Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Эдуард Чемберлин(1899—1967 гг.) в работе «Монополистическая конкуренция
Эдуард Чемберлин(1899—1967 гг.) в работе «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости» обращает внимание на дифференциацию продукта, при чем дифференциация трактуется им достаточно широко, в это понятие он включает не только свойства продукта (его качество, стиль, форма, цвет, упаковка и т.п.), но и условия его реализации, а также услуги, которые сопутствуют его продаже. Основным признаком дифференцированного продукта, по Чемберлину, является наличие у товара или услуги или у одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака (например, отличий стиля его поведения как субъекта хозяйства, если речь идет о розничной торговле). Следовательно, основным фактором (причиной) монополистической конкуренции служит монополия продукта, а не фирмы.
Дифференциация продукции, которая обеспечивает обособление рынка для отдельного продавца или фирмы за счет отсутствия аналогичных продуктов-заменителей (субститутов), создает предпосылки для установления контроля над ценой. Э. Чемберлин заключает, что в условиях существования дифференциации «покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении».
В условиях дифференциации монополистический фактор присутствует в системе ценообразования. Но в условиях дифференциации, продавец, являясь монополистом своего продукта, одновременно подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей, следовательно, можно говорить о существовании сил монополистической конкуренции. Поэтому, сложившиеся представления о чистой конкурентной природе ценообразования (цены стремятся к уровню, соответствующему условиям чистой конкуренции) не соответствуют реальности.
В действительности дифференциация приводит к такому положению, при котором вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но, тем не менее, взаимосвязанных рынков, на которых существует разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. В результате приведенных построений становится очевидным, что модель Чемберлина носит смешанный характер, где взаимосвязаны как элементы конкуренции, так и элементы монополии. Он констатирует, что «большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию».
Э. Чемберлин рассматривает также категорию «чистой монополии», или «законченной монополии на известный продукт». Действие этой модели, так же как и модели чистой конкуренции, ограниченно, поскольку власть монополии не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которых является монополизированный продукт. Такого рода монополия закрепляется патентами, авторскими правами, хотя и она обычно сталкивается с конкуренцией более или менее совершенных субститутов. Проблема контроля монополиста за ценой решается Э. Чемберлином в соответствии с уже выдвинутым положением о смешанном, синтетическом характере процесса ценообразования. Ученый доказывает ограниченный характер воздействия монополиста на цену, который определяется наличием субститутов. Пределы влиянию монополиста устанавливает спрос на продукт, который может иметь достаточно высокую эластичность. Спрос может быть настолько эластичным, что максимально выгодная для продавца цена будет незначительно отклоняться от цен других продавцов и может совпадать и даже быть ниже общих цен на товары данного рода. Эти рассуждения привели Э. Чемберлина к выводу о том, что монопольные цены не обязательно должны превышать цены сходных товаров, а, следовательно, и монопольная прибыль не обязательно превышает ее обычную норму.
По мнению Чемберлина, монопольная сверхприбыль может возникать при условии создания или увеличения спроса на определенный товар, если производитель или продавец защищен от воздействия конкурентов. Используя сформулированный А. Маршаллом закон возрастающей отдачи, он утверждает, что увеличение объема выпуска продукции ведет к увеличению прибыли. Однако в отличие от маржиналистов, исходивших из фиксированной величины спроса, Э. Чемберлин рассматривает его как величину, управляемую со стороны производителя или продавца.
Чемберлин исследует категорию издержек сбыта,наряду с известной экономической науке категорией издержек производства. Без издержек сбыта практически невозможно создание новых рынков, формирование и управление спросом, они включают все затраты на создание торговой информации или рекламу товаров, как известных на рынке, так и новых. Чемберлен исследует воздействие рекламы на спрос, доказывая, что с ее помощью может произойти увеличение сбыта товара без изменения цены, и, следовательно, увеличение прибыли, но ставит определенное ограничение действию данного неценового фактора конкуренции, справедливо отмечая, что рост дохода не пропорционален росту издержек сбыта в перспективе, так как «сопротивление, вызывающее уменьшение дохода, все время усиливается по мере того, как расширяются затраты по сбыту».
Таким образом, Э. Чемберлин доказывает, что цены являются всего лишь одним из инструментов конкуренции, а не единственным или основным. По его мнению, в реальных условиях монополистической конкуренции ведущую роль играют неценовые факторы конкуренции,такие, как качество товара и обслуживание потребителей. В качестве объекта исследования проблемы ценообразования, поэтому должно выступать регулирование продукта при заданной цене, а также перестройка цены в связи с изменением продукта или установление цены на новый продукт.
Модель монополистической конкуренции Э. Чемберлина предполагает наличие рыночной структуры, где число продавцов, как и в модели чистой конкуренции, достаточно велико и каждый из них действует относительно независимо от конкурентов, что отличает ее от режима чистой монополии. Вторым признаком модели является наличие качественно разнородного, дифференцированного продукта, что определяет сосуществование элементов конкуренции и монополий (так как покупатели предпочитают товары с определенными качествами и готовы платить за них более высокую цену). Наконец, для данной модели характерен неограниченный вход в производство и реализацию близких групп товаров, что отличает ее от монополистической модели.
Заслугой Э.Чемберлина является ревизия устаревшей концепции «чистой конкуренции» наряду с критическим подходом к категории «полной монополии». На основе анализа феномена дифференциации продукта ученый выдвигает обновленную концепцию ценообразования, подчеркивая ведущую роль неценовых факторов. Однако в исследовании феномена монополии Э. Чемберлин также отводит центральную роль проблеме дифференциации, не рассматривая связи этого фактора с условиями конкурентной борьбы между крупными компаниями, которые в действительности являются ведущими хозяйственными субъектами, влияющими на систему ценообразования.