Вопрос 1. рыночный спрос. закон спроса
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
ЛЕКЦИЯ2. Рыночный механизм и его элементы
В.1. Рыночный спрос. Закон спроса
В.2. Рыночное предложение
В.3. Равновесие спроса и предложения
Вопрос 1. Рыночный спрос. Закон спроса
Начнем с вопроса: «Чем современное хозяйственное устройство отличается от хозяйственного устройства традиционного, агарного общества»? Не желаете ли Вы вернуться в мир пасторальных картинок, где чистая вода, зеленые луга, коровки, овечки, поленницы дров и так далее? А почему не желаете? – Потому, что в том ушедшем мире человек работал от зари до зари, но создавал благ намного меньше, чем каждый из нас привык пользоваться, работая только 40 часов в неделю. Академик В.А. Добрынин приводит пример разительного роста производительности труда в земледелии только за ХХ век. Так прямые затраты труда на 1 центнер зерна составляли в 1925-1926 гг. 21,0 чел-час., а в 1986-1990 гг. – только 1,1 чел.-час. Это следствие механизации, химизации, мелиорации земледелия. А в молочном скотоводстве прямые затраты труда на 1 центнер молока сократились за тот же период с 37,1 до 6,7 чел.-час. Как следствие миллионы людей, ранее занятые в земледелии, получили возможность перебраться в города и заняться производством промышленных продуктов. Механизация аграрного производства – это частный случай, а что же является основным отличием современного общества от традиционного общества?
Можете ли Вы в одиночку создать то множество вещей, что сейчас Вас окружает: планшет, очки, обычную ручку или карандаш, обувь. – Нет, поскольку в создании любой вещи был задействован труд многих тысяч, десятков тысяч людей в различных производствах. Явление колоссального роста производительности труда при совместной деятельности людей было описано А. Смитом и названо разделением труда. Он рассмотрел как пример производство в булавочной мастерской, в которой были заняты только 10 работников, которые совместно производили 48 тысяч булавок в день, тогда как в одиночку каждый из них не изготовил бы за день и 20 булавок, то есть отмечается рост производительности труда в 240 раз!
Разделение труда имеет две стороны: специализацию труда и кооперацию труда: бесполезно 1 работнику вытягивать километры проволоки, если нет других работников, занятых ее обрезанием, загибанием, затачиваем и другими производственными операциями.
Разделение труда реализуется на трех уровнях: внутри фирмы, между фирмами и между странами. Соответственно, есть три уровня специализации труда и три уровня кооперации труда. Как реализуется специализация и кооперация труда на 1-ом уровне, то есть внутри фирмы? – Всё решает хозяин, приказывая каждому работнику занять определенное место в технологической последовательности операций. Как реализуется кооперация труда между фирмами и между странами, то есть на 2-ом и 3-ем уровнях? Ведь каждая фирма и страна независимы (теоретически) и над ними нет начальника. Для рыночной экономики ответ состоит в словах: обмен, внутренняя торговля и внешняя (международная) торговля. А для плановой экономики?
Однако обмен – это широкий термин, включающий например случайные, неповторяющиеся сделки. Например, обмен открытками, марками или фишками в школе. Поэтому мы вводим термин «рынок» как организационную форму обмена, предполагающую повторяющийся, воспроизводящийся характер отношений обмена. По-иному можно сказать, что «рынок» представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Существует также не очень удачное, но распространенное определение: рынок – место встречи покупателя и продавца. Но место встречи можно перенести и рынку от этого не убудет. А вот воспроизводящийся характер отношений обмена у рынка отобрать нельзя, тогда рынок перестанет существовать.
Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описываются при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение. Экономический анализ рыночной конъюнктуры на базе модели спроса и предложения является универсальным инструментом решения множества задач на микро- и макроуровне. Как отмечала Джоан Вайолет Робинсон: «Нелегко объяснить, что собой представляет анализ стоимости, если мы не хотим, чтобы он выглядел чрезмерно загадочным или чрезмерно нелепым». В чем состоит таинственность, загадочность? Есть фундаментальный и вроде как простой вопрос: «как устанавливается цена на товар»? Так вот К.Маркс дает ответ, что цена товара есть воплощенный в товаре абстрактный труд. Но это не труд плотника, рыбака или портнихи, ведь это все примеры конкретного труда. А абстрактный труд – это нечто очень абстрактное, туманное и таинственное. В советский период преподаватели политэкономии старались объяснить отличие конкретного труда от абстрактного: например, почему в трех часах конкретного труда может быть и два часа абстрактного труда, а может быть и один час. По К.Марксу всё решает рынок за спиной производителя. Но это же логический круг: ведь количество абстрактного труда нужно было именно для определения высоты цены на товар. А Ойген Бём-Баверк вообще определил «абстрактный труд» как ложное понятие, как софистику, поскольку абстрактное понятие «труд вообще» это всегда конкретный труд, и никогда не «абстрактный».
А почему анализ стоимости может быть нелепым? Дж.С.Милль привёл такой анекдот: научите попугая повторять: «спрос и предложение», и вы получите самый обычный, распространенный тип экономиста. В рыночной экономике эти слова применимы ко всему, и потому ничего не объясняют без более углубленного исследования причин изучаемого явления. Следует упомянуть, что в XVII - XIX веках понятиям спрос и предложение придавался несколько механистический смысл. В это время самой развитой наукой была механика и потому ее законы пытались использовать во всех прочих науках, включая биологию и экономику. Так спрос и предложение рассматривались как силы (или каменные плиты): спрос подпирал снизу, а предложение давило сверху, и что перебарывало, туда и двигались цены: давил спрос – росли цены, перебарывало предложение – цены падали. В настоящее время от такой трактовки давно отказались. Спрос и предложение рассматриваются как ранжированные ряды покупателей и продавцов. Причем наибольшее влияние на цены оказывают факторы, влияющие не на всех покупателей и продавцов, а на так называемых «предельных покупателей» и «предельных продавцов». Например, скажется ли повышение пенсий государством на цены вертолетов, яхт и особняков на Рублевском шоссе? А на цены на хлеб и молоко?
Мы начнем с рассмотрения различия потребностей и индивидуального спроса. В отличие от неограниченных человеческих желаний, индивидуальный спрос предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам (размер кошелька), а потому часто используется устойчивое словосочетание «платежеспособный спрос», что вообще-то является тавтологией (маслом масляным).
Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то рыночный спрос является агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Приведем графическое изображение индивидуального спроса со стороны трех потребителей: с высоким, средним и низким доходами и покажем как путем агрегирования (суммирования) формируется рыночный спрос. Творческое задание: найдите неточность в изображении одной из трех кривых индивидуального спроса.
Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина спроса и цена спроса. Величина спроса (quantity of demand, Qd) – максимальное количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Цена спроса (price of demand, Pd) – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте.
Количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами) называют функцией спроса. В общем виде функция записывается следующим образом:
Если все детерминанты, кроме цены самого товара, принять за неизменные для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к частной функции спроса от цены: Qd = f(P).
Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой (как и любая другая функциональная зависимость) может быть представлена тремя известными из курса математики способами: 1)табличным; 2)графическим; 3)аналитическим (через уравнение).
Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены называется кривой спроса. Для ее построения отложим на оси ординат цены, на оси абсцисс количество товаров (величину спроса) и получим искомый график. Такое расположение осей связано с тем, что Альфред Маршалл (1842-1924) рассматривал в качестве независимой переменной (аргумента) величину спроса, а в качестве зависимой переменой (функции) цену. Сейчас экономическая теория оперирует функцией величины спроса от цены, но графическое изображение остается по Маршаллу.
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса (при прочих равных условиях) носит универсальный характер и отражает один из основополагающих экономических законов -закон спроса. Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов - эффекта дохода и эффекта замещения. При сокращении цены человек может купить то же количество товара за меньшие деньги, и таким образом у него остается еще какое-то количество денег на дополнительные покупки (эффект дохода). С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению всех прочих, относительно дорогих товаров данным товаром, ставшим относительно дешевым, что и ведет к росту величины спроса на данный товар (эффект замещения).
Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Этот парадокс впервые был описан в одном из трудов английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Исследователь обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. рост цен на картофель вызвал не сокращение, а напротив, увеличение спроса на него. Гиффен связал это с двумя обстоятельствами: 1) со значительной долей расходов на данный продукт в бюджете наиболее бедных семей, что обусловливало сильный эффект дохода на картофель, и 2) с принадлежностью данного продукта к относительно худшим товарам, спрос на которые обычно возрастает с падением доходов населения (отрицательный характер эффекта дохода). Повышение цен на картофель привело к значительному падению реальных доходов населения, сокращению покупок прочих товаров и к еще большему увеличению спроса на картофель, чтобы выжить и не умереть от голода.
Следует проводить различие между спросом и величиной спроса. Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров. Изменение спроса происходит под воздействием одной или нескольких неценовых детерминант. Графически это отражается смещением кривой спроса вправо-вверх (если спрос растет) или влево-вниз (если спрос снижается).
Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса выделяют:
1) вкусы и предпочтения потребителей. Так интерес людей к здоровому образу жизни ведет к росту спроса на тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах;
2) доходы потребителей. Для подавляющей числа товаров (их принято называть нормальными) рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо-вверх. Для товаров, имеющих сравнительно низкое качество, рост дохода ведет к частичному или полному отказу от их потребления.
3) число потребителей.
4) цены на другие товары. Условно различают товары:
- нейтральные, например, чай и фрезерные станки;
- заменители, например, кефир и ряженка;
- дополняющие, например, бритвенный станок и лезвия, мотоцикл и бензин.
5) экономические ожидания потребителей.
В современном рыночном анализе различаются разновидности спроса:
- функциональный спрос, обусловленный потребительскими качествами блага; - нефункциональный спрос, формирующийсяпод влиянием других факторов. Нефункциональный спрос подразделяется на:
1) спрос, формируемый преимущественно внешними воздействиями на субъективную оценку полезности блага:
а) эффект массового потребления;
б) эффект сноба;
в) эффект показательного потребления;
2) спекулятивный спрос;
3) нерациональный спрос.
Эффект массового потребления отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками, и создание такого эффекта - главная цель в маркетинге и рекламе игрушек. Эффект сноба выражает стремление людей к исключительности, желание отличаться от других, выделяться из толпы. Эффект показательного потребления отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Это явление было описано американским экономистом норвежского происхождения Торстеном Вебленом (1857-1929) в его знаменитой книге «Потребление праздного класса». Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые происходят под воздействием минутного желания, каприза, прихоти. В супермаркетах с этой целью у кассовых аппаратов устанавливаются стеллажи с различной товарной мелочью.