VI. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий в рабочей тетради
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 34-35).
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
- Впишите в клеточки названия соответствующих отраслей промышленности.
(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)
№2 (с. 36).
Прочитайте задание. Найдите в учебнике эти сокращения. Расшифруйте и запишите. (ГЭС - гидроэлектростанции, ГЭС — тепловые электростанции, АЭС — атомные электростанции.) Для чего служат электростанции?
№3(с.36).
Прочитайте задание. Найдите предприятия пищевой промышленности. Подчеркните их. (Кондитерская фабрика, сахарный завод, мясокомбинат, консервный завод, хлебозавод, молочный комбинат.)
К каким отраслям промышленности относятся остальные предприятия?
№4 (с. 36-37).
Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Найдите товары, которые производит легкая промышленность. (Куртка и ткань.) Закрасьте кружок розовым цветом. Найдите товары, которые производит отрасль машиностроения. (Трактор, мотоцикл.)
— Закрасьте кружок желтым цветом.
— Продолжите выполнение задания.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Нарисуйте несколько товаров, которые производит легкая промышленность.
— Назовите товары, которые вы нарисовали.
VII. Рефлексия
Словарный диктант
(Учитель читает определение, а ученики угадывают и записывают нужный термин.)
• То, что необходимо людям для жизни. (Потребности.)
• Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика.)
• Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. (Товары.)
• Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить или иные потребности других людей. (Услуги.)
• Главная потребность человека. Он необходим для добывания природных богатств, производства товаров. (Труд.)
• Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные — как назовем все это одним словом? (Природные богатства.)
• Составная часть экономики. (Отрасль.) (Термины заранее записаны на доске, но закрыты. По окончании диктанта учитель открывает запись на доске и ученики в пар проверяют работу друг у друга.)
Беседа
— Почему отрасли промышленности так разнообразны?
— Как они связаны между собой? Покажите это на приме изготовления тетради, торта.
VIII. Подведение итогов урока
— О каких отраслях промышленности вы узнали сегодня на уроке?
Итак, промышленность делят на большое число отраслей; Среди них добывающая промышленность, электроэнергетика металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лег и пищевая промышленность.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 60—63, ответить на вопрос раздела «Проверь себя» на с. 63.
2. Рабочая тетрадь: № 5—6 (с. 37).
Тема: Наши проекты: «Экономика родного края»
Цель:познакомить с экономикой родного края.
Планируемые результаты:учащиеся научатся раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, работать в группах, делать сообщения в устной и письменной форме.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Фронтальный опрос
Какие условные знаки вы придумали дома для отраслей промышленности?
- Пусть ваши одноклассники отгадают эти знаки.
III. Самоопределение к деятельности
- Какие промышленные предприятия есть в нашем крае?
- Какие товары они выпускают? Сегодня на уроке мы будем говорить об экономике нашего края.
IV. Работа по теме урока
1. Работапо учебнику
- Прочитайте текст на с. 64—65 об экономике города Санкт-Петербурга. Какие промышленные предприятия работают в городе?
- Какие товары выпускают?
2. Работа над проектомПрочитайте в учебнике задания.
Как будет называться наш проект? («Экономика родного края».)
Соберите информацию об экономике края (города, села). Узнайте, какие промышленные или сельскохозяйственные предприятия имеют особенно большое значение, чем они интересны, какова их история. Есть ли в вашем крае крупные торговые центры? Как организована в них продажа товаров?
На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе выполнения проекта? (Какие промышленные или сельскохозяйственные предприятия есть в нашем крае?)
— На какие дополнительные вопросы можно найти ответы (Примерный ответ. Какова история предприятия? Какие товары выпускает? С какими предприятиями сотрудничает? Какие интересные события происходят на предприятии? Кто из родителей работает на этих предприятиях? И т. д.)
(Учитель делит класс на группы по 5-8 человек. Учащиеся вспоминают правила работы в группе, план работы над проектом; обсуждают, о каких предприятиях будут рассказывать; как оформят презентацию своего проекта (в виде буклета, стенгазет; фотоальбома и т. д.); распределяют роли (журналист, художник, издатель, докладчик и т. д.). Учитель помогает группам, испытывающим затруднения.)
— Из каких источников можно получить информацию (Из СМИ, краеведческой литературы, Интернета, бесе с работниками предприятия.)
— Расскажите, о чем будет ваш проект, какую форму презентации вы выбрали.
— Обсудите со своими родителями, в какой день вы с ним сможете сходить в краеведческий музей, смогут ли они организовать экскурсию на это предприятие, а также что в вместе будете делать при работе над проектом.
V. Физкультминутка
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз, два, раз, два!
Раз, два, раз, два!
Хватит, хватит!
Прибежали,
Потянулись, подышали.
VI. Рефлексия
— Понравился ли вам урок? Чем?
— Заинтересовала ли вас тема проекта?
— Какая главная цель вашего проекта? (Узнать, какие промышленные предприятия есть в нашем крае.)