Олигополия и монополистическая конкуренция
Содержание
1.Общественное производство и экономические отношения…………3
2.Олигополия и монополистическая конкуренция……………………..5
3. Инфляция и ее виды.. 7
Задача 1. 10
Задача 2. 11
Задача 3. 12
Задача 4. 13
Задача 5. 14
Задача 6. 15
Задача 7. 16
Список литературы.. 17
Общественное производство и экономические отношения
Общественное производство выступает в форме взаимодействия человеческого общества и природы. В процессе производственной деятельности человеческое общество воспроизводит себя в виде производительных сил и совокупности экономических отношений [4, с.78].
Общество воспроизводит материальные и нематериальные предпосылки и условия деятельности, постоянно развивает их. В процессе производства осуществляется преобразование природных ресурсов в продукцию, которая предназначена для удовлетворения потребностей людей.
Все общественное производство выступает в виде:
материального производства;
нематериального производства;
удовлетворения социальных основ жизнедеятельности населения.
Материальное производство обеспечивает общество материальными благами и услугами, которые необходимы для жизнедеятельности населения. Сюда включается также материальное производство, которое создает условия для воспроизводства среды обитания (животный и растительный мир), природно-экологической среды обитания (сохранение водного и воздушного бассейнов, земельных и лесных угодий и т. д.).
Нематериальное производство связано с удовлетворением духовных основ жизнедеятельности населения и включает в себя развитие сфер народного хозяйства, обеспечивающих повышение образовательного уровня населения, удовлетворение потребностей культурного развития, медицинского обслуживания.
Социальные основы жизнедеятельности населения. Общественное производство выступает как единство производительных сил и экономических отношений. Результатом хозяйственной деятельности является совокупный общественный продукт (СОП).
СОП в своем движении проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.
Производство представляет собой процесс создания полезного продукта. Стадия производства является исходной. Производство - первый признак экономической деятельности людей. Современная трактовка размывает процесс производства как особой стадии. В понятие производства включают не только создание материального продукта и услуг, но и деятельность по доведению продуктов до потребления. В результате принижается роль производства, резко снижается его значимость, что отрицательно сказывается в целом на созидательной деятельности общества.
Распределение - это определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам хозяйственной деятельности. Различают первичное распределение в виде произведенного продукта или полученного дохода и вторичное распределение, или перераспределение, когда полученный доход перераспределяется между различными субъектами экономической деятельности.
Обмен есть процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Различают обмен продуктами деятельности в самом производстве, он основан на технологической специализации внутри производственного процесса. Второй вид обмена продуктами осуществляется на основе общественного распределения труда или специализации.
Олигополия и монополистическая конкуренция
При такой организации рынка на нем представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей [2, с.114].
На монопольных рынках любые виды соперничества отсутствуют. Если же потенциальный конкурент преодолевает барьеры входа на рынок, то монопольное предприятие утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется и монополия исчезает.
Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.
Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Поведение участников олигополького рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры, в конечном счете не известен.