Вопрос 1. рыночный спрос. закон спроса

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

ЛЕКЦИЯ2. Рыночный механизм и его элементы

В.1. Рыночный спрос. Закон спроса

В.2. Рыночное предложение

В.3. Равновесие спроса и предложения

Вопрос 2. Рыночное предложение

Предложение можно определить как шкалу количеств блага, которые продавцы готовы произвести и поставить на рынок при всех возможных уровнях цены. Это понятие не всегда совпадает с объемом производства. Величина предложения (quality of supply, Qs) – это максимальное количество блага, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данном уровне цены. Цена предложения (price of supply, Ps) характеризует минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться при продаже блага.

При анализе рыночной конъюнктуры различают рыночное и индивидуальное предложение. Рыночный объем предложения является агрегированной величиной.

Величина предложения находится в тесной зависимости не только от цен, но и от других параметров рыночной конъюнктуры. Данную зависимость называют общей функцией предложения:

вопрос 1. рыночный спрос. закон спроса - student2.ru

Если допустить, что все неценовые факторы для рассматриваемого периода являются неизменными, то можно перейти к частнойфункции предложения от цены: Qs = f(P), а также дать ее графическое изображение в виде кривой предложения. Для большинства рынков кривая предложения имеет возрастающий характер, поскольку, чем выше рыночная цена, тем больше ожидаемая прибыль для производителей.

Прямая зависимость между ценой и величиной предложения называется законом предложения. В отличие от закона спроса, практически не имеющего исключений, закон предложения не носит универсального характера. Возрастающий характер кривой предложения рассматривается лишь как наиболее частый случай. Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены и отражается движением вдоль кривой предложения.

Изменение предложения, напротив, происходит под воздействием детерминант при неизменной цене и отображается смещением кривой предложения. К основным неценовым факторам предложения относятся: - цены на ресурсы (комплектующие); - налоги и субсидии; - технология производства; - ожидания производителей; - число производителей; - цены на товары - заменители; - цены на товары, используемые совместно с данным товаром.

ЛЕКЦИЯ 3. Эластичность спроса и предложения

В.1. Общее понятие эластичности. Ее свойства

В.2. Эластичность спроса по цене

В.3. Эластичность спроса по доходу

В.4. Перекрестная эластичность спроса

В.5. Эластичность предложения

Вопрос 3. Эластичность спроса по доходу

Коэффициент эластичности спроса по доходу ЕRd характеризует степень количественного изменения величины спроса при изменении потребительских доходов на 1 %.

В зависимости от величины коэффициента нормальные товары делятся на три группы: - товары первой необходимости, если 0 < ЕRd< 1;

- товары второй необходимости, если ЕRd=1;

- предметы роскоши, если ЕRd > 1.

Для некачественных товаров эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е < 0). С ростом доходов потребители начинают сокращать покупки данной категории товаров. Например, хлеба и маргарина, которые заменяют в рационе беднейших слоев потребление мяса и овощей.

Эластичность спроса по доходу на один и тот же товар зависит от периода времени. Для товаров повседневного пользования (продукты питания) эластичность по доходу невысока в краткосрочном периоде. Напротив, товары длительного пользования эластичнее в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде, демонстрируя высокую чувствительность к колебаниям доходов.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

ЛЕКЦИЯ2. Рыночный механизм и его элементы

В.1. Рыночный спрос. Закон спроса

В.2. Рыночное предложение

В.3. Равновесие спроса и предложения

Вопрос 1. Рыночный спрос. Закон спроса

Начнем с вопроса: «Чем современное хозяйственное устройство отличается от хозяйственного устройства традиционного, агарного общества»? Не желаете ли Вы вернуться в мир пасторальных картинок, где чистая вода, зеленые луга, коровки, овечки, поленницы дров и так далее? А почему не желаете? – Потому, что в том ушедшем мире человек работал от зари до зари, но создавал благ намного меньше, чем каждый из нас привык пользоваться, работая только 40 часов в неделю. Академик В.А. Добрынин приводит пример разительного роста производительности труда в земледелии только за ХХ век. Так прямые затраты труда на 1 центнер зерна составляли в 1925-1926 гг. 21,0 чел-час., а в 1986-1990 гг. – только 1,1 чел.-час. Это следствие механизации, химизации, мелиорации земледелия. А в молочном скотоводстве прямые затраты труда на 1 центнер молока сократились за тот же период с 37,1 до 6,7 чел.-час. Как следствие миллионы людей, ранее занятые в земледелии, получили возможность перебраться в города и заняться производством промышленных продуктов. Механизация аграрного производства – это частный случай, а что же является основным отличием современного общества от традиционного общества?

Можете ли Вы в одиночку создать то множество вещей, что сейчас Вас окружает: планшет, очки, обычную ручку или карандаш, обувь. – Нет, поскольку в создании любой вещи был задействован труд многих тысяч, десятков тысяч людей в различных производствах. Явление колоссального роста производительности труда при совместной деятельности людей было описано А. Смитом и названо разделением труда. Он рассмотрел как пример производство в булавочной мастерской, в которой были заняты только 10 работников, которые совместно производили 48 тысяч булавок в день, тогда как в одиночку каждый из них не изготовил бы за день и 20 булавок, то есть отмечается рост производительности труда в 240 раз!

Разделение труда имеет две стороны: специализацию труда и кооперацию труда: бесполезно 1 работнику вытягивать километры проволоки, если нет других работников, занятых ее обрезанием, загибанием, затачиваем и другими производственными операциями.

Разделение труда реализуется на трех уровнях: внутри фирмы, между фирмами и между странами. Соответственно, есть три уровня специализации труда и три уровня кооперации труда. Как реализуется специализация и кооперация труда на 1-ом уровне, то есть внутри фирмы? – Всё решает хозяин, приказывая каждому работнику занять определенное место в технологической последовательности операций. Как реализуется кооперация труда между фирмами и между странами, то есть на 2-ом и 3-ем уровнях? Ведь каждая фирма и страна независимы (теоретически) и над ними нет начальника. Для рыночной экономики ответ состоит в словах: обмен, внутренняя торговля и внешняя (международная) торговля. А для плановой экономики?

Однако обмен – это широкий термин, включающий например случайные, неповторяющиеся сделки. Например, обмен открытками, марками или фишками в школе. Поэтому мы вводим термин «рынок» как организационную форму обмена, предполагающую повторяющийся, воспроизводящийся характер отношений обмена. По-иному можно сказать, что «рынок» представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Существует также не очень удачное, но распространенное определение: рынок – место встречи покупателя и продавца. Но место встречи можно перенести и рынку от этого не убудет. А вот воспроизводящийся характер отношений обмена у рынка отобрать нельзя, тогда рынок перестанет существовать.

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описываются при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение. Экономический анализ рыночной конъюнктуры на базе модели спроса и предложения является универсальным инструментом решения множества задач на микро- и макроуровне. Как отмечала Джоан Вайолет Робинсон: «Нелегко объяснить, что собой представляет анализ стоимости, если мы не хотим, чтобы он выглядел чрезмерно загадочным или чрезмерно нелепым». В чем состоит таинственность, загадочность? Есть фундаментальный и вроде как простой вопрос: «как устанавливается цена на товар»? Так вот К.Маркс дает ответ, что цена товара есть воплощенный в товаре абстрактный труд. Но это не труд плотника, рыбака или портнихи, ведь это все примеры конкретного труда. А абстрактный труд – это нечто очень абстрактное, туманное и таинственное. В советский период преподаватели политэкономии старались объяснить отличие конкретного труда от абстрактного: например, почему в трех часах конкретного труда может быть и два часа абстрактного труда, а может быть и один час. По К.Марксу всё решает рынок за спиной производителя. Но это же логический круг: ведь количество абстрактного труда нужно было именно для определения высоты цены на товар. А Ойген Бём-Баверк вообще определил «абстрактный труд» как ложное понятие, как софистику, поскольку абстрактное понятие «труд вообще» это всегда конкретный труд, и никогда не «абстрактный».

А почему анализ стоимости может быть нелепым? Дж.С.Милль привёл такой анекдот: научите попугая повторять: «спрос и предложение», и вы получите самый обычный, распространенный тип экономиста. В рыночной экономике эти слова применимы ко всему, и потому ничего не объясняют без более углубленного исследования причин изучаемого явления. Следует упомянуть, что в XVII - XIX веках понятиям спрос и предложение придавался несколько механистический смысл. В это время самой развитой наукой была механика и потому ее законы пытались использовать во всех прочих науках, включая биологию и экономику. Так спрос и предложение рассматривались как силы (или каменные плиты): спрос подпирал снизу, а предложение давило сверху, и что перебарывало, туда и двигались цены: давил спрос – росли цены, перебарывало предложение – цены падали. В настоящее время от такой трактовки давно отказались. Спрос и предложение рассматриваются как ранжированные ряды покупателей и продавцов. Причем наибольшее влияние на цены оказывают факторы, влияющие не на всех покупателей и продавцов, а на так называемых «предельных покупателей» и «предельных продавцов». Например, скажется ли повышение пенсий государством на цены вертолетов, яхт и особняков на Рублевском шоссе? А на цены на хлеб и молоко?

Мы начнем с рассмотрения различия потребностей и индивидуального спроса. В отличие от неограниченных человеческих желаний, индивидуальный спрос предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам (размер кошелька), а потому часто используется устойчивое словосочетание «платежеспособный спрос», что вообще-то является тавтологией (маслом масляным).

Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то рыночный спрос является агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Приведем графическое изображение индивидуального спроса со стороны трех потребителей: с высоким, средним и низким доходами и покажем как путем агрегирования (суммирования) формируется рыночный спрос. Творческое задание: найдите неточность в изображении одной из трех кривых индивидуального спроса.

Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина спроса и цена спроса. Величина спроса (quantity of demand, Qd) – максимальное количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Цена спроса (price of demand, Pd) – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте.

Количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами) называют функцией спроса. В общем виде функция записывается следующим образом:

вопрос 1. рыночный спрос. закон спроса - student2.ru

Если все детерминанты, кроме цены самого товара, принять за неизменные для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к частной функции спроса от цены: Qd = f(P).

Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой (как и любая другая функциональная зависимость) может быть представлена тремя известными из курса математики способами: 1)табличным; 2)графическим; 3)аналитическим (через уравнение).

Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены называется кривой спроса. Для ее построения отложим на оси ординат цены, на оси абсцисс количество товаров (величину спроса) и получим искомый график. Такое расположение осей связано с тем, что Альфред Маршалл (1842-1924) рассматривал в качестве независимой переменной (аргумента) величину спроса, а в качестве зависимой переменой (функции) цену. Сейчас экономическая теория оперирует функцией величины спроса от цены, но графическое изображение остается по Маршаллу.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса (при прочих равных условиях) носит универсальный характер и отражает один из основополагающих экономических законов -закон спроса. Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов - эффекта дохода и эффекта замещения. При сокращении цены человек может купить то же количество товара за меньшие деньги, и таким образом у него остается еще какое-то количество денег на дополнительные покупки (эффект дохода). С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению всех прочих, относительно дорогих товаров данным товаром, ставшим относительно дешевым, что и ведет к росту величины спроса на данный товар (эффект замещения).

Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Этот парадокс впервые был описан в одном из трудов английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Исследователь обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. рост цен на картофель вызвал не сокращение, а напротив, увеличение спроса на него. Гиффен связал это с двумя обстоятельствами: 1) со значительной долей расходов на данный продукт в бюджете наиболее бедных семей, что обусловливало сильный эффект дохода на картофель, и 2) с принадлежностью данного продукта к относительно худшим товарам, спрос на которые обычно возрастает с падением доходов населения (отрицательный характер эффекта дохода). Повышение цен на картофель привело к значительному падению реальных доходов населения, сокращению покупок прочих товаров и к еще большему увеличению спроса на картофель, чтобы выжить и не умереть от голода.

Следует проводить различие между спросом и величиной спроса. Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров. Изменение спроса происходит под воздействием одной или нескольких неценовых детерминант. Графически это отражается смещением кривой спроса вправо-вверх (если спрос растет) или влево-вниз (если спрос снижается).

Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса выделяют:

1) вкусы и предпочтения потребителей. Так интерес людей к здоровому образу жизни ведет к росту спроса на тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах;

2) доходы потребителей. Для подавляющей числа товаров (их принято называть нормальными) рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо-вверх. Для товаров, имеющих сравнительно низкое качество, рост дохода ведет к частичному или полному отказу от их потребления.

3) число потребителей.

4) цены на другие товары. Условно различают товары:

- нейтральные, например, чай и фрезерные станки;

- заменители, например, кефир и ряженка;

- дополняющие, например, бритвенный станок и лезвия, мотоцикл и бензин.

5) экономические ожидания потребителей.

В современном рыночном анализе различаются разновидности спроса:

- функциональный спрос, обусловленный потребительскими качествами блага; - нефункциональный спрос, формирующийсяпод влиянием других факторов. Нефункциональный спрос подразделяется на:

1) спрос, формируемый преимущественно внешними воздействиями на субъективную оценку полезности блага:

а) эффект массового потребления;

б) эффект сноба;

в) эффект показательного потребления;

2) спекулятивный спрос;

3) нерациональный спрос.

Эффект массового потребления отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками, и создание такого эффекта - главная цель в маркетинге и рекламе игрушек. Эффект сноба выражает стремление людей к исключительности, желание отличаться от других, выделяться из толпы. Эффект показательного потребления отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Это явление было описано американским экономистом норвежского происхождения Торстеном Вебленом (1857-1929) в его знаменитой книге «Потребление праздного класса». Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые происходят под воздействием минутного желания, каприза, прихоти. В супермаркетах с этой целью у кассовых аппаратов устанавливаются стеллажи с различной товарной мелочью.

Наши рекомендации