И подготовке к семинарскому занятию. Данная тема занимает особое место в структуре нашей дисциплины, поскольку классическая политическая экономия есть первая подлинно научная школа экономической
Данная тема занимает особое место в структуре нашей дисциплины, поскольку классическая политическая экономия есть первая подлинно научная школа экономической мысли, которая стремилась проникнуть в сущность экономических процессов, представить полученные знания в системном виде, сформулировать основные законы экономической жизни, используя метод научной абстракции и другие общенаучные методы. При подготовке к семинарскому занятию следует уделить пристальное внимание одной из главных заслуг классиков – переносу акцента теоретических исследований из сферы обращения в сферу материального производства. Особое значение имеет для участников семинарского занятия изучение логической взаимосвязи категорий в теории А. Смита, которая представляет собой один из лучших образцов восхождения от абстрактного к конкретному во всей истории экономической мысли.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература:
1. История экономических учений /под ред. В. Автономова и др. - М.: 2008. – 3,4.
2. Синельник, Л. В. История экономических учений /Л. В. Синельник. - М.: 2010. – Гл. 3, 5, 6.
3. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Т.1. - М.: 1991. – С. 83-97.
4. Фомишин, С. В. История экономических учений /С. В. Фомишин. - Ростов-на-Дону. 2008. – Раздел II.
5. Экономическая история мира. Европа. Том 1. /под ред. М.В. Конотопова. - М.: 2006. – Гл. 15.
6. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. - Гл. 5,6,8.
7. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 2 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2010.
Дополнительная литература
1. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг. - М.: 1994.
2. История экономических учений /под ред. Г.А. Шмарловской и др. - Минск: 2000.
3. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли /Е. М. Майбурд. - М.: 1996.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте особенности предмета изучения А. Смита?
2. Что понимал У. Петти под «политической арифметикой»?
3. Какую роль играет по Смиту разделение труда в обществе?
4. Какие классы в обществе выделял А.Смит?
5. В чем суть трудовой теории стоимости А. Смита?
6. В чем сущность концепции Смита о «невидимой руке провидения»?
7. Как формулировал Д. Риккардо главную задачу политической экономии?
Тема 2.2. Экономическая теория марксизма
I. Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендованную литературу, найти определение следующих понятий теории марксизма: материалистическое понимание истории, производительные силы и производственные отношения, способ производства, общественно-экономическая формация, абстрактный и конкретный труд, общественно-необходимые затраты труда, товар, простое и капиталистическое товарное производство, капитал, рабочая сила, прибавочная стоимость, постоянный и переменный капитал, всеобщий закон капиталистического накопления. Представить их в письменной форме.
2. Подготовить доклад на тему: «К. Маркс – создатель политической экономии труда».
3. Составить конспект фрагмента следующего произведения К. Маркса: «Капитал» Т. 1. Послесловие ко второму изданию. (этот фрагмент содержится в хрестоматии учебника: Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. - Ростов-на-Дону: 1999.)
4. Принять участие в дискуссии: «Почему с точки зрения русских экономистов М.И. Туган-Барановского, П.Б. Струве, С.Н. Булгакова не сбылось предсказание Маркса об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса при капитализме»?
II. План семинарского занятия
(форма обучения очная)
1. Особенности предмета и метода изучения К. Маркса.
2. Материалистическое понимание истории.
3. Теоретические положения о стоимости и капитале.
4. Теория прибавочной стоимости К. Маркса.
5. Всеобщий закон капиталистического накопления.
III. Рекомендации по выполнению заданий