Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.
Эластичность – это реакция одной переменной на изменение другой.
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 тенге - это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен стиральной машины на 10 тенге практически не ощутим для покупателей, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно:
Edp=ΔQ%/ΔP%
или
Edp=Q1- Q2/ Q1: P1-Р2/Р1
где Edp – эластичность спроса по цене;
ΔQ% - относительное изменение спроса;
ΔP% - относительное изменение цены.
С увеличением цены объём спроса, как правило, снижается и ΔQ>0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус.
Рис. №8 Эластичный спрос
Р
Q
Edp>1
При снижении цены возрастает количество продаж и общая выручка (TR=P*Q) увеличивается и наоборот
Рис. №9 Неэластичный спрос
Р
Q
Edp<1
При снижении цены объём продаж может меняться незначительно, общая выручка снижается и наоборот
Рис. №10 Единичная эластичность
Р
Q
Edp=1
Снижение цены компенсируется ростом объёма спроса и выручка остаётся неизменной.
Рис. №11 Совершенно эластичный спрос
Р
Q
Edp= ∞
Рис. №12 Совершенно неэластичный спрос
Р
Q
Edp= 0
Изменение величины спрос, вызванное изменением дохода называется эластичностью спроса по доходу и рассчитывается следующим образом:
Edi=ΔQ%/ΔI%
или
Edi=Q1- Q2/ Q1: I1-I2/I1
Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Еdi<0), то увеличение спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т.д.).
Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Еdi>0), благо является нормальным.
Если 0<Еdi<1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).
При Еdi>1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0< Еdi<1), должно существовать благо с Еdi>1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.
Esp=ΔQ%/ΔP%
Для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.
В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Еsp=0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.
В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. I
В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.