы для удовлетворения совместных потребностей (образование, здравоохранение, культура, оборона, общественный порядок). В свою очередь в структуре государственных финансов выделяются следующие уровни:
1) бюджетный уровень (консолидированный бюджет; республиканский и местный бюджеты); 2) централизованные бюджетные фонды; 3) внебюджетные фонды государства специального назна-
чения; 4) финансы предприятий государственного сектора. Бюджетный уровень. Государственный бюджет (от англ. budget - казна, кошелек) выступает как централизованный фонд денежных средств государства.
С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства (обычно на год), которая утверждена в законодательном порядке. После его утверждения бюджет можно определять как закон, разрешающий правительству страны собирать денежные средства и расходовать их по своему ус-мотрению. С экономических позиций государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государ-ством, физическими и юридическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Вывод: формирование и развитие бюджета непосредственно связано с развитием государства. Исторический ракурс. Первый опыт формирования бюджетных отношений белорусские земли накопили еще в период вхождения в состав государства Киевская Русь (IX-XII вв.), где свод законов получил название «Русская Правда». В те далекие времена государственная казна пополнялась как материальными ценностями, так и денежными доходами. Волости и крупные города формировали свою казну, которая со временем становится прообразом местного бюджета. Обьединение в XIII веке под властью великого князя Миндовга белорусских земель, Черной Руси (Новогрудок, Гродно), Пинско-Туров-ско-го княжества, Литовского княжества и княжеств Полоцкой Руси и др. привело к формированию Великого Княжества Литовского (ВКЛ), в состав которого затем вошли также соседние русские и украинские земли. Постепенно происходит отделение финансов государства от казны самого князя. В ВКЛ сложилась эффективная многоуровневая система сбора различных податей, получил быстрое развитие денежный оброк. В доходах государственной казны ВКЛ присутствуют дары, принудительные налоги и пошлины, а также целевые налоги. Собранные поступления использовались на общегосударственные нужды.
Функции бюджета. В качестве таковых выделяются:а) аккумуляция денежных средств, предназначенных наобщенациональные нужды (фискальная функция);б) регулирование социально-экономических отношений
за счет изменения денежного обеспечения субъектов (регулирующая функция);в) инвестиционная функция;г) региональное перераспределение денежных ресурсов;д) социальная защита населения и выравнивание уровня жизни (социальная функция);е) стимулирование предпринимательства и частного сектора национальной экономики; ж) обеспечение финансовой безопасности государства (валютные резервы, международные обязательства и т. п.).
Вывод: используя бюджет, государство воздействует на национальное воспроизводство, регулирует и стимулирует экономический рост.
Бюджетная система - организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного и местного устройства страны, основанная на существующих правовых нормах.К основным принципам построения современной бюджетной системы государства относятся:1) единство всех уровней национальной бюджетной системы;2) полнота отражения финансовых ресурсов; 3) приоритетность публичных расходов;4) гласность исполнения и достоверность данных;5) эффективность и экономичность использования бюджетных средств. Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства (например, Беларуси) включает два уровня: республиканский и местный. Поэтому выделяются республиканский и местные бюджеты, а также общегосударственный (консолидированный) бюджет.