Порядок проведения и оформления инвентаризаций

Для проведения инвентаризаций в организациях создаются постоянно действующие инвентари­зационные комиссии в составе:

• руководителя организации (его замены);

• главного бухгалтера;

• руководителей подразделений;

• главных специалистов;

• представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций.

При большом объеме работ проведение инвентаризаций возла­гается, как правило, на рабочие инвентаризационные комиссии, которые выполняют возложенные обязанности под руководством постоянно действующих комиссий.

Условно инвентаризацию можно разделить на три этапа:

- подготовительный;

- основной (рабочий);

- заключительный.

Подготовительный этап включает следующее:

- перед началом инвентаризации членам рабочих комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации, а председате­лям комиссий — контрольный пломбир (печать). В приказе установлены сроки начала и окончания инвентаризации. Должен быть полный состав членов инвентаризационной комиссии.

- комиссия составляет оперативный план проведения инвен­таризации. Для этого она предварительно решает, какие виды имущества необходимо проверить в натуре; у каких матери­ально ответственных лиц, кого из специалистов организации необходимо привлечь к проведению инвентаризации;

- председатель комиссии проводит инструктаж с лицами, при­влеченными для проведения инвентаризации, по вопросам порядка и техники ее проведения, оформления результатов, сроков начала и окончания;

- на местах инвентаризации члены комиссии предлагают ма­териально ответственным лицам разнести в книги (карточки) складского учета все приходные и расходные документы и составить отчет с выведением остатков на момент инвента­ризации. На отчете и приложенных к нему документах пред­седатель комиссии делает надпись "до инвентаризации" и ставит свою подпись и дату.

- комиссия проверяет весоизмерительные приборы, берет у материально ответственного лица расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные доку­менты на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все поступившие ценности, оприходованы, а вы­бывшие списаны в расход.

Основной (рабочий) этап инвентаризации заключается в фактическом сня­тии остатков. Члены комиссии закрывают и опечатывают все ме­ста хранения ценностей, подлежащих инвентаризации. Затем при­ступают к проверке их путем взвешивания, измерения, пересчета и т.п. Выявление, подсчет и описание имущества в натуре называет­ся снятием остатков.

Члены комиссии несут ответственность за правильный подсчет остатков имущества. Результаты снятия натуральных остатков обобщают в инвен­таризационных описях, составляемых не менее чем в двух экземп­лярах. Ошибки и неправильные записи в них исправляют путем зачеркивания неправильного и написания правильного текста (циф­ры). Исправления удостоверяются подписями всех участников ин­вентаризации и материально ответственными лицами.

Каждая страница описи нумеруется. В конце страницы циф­рами и прописью выводится общий итог натуральных единиц, за­писанных по странице независимо от единиц измерения ценнос­тей. После окончания записей прописью указывается количество заполненных строк, т.е. число порядковых номеров внесенных наи­менований товарно-материальных ценностей. Каждая страница и опись в целом подписываются всеми участниками инвентариза­ции. К инвентаризационным описям прилагаются акты обмеров и расчеты.

В инвентаризационных описях не допускается оставлять неза­полненные строки. В последних листах описей незаполненные стро­ки прочеркиваются. На имущество, находящееся на ответствен­ном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. В конце описи материально от­ветственное лицо дает расписку в том, что предъявлены для про­верки все ценности, что инвентаризация проведена в его присут­ствии правильно, претензий к инвентаризационной комиссии у него нет и перечисленное в описи имущество принято на ответствен­ное хранение.

Правильно оформленные данные инвентаризации передаются в бухгалтерию организации для выведения окончательных резуль­татов

Заключительным этапом инвентаризации является выявление результатов и отражение их в учете.

Наши рекомендации