Повышение вероятности успешного выполнения пациентом домашнего задания

Некоторые пациенты легко выполняют предложенные им домашние задания, другие же сталкиваются со значительными трудностями. Ниже представлен алгоритм, следуя которому терапевт может повысить вероятность того, что па­циент успешно выполнит домашнее задание и его состояние улучшится.

1. Приведите домашнее задание в соответствие с индивидуальными по­требностями данного пациента (уверенность терапевта в том, что паци­ент способен выполнить предложенное ему задание и сделает это, долж­на достигать 90-100%). Лучше ошибиться в сторону более легкого для пациента задания, чем слишком сложного.

2. Определяйте домашнее задание совместно с пациентом; убедитесь, что он согласен его выполнить.

3. Предоставьте пациенту логическое обоснование: каким образом и по­чему домашнее задание принесет ему пользу.

4. Сделайте домашнее задание беспроигрышным вариантом для паци­ента.

5. Если возможно, пусть пациент приступит к выполнению домашнего за­дания непосредственно па сессии.

6. Помогите пациенту создать систему напоминаний о необходимости вы­полнения домашнего задания.

7. Учтите возможные сложности; в некоторых случаях - проведите пред­варительное проигрывание ситуации.

8. Учитывайте, что пациент может не выполнить домашнее задание, и сде­лайте необходимый предварительный комментарий.

Соответствие домашнего задания индивидуальным

Потребностям пациента

Успешное выполнение домашнего задания способствует прогрессу терапии, повышению уверенности в себе и улучшению настроения пациента. Поэтому домашнее задание должно быть тщательно продуманным. Планируя домашнее задание, терапевт не исходит из установленного образца, а принимает во вни­мание особенности данного пациента (перечисленные в начале этой главы), а также его предпочтения и пожелания.


Домашнее задание 301

Одна пациентка, Джоан, на первой сессии не разобралась в когнитивной модели и рассердилась, когда терапевт (недостаточно опытный) пытался убе­дить ее выявить автоматические мысли. Она в сердцах воскликнула: "Как вы не понимаете; я не знаю, о чем именно сейчас думаю, мне просто очень плохо!" Очевидно, что домашнее задание, предполагающее выявление и запись авто­матических мыслей, оказалось явно преждевременным. Другая пациентка Барбара, еще до начала курса терапии успела прочитать популярную книгу ц0 когнитивной терапии и с ходу разобралась, зачем и как надо выявлять авто­матические мысли. Поэтому в качестве первого домашнего задания терапевт предложил ей отмечать изменения настроения и заполнять первые четыре ко­лонки бланка РДМ.

Помимо содержания домашнего задания, необходимо учитывать и его объем.

Так, у Салли была высокая мотивация пройти курс терапии, кроме того, ей, как студентке колледжа, была понятна и близка идея домашних заданий. Ей было гораздо легче выполнять взятые на себя обязательства, чем Джоан, стра­давшей глубокой депрессией и давно позабывшей о любом обучении.

Каждое домашнее задание целесообразно разделить на отдельные легко ­выполнимые части. Вот примеры: ежедневно прочитывать по одной главе по­пулярной книги по когнитивной терапии или школьного учебника, заполнить первые четыре колонки бланка РДМ, выделить 10-15 минут, чтобы оплатить накопившиеся квитанции, пойти за покупками в ближайший супермаркет (не в самом начале терапии).

Определяя домашнее задание, необходимо учитывать и вероятные труд­ности, которые можно предположить исходя из диагноза пациента и его те­кущих проблем. Например, депрессивному пациенту в начале курса терапии больше пользы принесет выполнение поведенческих (а не собственно когни­тивных) заданий. Избегающий пациент вряд ли согласится выполнять пове­денческие задания, поскольку воспримет их как давление со стороны тера­певта. Тревожному пациенту может казаться, что он не способен выполнить любое домашнее задание, а особенно слишком объемное. Поэтому лучше ошибиться в сторону более легкого для пациента задания, чем более сложного. Невыполненное или неудачно выполненное домашнее задание часто ведет к возникновению у пациента самокритичных переживаний и чувства безнадежности.

Наши рекомендации