Экономическая среда представляет собой совокупность экономических отношений и ресурсов стран, которые определяют возможности открытия и развития отделений МК в этой стране

Ключевыми характеристиками национальных экономик как элемента среды международного бизнеса являются:

- стабильность и уровень развития;

- уровень инфляции;

- стабильность национальной валюты.

Для сравнения экономической среды разных стран используются различные инструменты. Наиболее распространенными являются:

- индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума;

- индикатор структурных реформ ЕБРиР;

- индекс либерализации де Мело-Денизера-Гельба;

- индекс институционального качества.

Индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума определяется по таким факторам:

1. Состояние внутренней экономики.

2. Глобализация (участие в международной торговле и инвестициях).

3. Качество государственной исполнительной политики.

4. Качество финансовых услуг, состояние рынка капиталов.

5. Инфраструктура бизнеса.

6. Качество управления.

7. Потенциал и использование научно – исследовательских и исследовательско – конструкторских работ.

8. Наличие и квалификация трудовых ресурсов.

По этому показателю в 2000г. Украина занимала 59-е место (1-е - США).

Индикатор структурных реформ ЕБРиР базируется на определении среднего значения 8 показателей: приватизация и реструктуризация предприятий, либерализация и конкуренция, реформа финансового сектора и т.д. Шкала оценок от 1 до 4. В Украине он равен 2,4, в Венгрии – 3,7.

Индекс либерализации де Мело-Денизера-Гельба основан на определении кумулятивного показателя уменьшения влияния государства на экономические процессы. В Украине этот показатель равен 2,55, в России – 4,32, в Венгрии – 6,84.

Индекс институционального качества определяется по 300 показателям экономического развития, которые объединены в 6 групп и изменяются в пределах от (-25) до (+25).В развитых странах этот показатель равен (+12,6), в Украине – (-6).

2.3. Социально – культурная среда. Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера

Социально – культурная среда представляет собой совокупность этнических и культурных характеристик населения принимающих стран, которые создают соответствующие национальные стереотипы поведения.

Под культурой понимают доминирующую систему ценностей, верований, обычаев и установок, которые влияют на все функции и инструменты менеджмента. Проблема влияния культуры на международный менеджмент состоит в том, что каждый руководитель в процессе управления воспринимает другую культуру не непосредственно, а через призму собственной культуры.

Подробнее особенности влияния социально – культурной среды на развитие международного бизнеса приведены в учебнике «Международный бизнес» под ред. С.Э. Пивоварова (с.59 - 71).

Анализ национальных стереотипов в деятельности международного менеджера является заключительным этапом анализа культурной внешней среды. Рассмотрим основные национальные стереотипы.

1. Американский национальный стереотип.Образ типичного американца можно охарактеризовать следующими основными чертами:

1) жесткий прагматизм, ориентация на реальное, приносящее пользу дело, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатыванию денег;

2) целевой динамизм (цель – действие – достижение – новая цель);

3)индивидуализм, т.е. самостоятельность в принятии и реализации решений, равно как и полная готовность нести за них ответственность;

4) уважительное отношение ко времени и тем более как к важнейшему деловому ресурсу;

5) отношения к другим людям и коммуникативные качества характеризуются общей дружелюбностью, откровенностью и искренностью, готовностью к сотрудничеству и поиску компромиссов;

6) жесткое разделение делового и личного в деловой практике и поведении вообще;

7) в американцах часто патриотизм и гордость за успехи и положение США в мире переходят в определенные проявления этноцентризма.

2.Английский национальный стереотип.Основные черты типичного англичанина:

1) прагматичность. При этом у них не наблюдается американской страсти к деньгам как к главному мерилу жизненных достижений;

2)нелюбовь к абстрактным проектам, за которыми не стоит реальное дело;

3) чувство собственного достоинства, которое подводит англичанина к осознанию необходимости соблюдения этических норм и общепринятых, традиционных правил;

4)глубокое уважение к национальным, государственным, семейным и др. традициям;

5) этноцентризм, но в сравнении с американским более скрытый и исключительно корректный.

3. Французский национальный стереотип.Основные черты типичного француза:

1) интеллектуализм, любовь к искусству, гармонии и красоте;

2) робость и нерешительность в сфере реализации и практического выполнения задуманного на бумаге;

3) нелюбовь к компромиссам и большая, чем у других наций, склонность к конфликтам и спорам при решении проблем;

4) когда мы переходим к личным чертам, их манере, стилю общения, поведению в семье и личной жизни, то здесь действует эффект компенсации: никто так не раскован, свободен от условностей, так естественен и отличается юмором и находчивостью, как французы в неофициальной обстановке.

Наши рекомендации