Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Б3.Б7
«Институциональная экономика»
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Институциональная экономика» входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (раздел Б3.Б7.) дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100.62 Экономика, осваивается на 1 курсе (2 семестр) (Бакалавриат).
Цель изучения дисциплины
Дать слушателям необходимые знания для анализа экономической жизнедеятельности, прогнозирования ее результатов и для принятия обоснованных и эффективных решений в их практической деятельности с использованием институциональных подходов.
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Содержание разделов дисциплины.
1. Предмет и методологические принципы институциональной экономики. Место институциональной экономики в системе экономических дисциплин. Междисциплинарный характер институционального анализа.
Истоки институционализма (немецкая историческая школа, классическая политэкономия, марксизм, неоклассическая экономическая теория).
«Старый» и «новый» институционализм, их представители и эволюция теорий. Методологические основы неоинституционализма.
Предпосылки неоклассического институционального анализа и их модификации представителями институциональной теории.
Поведенческие предпосылки новой институциональной теории. Полнота информации. Ограниченная и органическая рациональность. Оппортунистическое поведение: сущность и основные проявления.
2. Понятие нормы как фактора экономического поведения. Признаки и типы норм. Норма и правило поведения. Определение понятия института. Функции институтов. Ситуации, в которых возникают институты: «дилемма заключенных», координации, неравенства.
Механизмы принуждения к соблюдению правил.
3. Институциональная структура общества. Формальные и неформальные институты и их взаимодействие. Институциональные технологии и проблемы их распространения. Импорт институтов и его последствия. Институциональные ловушки.
5. Теория институциональных изменений Д.Норта. Теория отбора в процессе конкуренции наиболее эффективных институтов (А.Алчиан, М.Фридман). Path dependence – зависимость от прошлой траектории развития. Применение методов эволюционной теории игр в анализе формирования и изменения институтов.
6. Понятие трансакции и виды трансакций. Природа и понятие трансакционных издержек. Классификация трансакционных издержек и способы их минимизации. Работа Р.Коуза «Природа фирмы». Трансакционный подход Коуза-Уильямсона. Исследуемые, опытные и доверительные блага. «Рынок лимонов» и проблема ухудшающего отбора. Проблема измерения трансакционных издержек.
7. Определение прав собственности и основных понятий: спецификация прав собственности, разграничение прав собственности, пучок прав собственности, размывание прав собственности. Спецификация и защита прав собственности. Концепция остаточных прав и остаточных эффектов А.Алчиана и Г.Демсеца. Внешние эффекты (экстерналии) и альтернативные способы их интернализации. Налог А.Пигу. Теорема Коуза.
Альтернативные режимы прав собственности: общедоступная собственность, коллективная собственность, частная и государственная собственность.
8.Теория контрактов: классификация основных направлений. Понятие контракта. Полные (совершенные) и несовершенные контракты. Типы асимметрии информации и виды оппортунистического поведения.
Классические, неоклассические, отношенческие контракты: их характеристика и условия применения. Факторы, определяющие оптимальный выбор контракта.
9. Экономическая организация в неоклассической теории. Соотношение (границы) между институтами и организациями. Основные формы организаций. Объяснение причин возникновения фирмы и границ фирмы в новой институциональной теории (Ф.Найт, Р.Коуз, А.Алчиан, Г.Демсец, О.Уильямсон). Контрактный и иерархический подходы к объяснению фирмы.
Частнопредпринимательская фирма: характеристика, преимущества и недостатки. Государственные предприятия, некоммерческие организации, товарищества и партнерства.
Проблема «принципала-агента» в экономической организации: понятие, причины возникновения и варианты решения.
10.Институциональная природа государства. Объяснение феномена государства (теория насилия, теория социального контракта). Государство как агентство по производству общественных благ. Проблема безбилетника и организация коллективных действий. Неоклассическая теория государства Норта. Модель оседлого бандита Мак-Гира – Олсона.
Автократическая модель государства. Вертикальный контракт. Производство порядка в автократическом государстве. Реализация порядка и эффективность размещения ресурсов в автократическом государстве.
Консенсуссная модель государства. Порядок как продукт горизонтальных соглашений. Необходимость обособления центра власти и агентские отношения между избирателями и властью. Услуги власти. Интересы бюрократии и эффективность размещения ресурсов.
Государство и группы специальных интересов. Рентоориентированное поведение, его цель и формы. Коррупция, ее сущность, предпосылки и типы.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия и категории институциональной экономики;
- основные особенности ведущих школ и направлений институциональной экономики;
- институциональные закономерности функционирования экономики;
- институциональные факторы экономической эволюции;
- институциональную интерпретацию субъектов экономической деятельности и мотивации их поведения;
- методы институционального анализа объектов, явлений и процессов;
- основные особенности институциональной среды российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
Уметь:
- анализировать явления и процессы в экономике во взаимосвязи с экономическими институтами;
- выявлять проблемы институционального характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
- использовать источники информации, характеризующие состояние институциональной среды и ее воздействие на экономические процессы; анализировать, интерпретировать и использовать эту информацию для выработки и обоснования управленческих решений;
- осуществлять выбор методов институционального анализа для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты анализа и обосновывать полученные выводы;
- прогнозировать институциональные изменения и их влияние на поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений;
- представлять публично либо в установленной документальной форме результаты проведенного институционального исследования;
- учитывать институциональные ограничения и институциональные основы экономического поведения при разработке проектов в сфере экономики и бизнеса.
Владеть:
- методологией институционального исследования;
- современными методами сбора, обработки данных о состоянии институциональной среды и ее влиянии на экономические процессы;
- методами и приемами анализа экономических институтов и институциональных факторов функционирования и развития экономики;
- навыками самостоятельной работы в части институционального анализа и проектирования.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурных (ОК):
ОК-4: способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.
б) профессиональных (ПК):
ПК-4: способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
5. Общая трудоёмкость дисциплины
3 зачетные единицы, 108 академических часа.
Формы контроля
Промежуточная аттестация – зачет
Составитель – д.э.н., профессор Алпатова Э.С., к.э.н., доцент Недорезова О.Ю.