Порядок проведения и оформления инвентаризации

Для проведения инвентаризации в организации создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе руководителя, главного бухгалтера, руководителей подразделений, главных специалистов, представителей службы внутреннего аудита. При большом объеме работ проведение инвентаризаций возлагается на рабочие инвентаризационные комиссии, которые осуществляют свою деятельность под руководством постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

Условно процесс инвентаризации можно подразделить на три этапа: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный.

На подготовительном этапе руководителем издается приказ о проведении инвентаризации, который вручается членам инвентаризационной комиссии. Кроме состава инвентаризационной комиссии в приказе указываются также сроки начала и окончания инвентаризации. Перед началом инвентаризации материально ответственные лица составляют отчет, выводят остатки на начало инвентаризации и дают расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, а выбывшие списаны в расход.

Основной этап заключается в выявлении фактического наличия имущества на дату инвентаризации, которое называется снятием остатков. Оно производится взвешиванием, пересчетом, измерением и описанием имущества. Результаты снятия остатков записываются в инвентаризационных описях, каждая страница которых подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На заключительном этапе на основании инвентаризационных описей составляются сличительные ведомости, в которые записывают только те ценности, по которым выявлено расхождение с учетными данными. Расхождение может быть в результате недостачи или излишка.

Излишек имущества, выявленный при инвентаризации, приходуется по фактической себестоимости и относится к внереализационным доходам. При этом дебетуется счет учета выявленного излишка имущества и кредитуется счет 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Недостачи могут быть двух типов: в пределах норм естественной убыли и сверх норм естественной убыли. Факт установления недостачи отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов учета недостающих ценностей. Затем недостачи в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства:

- дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию»;

- кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»).

Недостачи сверх норм естественной убыли списываются в зависимости от выявленных причин недостачи. Недостачи по вине материально ответственных лиц возмещаются ими по рыночной стоимости:

- дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

- кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Недостачи в результате стихийных бедствий и по причинам, не зависящим от организации, списываются на внереализационные расходы:

- дебет счета 92 «Внереализационные расходы»;

- кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Взаимный зачет недостач и излишков в результате пересортицы может быть допущен только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально ответственного лица и по товарно-материальным ценностям одного и того же наименования.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое инвентаризация?

2. Какое значение имеет инвентаризация для хозяйственной деятельности организации?

3. Назовите виды инвентаризаций.

4. Кто проводит инвентаризацию?

5. Какие меры принимаются по результатам инвентаризации?

6. Как отражаются на счетах бухгалтерского учета результаты инвентаризации?

Тест к теме 8

Определить один или несколько правильных ответов на предложенные
вопросы.

1. Проверка и документальное подтверждение фактического наличия средств и их источников, а также выявление отклонений фактических данных от учетных – это:

а) бухгалтерский учет;

б) ревизия;

в) инвентаризация;

г) аудит.

2. Целью инвентаризации является:

а) проверка правильности ведения бухгалтерского учета;

б) установление ошибок и злоупотреблений, имевших место в документах по движению имущества;

в) установление фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей у каждого материально ответственного лица;

г) определение условий, организации и состояния сохранности денежной наличности, товарно-материальных ценностей; основных средств и другого имущества организации;

3. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

а) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

б) при смене руководителя организации или материально ответственных лиц;

в) в начале каждого календарного года;

г) при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации.

4. По полноте охвата имущества инвентаризации бывают:

а) полные;

б) частичные;

в) плановые;

г) внезапные.

5. Инвентаризации проводятся:

а) главным бухгалтером;

б) работниками бухгалтерии;

в) материально-ответственными лицами;

г) специально назначенными комиссиями.

6. В ходе проведения инвентаризации составляются:

а) сличительные ведомости;

б) инвентаризационные описи;

в) справки проверок;

г) отчеты материально-ответственных лиц.

7. В результате проведения инвентаризации могут быть выявлены:

а) излишек;

б) недостача;

в) недостаток;

г) соответствие фактических и учетных данных.

8. Сличительные ведомости по результатам инвентаризации составляются:

а) при соответствии фактических и учетных данных;

б) при установлении излишка;

в) при установлении недостачи;

г) при установлении излишков и недостач.

9. Излишки, установленные в ходе проведения инвентаризации приходуются на:

а) дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»;

б) дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;

в) дебет счета 20 «Основное производство»;

г) 98 «Доходы будущих периодов».

10. Какой бухгалтерской записью отражается недостача товарно-материальных ценностей, выявленная в ходе проведения инвентаризации?

а) дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», кредит счета 10 «Материалы»;

б) дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 10 «Материалы»;

в) дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит счета 10 «Материалы»;

г) дебет счета 10 «Материалы», кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Наши рекомендации