Понятие эластичности спроса и эластичность предложения. Практическое значение эластичности

Эластичность — это мера реакции одной переменной на изменение другой. Это понятие применяют для характеристики функций спроса и предложения.

Эластичность спроса по цене — это относительное изменение величины спроса на товар, деленное на относительное изменение цены данного товара. Она показывает, как количественно (на сколько процентов, или на какую долю) изменится величина спроса на товар, если цена товара изменится на один процент (одну долю).

Встаёт вопрос: как рассчитать процентные изменения показателей? Существуют несколько методов, например, деление абсолютного изменения величины спроса на его значение в какой-то одной точке (начальной или конечной). Если, скажем, величина спроса была равна 10 ед. товара, а стала 8 ед., то процентное изменение можно вычислить как (10–8)/10=0,2 (или 20%), или как (10–8)/8=0,25 (или 25%). Не столь важно, с каким из значений соотносить изменения, главное, чтобы для обоих показателей (величины спроса и цены) применялся один способ (или оба показателя соотносились с начальным либо конечным значением). Формула расчета коэффициента эластичности спроса по цене в соответствии с описанным методом будет такова:

Понятие эластичности спроса и эластичность предложения. Практическое значение эластичности - student2.ru Понятие эластичности спроса и эластичность предложения. Практическое значение эластичности - student2.ru Понятие эластичности спроса и эластичность предложения. Практическое значение эластичности - student2.ru Понятие эластичности спроса и эластичность предложения. Практическое значение эластичности - student2.ru Понятие эластичности спроса и эластичность предложения. Практическое значение эластичности - student2.ru ED/P= D/D = (D1 – D2 ) /D1 , или (D2 – D1) /D2

P/P (P1 – P2 ) /P1 (P2 – P1 ) /P2

где ЕD/P — коэффициент эластичности спроса по цене; ΔD — относительное изменение величины спроса; ΔP — относительное изменение цены; P1, P2 — соответственно начальное и конечное значения цены товара; D1, D2 — начальное и конечное значения величины спроса.

Для того чтобы устранить влияние выбора начального или конечного значений показателей спроса и цены на значение коэффициента эластичности спроса по цене, можно применить формулу средней точки, которая предполагает определение среднего арифметического от начального и конечного значений. Для вышеприведенного примера: (10—8)/[(10+8)/2] ≈ 0,22. Коэффициент эластичности спроса по цене с использованием формулы средней точки будет иметь вид:

Понятие эластичности спроса и эластичность предложения. Практическое значение эластичности - student2.ru Понятие эластичности спроса и эластичность предложения. Практическое значение эластичности - student2.ru ED/P= (D1 – D2 ) / [(D1 + D2 )/2] = (D1 – D2 )/(D1 + D2 )

(P1 – P2 ) / [(P1 + P2 )/2] (P1 – P2 ) / (P1 + P2 )

Значение коэффициента ценовой эластичности спроса по модулю может изменяться от нуля до бесконечности. В аналитических целях удобно выделить три группы значений этого коэффициента: от нуля до единицы, равное единице и большее единицы.

Когда коэффициент эластичности принимает значения от нуля до единицы, говорят о неэластичном спросе по цене на товар. В этом случае величина спроса изменяется в меньшей степени, чем уровень цены. Примерами товаров с неэластичным спросом являются основные продукты питания. Если хлеб подорожает в два раза, потребители не станут покупать его в два раза меньше, и наоборот, если хлеб подешевеет в два раза, они не будут желать купить его в два раза больше. А вот вода в пустыне будет покупаться за любые деньги, которые имеются в распоряжении страждущего, и это пример совершенно неэластичного спроса.

Когда коэффициент эластичности принимает значение, равное единице, говорят о спросе с единичной эластичностью. В этом случае величина спроса изменяется строго пропорционально цене товара.

Наконец, когда коэффициент эластичности принимает значения больше единицы, наблюдается эластичный спрос по цене. Величина спроса изменяется в большей степени, чем уровень цены. В крайнем случае, когда коэффициент эластичности стремится к бесконечности, говорят о совершенно эластичном спросе по цене на товар. Даже минимальный рост цены на товар грозит падением величины спроса до нуля, а минимальное снижение цены — бесконечно большим ростом величины спроса. Пример рынков с эластичным спросом следует искать среди рынков товаров широкого потребления, не принадлежащих к предметам первой необходимости, и товаров длительного пользования.

Эластичность предложенияРассматривая факторы, определяющие предложение (глава 4), мы отметили, что объем предложения увеличивается в тех случаях, когда возрастает цена товара, снижаются цены на ресурсы или улучшается технология производства. Чтобы перейти от качественного к количественному анализу предложения, мы воспользуемся концепцией эластичности.

Эластичность предложения по цене и определяющие ее факторы

Закон предложения утверждает, что повышение цены на товар ведет к увеличению объема его предложения. Эластичность предложения по цене отображает степень изменения объема предложения при изменении цены. Предложение товара называется эластичным, если изменение цены ведет к существенному изменению объема его предложения. Предложение называется неэластичным, если изменение цены незначительно влияет на предлагаемое количество товара. Ценовая эластичность предложения зависит от возможности продавцов гибко варьировать объемы производимой продукции. Например, прибрежная полоса земли характеризуется неэластичным предложением, поскольку расширить ее практически невозможно. Напротив, такие товары, как книги, автомобили и телевизоры, характеризуются эластичным предложением, поскольку фирмы-производители имеют возможность при повышении цен на продукцию значительно увеличить выпуск.

Ключевая детерминанта, определяющая ценовую эластичность предложения на большинстве рынков, — рассматриваемый временной период. Предложение обычно более эластично в долгосрочном, чем в краткосрочном периоде. Компаниям требуется некоторое время на расширение или сокращение производственных мощностей. Таким образом, в краткосрочном периоде объем предложения слабо реагирует на изменения цен. Напротив, достаточно протяженный отрезок времени позволяет компаниям ввести в строй новые производства или закрыть старые, а значит, в долгосрочном периоде объем предложения существенно реагирует на изменения цен.

Наши рекомендации