Формы и методы государственного регулирования экономики. Одним из основных элементов механизма регулирования капиталистического хозяйства является, во-первых
Одним из основных элементов механизма регулирования капиталистического хозяйства является, во-первых, рыночное регулирование (конкуренция, рыночное ценообразование, спрос и предложение и др.). В США к немонополизированному сектору относится 15,5 млн. предприятий, где производится 40% ВНП и занято более половины наемных работников. Во-вторых, корпоративная планомерность, а в её пределах монополистическая или олигополистическая (в результате предварительных договоренностей между производителями и потребителями в реализацию поступает примерно 70% всех товаров). В-третьих, государственные закупки. (В США Федеральное правительство размещает ежегодно до 16 млн. (заказов) заявок в более, чем 130 отраслях. Выполнение таких заказов связано с использованием 20% совокупной рабочей силы).
При этом составные элементы механизма регулирования современного капитализма взаимодействуют и имеют место взаимопроникновения.
Наиважнейшими направлениями государственного регулирования экономики, т.е. установления равновесия национального рынка, являются:
1) антициклическое регулирование (имеющее кратковременный характер, т.е. направлено на послабление циклических колебаний);
2) программирование (капиталистическая планомерность, имеющая долгосрочный характер).
Для осуществления как краткосрочного, так и долгосрочного регулирования используется:
1) прямое (административное) регулирование, осуществляемое посредством принятия законов, законодательных актов, осуществленное исполнительной властью;
2) непрямое регулирование, основанное на использовании разных экономических, финансовых рычагов (налоги, нормы процента, налоговые льготы и др.).
Что касается конкретных методов, используемых в рамках отмеченных направлений госрегулировании экономики, то они следующие.
Так, антициклическое регулирование предусматривает использование таких методов, как бюджетная и кредитно-денежная политика:
а) бюджетное регулирование связано с влиянием на платежеспособный спрос путем маневрирования государством расходами и налогами (при недостаточном спросе – повышаются государственные капитальные вложения, уменьшаются налоги и т.д., при высоком спросе – снижаются государственные расходы и повышаются налоги);
б) при кредитно-денежном регулировании центральные банки увеличивают или уменьшают количество денег в обращении и ставки заемного процента (так основным методом борьбы с середины 50-х до середины 70-х гг. стало проведение государством политики доходов, что предусматривает контроль над ростом заработной платы и цен).
Наибольшего развития программирование, как одно из направлений регулирования экономики, получило в 50-80 гг. во Франции, Голландии.
Так, во Франции разрабатываются пятилетние планы, имеющие систему показателей объема производства, динамики национального дохода, модернизации промышленности и торговли, развития инфраструктуры, научных исследований, подготовки рабочей силы, жилищного строительства и т.д. То есть посредством таких планов государство поддерживало отраслевое развитие производства, определяло НТП и т.п. Методами капиталистической планомерности являются: составление общенациональных планов, программ, прогнозов, промышленная политика.
Планомерность при этом предполагает не директивный, а индикативный характер.
Основными же методами государственного регулирования экономики в целом являются:
I. Проведение реформ в налогообложении корпораций, государственных предприятий и предприятий немонополизированного сектора.
Так, в США после Второй мировой войны до 1957 г. прибыли компании до 25 тыс. долл. облагались налогом по ставке в 25%, а больше этой величины – по ставке 48%. В 1987-1988 гг. максимальная ставка налога на прибыль снизилась до 34%.
II. Государственное стимулирование НИОКР (научно-техническая политика).
Так, для федерального правительства США в начале 90-х гг. в финансировании расходов, связанных с НИОКР составила более 50%. При этом государство строит большие научно-исследовательские центры, создает науко- и капиталоемкие отрасли, готовит научные кадры. Разумеется, государство определяется при этом с приоритетами научно-технического развития, осуществляет организационное и ресурсное обеспечение реализации наиболее важных направлений НТП, осуществляет оценку полученных в процессе реализации научно-технической политики её результатов.
Проблемы научно-технической политики: а) значительная милитаристская направленность государства в данной политики, б) недостаток средств в ряде отраслей гражданского профиля на НИОКР, в) несвоевременная подготовка кадров, г) перенасыщенность военных НИОКР и их низкое использование в гражданских отраслях и т.д.
III. Амортизационная политика. В этой связи государство проводит политику ускоренной амортизации.
IV. Кредитно-денежная политика в регулировании экономики. В целом кредитная система опосредует весь процесс общественного производства и накопления капитала. Включает она операции с разными ценными бумагами, регулирование уровня банковских процентов, прямое регулирование банковских резервов. (В США основным элементов кредитной системы является ФРС, выполняющая функции центрального банка и включает 12 федеральных резервных банков, выполняющих функции центрального банка в своем регионе).
Для Украины в этой связи необходимо:
1) определение объективной границы кредита;
2) центральный банк (национальный банк) должен превратиться в банк банков, что в принципе осуществлено;
3) центральный банк должен быть выведен из-под власти правительства, исполнительной власти, перейти лишь под контроль законодательной власти;
4) перейти к конвертируемой гривне, для чего создать условия;
5) создание сети коммерческих банков (что тоже в основном осуществлено).
V. Осуществление структурной или промышленной политики. В результате влияния НТР происходят важные структурные изменения. Возрастает удельный вес нематериального производства (45% ВВП в США в 1990 г.). Ускоренно развивается информационная технология, что требует создания широкой сети информационных систем (комплексов).
Основными инструментами влияния государства на структурную перестройку экономики являются: организация финансирования и стимулирования научно-технических исследований, особенно фундаментальных, подготовка кадров (инженерных, научных, квалифицированной рабочей силы), создание научно-исследовательских центров.
Особенностью государственного регулирования на современном этапе является: послабление его влияния на национальном уровне и усиление на наднациональном. В результате чего снижаются требования в части антитрестовского законодательства, отказ от принципов государственного ценообразования в таких отраслях, как транспорт, электроэнергетика, возможности проникновения в отрасли новых монополий.