Практическая значимость эластичности спроса и предложения
Введение эластичности в экономический анализ имеет огромное значение:
ü с одной стороны, коэффициент эластичности — это инструмент статистических измерении, в том числе активно используемый в маркетинговых исследованиях (консалтинговые фирмы в США берут от 50 000 до 75 000 долл. за подсчет эластичности для частных фирм);
ü с другой стороны, концепция эластичности служит важным инструментом экономического анализа, поскольку в науке недостаточно только измерить, необходимо еще и уметь объяснить полученный результат.
Сегодня нет ни одного раздела экономики, где бы не использовалось понятие эластичности: анализ спроса и предложения, теория фирмы, теория экономических циклов, международные экономические отношения (МЭО), экономические ожидания и т.д.
Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:
ü анализ поведения потребителя;
ü определение ценовой политики фирмы;
ü определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;
ü выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;
ü разработка структуры налогообложения;
ü прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.
Проиллюстрируем применение эластичности на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию иэластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключениемабсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на кроссовки 1,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на кроссовки фирмы «Puma» или фабрики «Луч» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на кроссовки каждой из этих фабрик.Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов). Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически.Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рисунке 40. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рисунка 40, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.![Практическая значимость эластичности спроса и предложения Практическая значимость эластичности спроса и предложения - student2.ru](/images/yekonomika/prakticheskaya-znachimost-yelastichnosti-sprosa-i-predlozheniya-2212521-1.jpg)
![Практическая значимость эластичности спроса и предложения Практическая значимость эластичности спроса и предложения - student2.ru](/images/yekonomika/prakticheskaya-znachimost-yelastichnosti-sprosa-i-predlozheniya-2212521-2.jpg)
![Практическая значимость эластичности спроса и предложения Практическая значимость эластичности спроса и предложения - student2.ru](/images/yekonomika/prakticheskaya-znachimost-yelastichnosti-sprosa-i-predlozheniya-2212521-3.jpg)
Большое практическое значение имеет знание коэффициента перекрестной эластичности для определения границы отрасли. Высокая перекрестная эластичность группы товаров дает основание полагать, что товары принадлежат к одной отрасли. Низкая перекрестная эластичность одного товара по отношению ко всем прочим товарам свидетельствует о том, что он составляет отдельную отрасль. Если подобным же образом, несколько товаров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но низкую перекрестную эластичность по отношению к другим товарам, то эта группа товаров может представлять отрасль. Например, различные торговые марки телевизоров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но малую перекрестную эластичность с другими товарами для дома.
Основные трудности определения границ отрасли при помощи коэффициента перекрестной эластичности заключаются в следующем:
ü во-первых, трудно определить насколько должна быть высокой перекрестная эластичность в отдельной отрасли (например, перекрестная эластичность мороженых овощей может быть очень высокой, а перекрестная эластичность мороженых овощей и пельменей может быть довольно низкой, поэтому неясно — следует ли говорить об отрасли мороженых продуктов или о двух отраслях);
ü во-вторых, существует цепь перекрестной эластичности (так, между стандартными цветными и портативными цветными ТВ, с одной стороны, и между портативными цветными и портативными черно-белыми ТВ с другой, существует высокая перекрестная эластичность. Однако между стандартными цветными ТВ и портативными черно-белыми перекрестная эластичность довольно слабая).
Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.
Знание перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается рост цен на природный газ, что неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту объема спроса на электроэнергию на 8%.
Поэтому солидные фирмы специально рассчитывают коэффициент перекрестной эластичности своей продукции, чтобы спрогнозировать дальнейшее развитие.