Модели человека в экономической теории. Печатается по решению
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Киров
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Вятского государственного гуманитарного университета
Авторский коллектив: Ю. А. Бакулин, старший преподаватель – темы: 2, 12, 14; О. М. Жаравина, ассистент, темы: 7, 20, 21; А.И. Комлев, канд. экон. наук, доцент (отв. редактор) – темы: 4, 10, 17; Д. Ш. Саитгараева, ассистент – тема 15; Н. Ю. Фадеева, канд. экон. наук, доцент – темы: 3, 13, 22; С. В. Шалагинова, старший преподаватель – темы: 9, 11, 19; Н. В. Шалина, старший преподаватель – темы: 1, 8, 18; О. Ю. Щёкотова, старший преподаватель – темы: 5, 6, 16
Рецензенты – В. И. Беспятых, доктор экономических наук, профессор
Т. Л. Койкова, канд. эк. наук, доцент
Экономическая теория: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей всех форм обучения [Текст] / авторы Ю. А. Бакулин, А. И. Комлев, Н. Ю. Фадеева и другие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007.
В учебном пособии излагаются основные положения экономической теории в соответствии с программой, разработанной кафедрой. Пособие состоит из 5 разделов: «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Переходная экономика», «История экономических учений». В конце каждой темы формулируются вопросы для проверки и самопроверки знаний, а также список основных категорий и понятий темы. Учебное пособие будет способствовать полному усвоению теоретического материала, развивать навыки практического применения полученных знаний и самостоятельность мышления.
Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения.
©Вятский государственный гуманитарный университет, (ВятГГУ), 2007
©Бакулин, Ю.А., Комлев А.И., Фадеева Н.Ю. авторство, 2007
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Задача этого раздела – определить предмет и методы экономической теории, раскрыть закономерности экономической организации общества, охарактеризовать типы экономических систем, содержание и формы собственности, представить общую характеристику рыночной экономики.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Модели человека в экономической теории.
Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией. Экономическая теория является гуманитарной дисциплиной, поэтому изучает экономическое поведение людей.
Экономическая теория анализирует процесс производства жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.
Экономическая теория исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека.
Модель человека - унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических координат.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человеческих потребностей.
Среди многочисленных направлений «моделирования» человека условно можно выделить четыре. Различия между ними определяются, во-первых, степенью абстрагирования от многообразия личностных характеристик человека и, во-вторых, учетом экономической, политической и психологической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.
Первое направлениепредставлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Представители этих направлений экономической мысли рассматривали поведение «экономического человека». Модель «homo economicus» (разработана в XVIII в.) предполагает, что индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.
Важно заметить, что «homo economicus» — это рациональный индивидуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Выделяют полную, ограниченную и органическую рациональностьэкономического поведения.
Полная рациональностьпредполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).
Ограниченная рациональностьотражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше. В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поискаудовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения.
В случае органической рациональностиособое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями, а взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными институтами человеческого общества.
Моделирование человека во второй половине XX века все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.
Второе направлениеприсуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на гипотезе ограниченной рациональности. Стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера - соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются неполнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интеллекта, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Третье направлениепредставлено принципиально новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.
Заслуживает упоминания и такая специфическая модель как «советский экономический человек»,уходящая своими корнями в сталинский тоталитарно-репрессивный режим и отражающая основные черты экономического поведения человека в командно-административной системе хозяйства - доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хищения государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Создается благоприятная почва для оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение», или «оппортунизм»в экономической теории означает экономическую недобросовестность, представление заведомо искаженной или неполной информации контрагентом обменной сделки.
Нерыночное поведение- это поведение хозяйственных субъектов, сформированное институтами административно-командной системы: приверженность патернализму со стороны государства, экономическая недобросовестность, инертность, боязнь и неприятие личной ответственности и т. п.
Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Использование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людейполучило название «экономического империализма».