Формы и методы государственного регулирования экономики

В условиях рынка государственное регулирование экономики- целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также являются формой прямого регулирования.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на:

1) правовые - призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру, создать для частного сектора - домохозяйств и бизнеса - разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т.д.,

2) административные - подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.),

3) экономические- включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т.п.

Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование.

Программирование, прогнозирование и планирование - высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено на отдельные отрасли, регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т.д.

54. Содержание и функции бизнес-планирования. Виды бизнес-планов

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

1) связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

2) в процессе планирования позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

3) позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств.

4) позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

5) путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Задача бизнес-плана – обоснование концепции предпринимательского предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью.

Бизнес-планы классифицируются по следующим основаниям:

1) тип - по основным сферам деятельности, в которых существует проект:

· технический бизнес план,

· организационный бизнес план,

· экономический бизнес план,

· социальный бизнес план,

· смешанный бизнес план

2) класс - по составу, структуре и его предметной области:

· монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба),

· мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления),

· мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).

3) масштаб - по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир:

· мелкие,

· средние,

· крупные,

· очень крупные проекты бизнес планы.

4) длительность - по продолжительности периода осуществления проекта:

· краткосрочные (до 3 лет),

· среднесрочные (от 3 до 5 лет),

· долгосрочные бизнес планы (свыше 5 лет)

5) сложность - например, по степени финансовой, технической или другой сложности:

· простые,

· сложные,

· очень сложные бизнес планы

6) вид - по характеру предметной области проекта:

· инновационный,

· организационный,

· научно-исследовательский,

· учебно-образовательный,

· смешанный бизнес планы


Наши рекомендации