Спрос. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон снижающегося спроса и причины его действия. Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена и равновесное количество. Факторы, влияющие на положение равновесия.

Равновесная цена, или цена равновесия — это такая цена, при которой объем предложения равен объему спроса. Ей соответствует равновесное количество продукции на рынке. Равновесная цена и равновесное количество находятся в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Равновесие может изменяться под воздействием неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение:

А) Если спрос растет, а предложение неизменно, то равновесная цена растет, равновесное количество реализуемого товара растет.

Б) Если спрос падает, а предложение неизменно, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара падает.

В) Если спрос не меняется, а предложение растет, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара растет.

Г) Если спрос не меняется, а предложение падает, то равновесная цена увеличивается, а равновесное количество реализуемого товара падает.

Д) Если спрос и предложение растут в одинаковой степени, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.

Е) Если спрос растет, а предложение падает в одинаковой степени, то равновесная цена растет, равновесное количество

Ж) Если в одинаковой степени спрос падает, а предложение растет, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.

З) Если в одинаковой степени спрос и предложение падают, то равновесная цена не меняется, а равновесное количество реализуемого товара снижается.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, особенности их действия

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:

1. Наличие товаров-заменителей (субститутов).Чем больше субститутов, тем больше эластичность спроса по данному товару.

2. Значимость продуктов для потребителей.Все товары по этому признаку делятся на:

- товары первой необходимости;

- регулярно потребляемые товары;

- предметы роскоши.

По мере возрастания группы эластичность спроса возрастает.

3. Удельный все затрат на данный товар в бюджете покупателя:чем выше затраты на товар, тем выше эластичность спроса по цене на него.

4. Универсальность.Чем универсальнее товар, тем разнообразнее условия его использования, тем эластичнее спрос.

5. Определение рынка.Эластичность спроса по цене зависит от определения границ рынка. Чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос. Например, стиральные порошки, как широкая товарная категория, обладают менее эластичным спросом по цене, так как практически не имеют заменителей. Стиральный порошок «Ариэль» - более узкая товарная категория – обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими марками стиральных порошков.

6. Фактор времени.Спрос более эластичен в долгосрочном периоде по сравнению с краткосрочным периодом. Это связано с психологией покупателя. Ему необходимо время для отказа от потребления привычного товара.

Понятие экономических (альтернативных) издержек. Экономические и бухгалтерские издержки фирмы. Внешние (явные) и внутренние (скрытые) издержки.

Экономические (альтернативные) издержки фирмы — это те затраты, жертвы, которые должна нести фирма, чтобы отвлечь как привлеченные, так и собственные ресурсы от их альтернативного использования другими фирмами. Экономические издержки включают в себя внешние (явные) издержки и внутренние (скрытые) издержки.

Рис. 7.2. Определение монополистом оптимального объема производства, обеспечивающего максимальную прибыль, на основе сравнения

предельной выручки (предельного дохода) с предельными издержками

Спрос. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон снижающегося спроса и причины его действия. Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Ответ:

Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом.

Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями наэтот товар.

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем

Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.

Спрос. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон снижающегося спроса и причины его действия. Неценовые факторы, влияющие на спрос. - student2.ru Неценовые факторы спроса.

1. Вкусы и предпочтения потребителей

которые, в свою очередь, определяются

такими факторами, как мода, реклама,

качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п.

Если вкусы потребителей изменятся в

пользу данного товара,

то спрос на него увеличится, и кривая

спроса сместится вправо.

2. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее

количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет

и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения

вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.

2. Предложение. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Неценовые факторы, влияющие на предложение. Понятия изменение предложения и изменение объема (величины) предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения. Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ– факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

К основным неценовым факторам предложения относятся:

- цены на ресурсы;

- технология производства;

- цены на другие товары;

- ожидания изменения цен;

- налоги и дотации;

- число продавцов на рынке

индивидуальное предложение,т.е. (предложение конкретного продавца)

Рыночное предложение — это суммарное предложение блага всеми индивидуальными потребителями, действующими на рынке.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка.

Изменение объема (величины) предложения связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Изменение предложения связано с изменением неценовых факторов предложения и выражается в смещении кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения). Изменение объема предложения означает перемещение по кривой предложения. Изменение предложения подразумевает смещение кривой предложения.

Наши рекомендации