Макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и предложения (AD-AS)

Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяется на основе модели AD–AS. Она является исходной базовой моделью для анализа макроэкономического равновесия. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяют равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Рассмотрим случай, когда эти кривые пересекаются на промежуточном участке кривой совокупного предложения. Равновесный уровень цен равен Ро, а равновесный реальный объем производства – Уо.

Если кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном участке кривой AS, то уровень цен здесь не играет никакой роли в установлении рыночного равновесия. Если бы в стране было произведено количество продукции Yf, ее нельзя было бы продать, так как экономика находится в состоянии кризиса, и потребители не могли бы скупить на рынке весь национальный продукт, следовательно, возникнут товарные запасы и производители сократят количество предлагаемых товаров и услуг до величины Уо.

Под влиянием различных факторов могут происходить сдвиги кривой совокупного спроса. Сдвиг кривой совокупного спроса происходит на кейнсианском участке кривой совокупного предложения. На этом участке экономика характеризуется высоким уровнем безработицы и наличием неиспользуемых производственных мощностей. При увеличении совокупного спроса с AD до AD1 реальный объем производства увеличится с Уо до Уг. Занятость тоже увеличится, а уровень цен останется постоянным.

Сдвиг кривой совокупного спроса происходит на промежуточном участке кривой совокупного предложения – этом случае увеличение реального объема производства сопровождается ростом цен. Повышение цен, связанное с увеличением совокупного спроса, называется инфляцией спроса.

Теория микроэкономики различает два основных подхода (механизма) к анализу установления равновесной цены: равновесие по Л. Вальрасу и равновесие по А. Маршаллу. Главным в подходе Вальраса является разрыв в объеме спроса и предложения в результате отклонения фактической цены (Р{) или (Р2) от равновесной (Р*). В зависимости от этого усилится либо конкуренция покупателей, либо конкуренция продавцов, что уравнивает фактическую цену с равновесной. В модели Вальраса инструментом сбалансирования являются цены. Допустим, действительная цена товара превысила равновесную. В этом случае объем спроса равен величине Q, а объем предложения – Q1. Налицо превышение предложения над спросом, т. е. избыток товара. Недостаточный спрос вызовет падение цены, которая снизится до равновесной величины (Р*). Если же, напротив, цена (Р2) ниже равновесной, то спрос превышает предложение. Налицо состояние дефицита. Поэтому цены будут стремиться расти до равновесного состояния (Р*).

14. Фискальная политика: содержание, цели и инструменты. Сущность налогов, их функции. Основы теории налогообложения. Классификация налогов

Налоги – это обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица.

Роль налогов выражается в их функциях. Различают следующие функции налогов: фискальная; регулирующая; перераспределительная А. Смит сформулировал основополагающие принципы налогообложения, которые могут использоваться в любой экономической системе: подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно получаемому ими доходу; сумма налога, которую обязан уплатить отдельный субъект налога, должна быть точно определена; каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, как это удобно плательщику; каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы заработная плата чиновников не поглотила значительную долю тех средств, которые поступают от данного налога.

Налоги классифицируются по нескольким признакам: По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступают налоговые средства, различают федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

Фискальная политика – это политика государственных расходов и налогов, т. е. система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами. Правительственные расходы и налоги являются инструментами фискальной политики. К правительственным расходам, мы знаем, относится строительство за счет бюджета дорог, Школ, медицинских учреждений, закупки сельскохозяйственной продукции, боевой техники, внешнеторговые закупки, содержание социальной сферы, науки, поддержка искусства и т. д. С налогами мы уже познакомились выше.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения: залоговых ставок; базы налогообложения; видов налогов; их количества; размеров государственных расходов или их направлений.

В экономической теории представители кейнсианской школы и сторонники теории «экономики предложения» по-разному рассматривают методы проведения фискальной политики государства.

Кейнсианцы ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития страны. Основным фактором роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства они считают сокращение налогов, что в краткосрочном периоде приводит к сокращению поступлений в бюджет. Следствием этого является образование или увеличение бюджетного дефицита. Согласно кейнсианской теории существуют два направления фискальной политики, являющиеся традиционными.

Первое направление – дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе принимаемых им решений. Это сознательное регулирование государством уровня налогов и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость и инфляцию. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, подобное инвестициям, и так же, как инвестиции, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВВП в результате изменения государственных расходов.

Налоговый мультипликатор – коэффициент, показывающий, во сколько раз изменяется ВВП под влиянием изменения налогов.

Вторым направлением фискальной политики является политика встроенных стабилизаторов, т. е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения; система государственных трансфертов. По мере роста объема ВВП наблюдается пропорциональный прирост налоговых поступлений, что снижает покупательную способность населения и экономический рост сдерживается. В случае падения национального производства налоговые поступления уменьшаются. Это увеличивает покупательную способность населения, совокупный спрос увеличивается, и спад экономики сдерживается. Трансфертные же платежи во время экономического подъема сокращаются, а в период спада возрастают. Встроенные стабилизаторы только уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Эта проблема решается уже с помощью дискреционной политики.

В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что уменьшение налоговых ставок приводит к увеличению совокупного предложения. Уменьшение налогов способствует росту доходов населения и доходов предпринимателей, а, значит, расширению производства, что, в конечном счете, приводит к увеличению поступлений в бюджет. Эта зависимость получила название «эффект Лаффера». Кривая Лаффера показывает зависимость между динамикой налоговых ставок и доходами бюджета государства. При увеличении ставки налога до определенных пределов (50%) доход государства увеличивается, а затем начинает уменьшаться (снижается деловая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику»). При 100%-ном налогообложении доход государства равен нулю. Причем при налогах, например, в 20% и 80% доходы в бюджет одинаковы. Конечно же, в краткосрочном периоде снижение налогов обязательно приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, но в долгосрочном периоде налоговые поступления в бюджет увеличиваются в результате экономического роста, т. е. методы проведения фискальной политики, предлагаемые сторонниками теории «экономики предложения», рассчитаны на долговременный эффект.

Наши рекомендации