Основные термины и определения. Рыноккак экономическая категория представляет собой совокупность экономическихотношений по поводу купли-продажи товаров по ценам
Рыноккак экономическая категория представляет собой совокупность экономическихотношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании вза-имодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Инфраструктура рынка–это комплекс институтов(организаций(учреждений)и пред-приятий) обеспечивающих бесперебойное, непрерывное функционирование рынка, выполняю-щих функции посредников или берущих на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного кругооборота между субъектами рынка.
Продукция–это прямой полезный результат промышленно-производственной деятель-ности предприятия, выражающийся либо в форме продукта (вещественной форме), либо в фор-ме услуг (работ промышленного характера).
Готовые изделия(продукция)–это продукты основного и побочного производства,яв-ляющиеся конечным результатом промышленно-производственной деятельности предприятия, т.е. не подлежащие дальнейшей обработке или сборке на нем и предназначенные для реализа-ции сторонним предприятиям и организациям.
Полуфабрикаты–это продукция,законченная производством в одних основных цехах,но подлежащая дальнейшей обработке или сборке в других. Некоторая часть полуфабрикатов собственного производства может быть реализована на сторону, т.е. другим предприятиям и организациям.
Незавершенное производство–это продукция начатая,но не прошедшая всех операцийтехнологического процесса данной стадии в пределах одного цеха, или технологически завер-шенная производством продукция, не принятая ОТК и не сданная на склад готовой продукции.
Работы промышленного характера–это такой результат производственной деятельно-сти предприятия, который не оформляется в виде продукта, а выражается либо в восстановле-нии утраченной потребительной стоимости, либо в увеличении ранее созданной стоимости.
Товарная политика предприятияопределяет принципы и подходы к формированию еготоварного ассортимента.
Товарный ассортимент–это вся совокупность изделий,выпускаемых предприятием.Онвключает различные виды товаров (продукции) – номенклатуру.
Товарная номенклатура–укрупненный,систематизированный перечень продукции поважнейшим наименованиям.
Жизненный цикл товарапредставляет собой последовательность периодов существова-ния товара предприятия на рынке.
Воспроизводственный цикл предприятиястроится на том,что продукты,находящиесяна стадии зрелости, по существу, создают источник финансирования для продуктов, пребыва-ющих на стадиях внедрения и роста.
В зависимости от задач исследования исчисляют различные стоимостные показатели объ-ема продукции, которые представляют собой систему взаимосвязанных характеристик (рис.
6.1).
Валовой оборот(ВО)промышленного предприятия представляет собой стоимостное вы-ражение объема продукции всех его промышленно-производственных подразделений незави-симо от того, будет эта продукция потреблена внутри этого же предприятия или реализована за его пределы. Валовой оборот можно исчислить как в действующих, так и в фиксированных (со-поставимых) ценах. Исчисление валового оборота имеет экономическое значение при анализе
работы предприятия, когда изменяется его производственная структура. Недостатком этого по-казателя является то, что он содержит повторный счет и его величина зависит от структуры предприятия.
Валовой оборот | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутризаводской оборот | Валовая продукция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полуфабрика- | Продукция вспомога- | Работы про- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ты собствен- | тельных и подсобных | мышленного | Нетоварный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ного произ- | производственных | характера, вы- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
элемент | Товарная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
водства, | подразделений, ис- | полненные для | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
валовой | продукция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
направленные | пользованная в пре- | собственных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продукции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в дальнейшую | делах основного про- | производств и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
переработку | изводства | отделов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изменение остатков по- | Изменение | Нереализован- | Реализо- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
луфабрикатов собствен- | остатков | ные элементы | ванная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ного производства на | незавершенного | товарной про- | продукция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
складах предприятия | производства | дукции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изменение остатков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
готовой продукции | Готовая | Полуфабрика- | Продукция | Работы про- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
на складе предпри- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продукция, | ты, отпущен- | вспомогательного и | мышленного | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отпущен- | ные за преде- | подсобного произ- | характера, вы- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ная поку- | лы предприя- | водства, отпущен- | полненные по | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изменение остатков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пателям и | тия и опла- | ная на сторону и | заказам со сто- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
отгруженной, но не- | оплаченная | ченные поку- | оплаченная потре- | роны, оплачен- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплаченной продукции | ими | пателями | бителями | ные заказчиком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 6.1 – Схема взаимосвязи показателей, характеризующих объем производства промышленного предприятия
Внутризаводской оборот(ВЗО) –это стоимость продукции,выпущенной отдельнымицехами и переработанной (использованной) на этом же предприятии, кроме продукции, зачис-ленной в состав основных фондов предприятия. Этот показатель включает повторный счет, ко-торый входит в валовой оборот.
Основными показателями объема промышленной продукции являются валовая продук-ция, товарная продукция и реализованная продукция.
Валовая продукция(ВП) –это стоимость всей продукции произведенной в промышлен-но-производственных подразделениях предприятия в отчетном периоде независимо от степени
ее готовности и назначения к использованию. Она включает:
- стоимость готовых изделий (ГИ);
- стоимость полуфабрикатов собственного производства, реализованных на сторону, сво-ему капитальному строительству, непромышленным хозяйствам (ПФна ст.);
- стоимость изменения (разности) остатков полуфабрикатов собственного производства,
продукции вспомогательных и подсобных производственных подразделений на складах пред-
приятия (РОПФ и т.п.);
- стоимость работ и услуг промышленного характера, выполненных по заказам со сторо-ны, своим непромышленным хозяйствам, включая законченный капитальный ремонт собствен-ного производственного оборудования и транспортных средств (РПХ+КРсоб. обор.);
- стоимость продукции вспомогательных и подсобных производственных подразделений, отпущенной за пределы предприятия, своему капитальному строительству, непромышленным хозяйствам (ПВППна ст.);
- стоимость разности в остатках незавершенного производства (этот пункт включается в состав показателя на предприятиях, на которых длительность цикла производства составляет более двух месяцев) (РОНП).
Показатель валовой продукции определяется в сопоставимых (фиксированных) оптовых ценах предприятия и используется для изучения динамики объема продукции и оценки каче-ственных характеристик производственной деятельности, таких как производительность труда, фондоотдача и др.
Объем валовой продукции может быть исчислен суммированием компонентов, входящих
в состав показателя, или как разность между валовым и внутризаводским оборотом, если они будут определены в фиксированных оптовых ценах предприятия по формулам:
ВП=ГИ+ПФна ст.+РОПФ и т.п.+РПХ+КРсоб. обор.+ПВППна ст.+ РОНП; | (6.1) |
ВП=ВО–ВЗО. (6.2)
Товарная продукция(ТП) –это продукция,выпущенная и предназначенная к реализа-
ции.
Показатель товарной продукции в отличие от показателя валовой продукции не включает:
- стоимости разности в остатках полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных и подсобных производственных подразделений на складах предприятия
(РОПФ и т.п.);
- стоимости разности в остатках незавершенного производства (РОНП);
- стоимости сырья заказчика (давальческого сырья), если оно не оплачено предприятием.
В товарную продукцию включается стоимость переработки сырья и материалов заказчика, если из них на предприятии изготовлена для заказчика готовая продукция (СЗ).
В формализованном виде товарная продукция может быть рассчитана как сумма соответ-ствующих компонентов или на основе валовой продукции путем исключения соответствующих элементов по формулам:
ТП=ГИ+ПФна ст.+РПХ+КРсоб. обор.+ПВППна ст.-СЗ; | (6.3) |
ТП=ВП–РОПФ и т.п.–РОНП– СЗ. | (6.4) |
Товарная продукция определяется в действующих оптовых ценах предприятия, включа-ющих себестоимость единицы продукции и прибыль на единицу продукцию. В оптовую цену предприятия не входят налог на добавленную стоимость, акцизы и другие косвенные налоги и сборы.
Реализованная продукция(РП) –это продукция предприятия,отгруженная потребителю
и оплаченная им. В этом показателе учитываются отгруженные и оплаченные товары, как соб-ственного производства, так и приобретенные на стороне для целей перепродажи. В основном же, реализованная продукция идентична товарной продукции по совокупности составляющих ее элементов. В настоящее время этот показатель представлен в финансовой и статистической отчетности как выручка от реализации.
Арифметически реализованная продукция равняется товарной продукции за минусом из-
менения остатков готовых изделий на складе предприятия и изменения остатков отгруженной, но неоплаченной продукции (ΔОГИ) и может быть рассчитана по формуле
РП=ТП– ОГИ. | (6.5) |
Реализованная продукция оценивается в фактически действующих оптовых ценах пред-приятия и используется для определения суммы прибыли от реализации и связанных с ней фи-нансовых показателей. Именно от величины реализованной продукции зависят финансовые ре-зультаты хозяйственной деятельности предприятия.
Важное практическое значение имеет показатель чистой продукции.
Чистая продукция(ЧП)отражает вновь созданную стоимость общественного продуктаза определенный период. Она рассчитывается путем вычитания из объема товарной (валовой) продукции стоимости материальных затрат на ее изготовление и сумм начисленной амортиза-
ции (МЗи к ним приравненные) или как сумма заработной платы с отчислениями в фонды социального страхования и прибыли.