Тема 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(AD-AS)

Макроэкономическое равновесие– это состояние национальной экономики для которого характерны пропорциональность и сбалансированность взаимосвязанных экономических процессов.

Достижение общего макроэкономического равновесия возможно в том случае, когда устанавливается пропорциональность и сбалансированность между взаимосвязанными экономическими процессами. Соответствие должно достигаться между следующими параметрами экономических систем:

- производством и потреблением;

- совокупным спросом и совокупным предложением;

- товарной массой и ее денежным эквивалентом;

- сбережениями и инвестициями;

- рынками труда, капитала, потребительских благ и пр.

Достижение соответствия между перечисленными взаимосвязанными параметрами экономической системы будет означать установление общих пропорций в экономике. Отсутствие равновесия при таком подходе означает, что какие-то сферы экономики не сбалансированы.

Общее равновесие по Вальрасу – это ситуация, при которой равновесие устанавливается одновременно на всех рынках – рынках потребительских благ, денег и труда, а достигается оно в результате гибкости системы относительных цен.

Вальрас, показав возможность описания экономики через систему уравнений, в которой число уравнений равно числу неизвестных, показал тем самым принципиальную возможность анализа общего экономического равновесия.

Под совокупным спросом понимают запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в его составе выделяют следующие основные элементы:

потребительские расходы домохозяйств (С);

инвестиционные расходы частного сектора (/);

государственные закупки (G);

чистый экспорт (Xn).

Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, изменяется под влиянием ряда факторов. К ним относятся: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относятся благосостояние потребителей, их ожидания, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам.

Совокупным предложением в экономической теории называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен.

Помимо уровня цен на объем национального производства оказывают влияние многие неценовые факторы, под действием которых кривая совокупного предложения может смещаться влево или вправо. К числу этих факторов относятся: изменение объема применяемых ресурсов, изменение производительности ресурсов, изменение налогов и субсидий.

Макроэкономическое равновесие достигается тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.

Модель взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения также может быть использована и для объяснения экономической сущности шоков – отклонения объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т. д. Шоки предложения могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве. Появление шоков в экономике способствует активизации стабилизационной политики государства, направленной на восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются до начального уровня. Некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика, сравнивая низкую эластичность цен при уменьшении совокупного спроса с механизмом, который позволяет крутить колесо вперед, а не назад.

Наши рекомендации