Печатается по решению научно-методического

совета ГОУ ЯО Рыбинского педколледжа

Рецензенты:

Копотюк Ирина Геннадьевна,кандидат педагогических наук, директор ГОУ ЯО Рыбинского педколледжа

Пятницына Наталья Львовна, кандидат филологических наук, заместитель директора по научно-методической работе ГОУ ЯО Угличского педколледжа

Сасарина Е.Е.Основные подходы к выполнению курсовых работ

студентами педагогического колледжа: учеб.-метод. пособие. – Рыбинск: ГОУ ЯО Рыбинский педколледж, 2008. – 116 с.

Вопрос методического обеспечения самостоятельной работы студентов, регламентации процесса исследовательской деятельности, формулирования единых требований к написанию, оформлению и оценке курсовых проектов является актуальным в процессе выполнения курсового исследования. Данное учебно-методическое пособие направлено на рациональную организацию учебно-исследовательского труда студентов и познакомит их с приемами, обеспечивающими успешное выполнение исследовательской деятельности, что будет способствовать повышению качества учебно-исследовательской работы студентов колледжа.

Материалы, представленные в пособии, адресованы студентам специальностей 050000 «Образование» и педагогам, осуществляющим руководство исследовательской деятельностью студентов.

© ГОУ ЯО Рыбинский педколледж, 2008

© Сасарина Е.Е.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………….…….……..............................4

Глава I. Подготовительный этап выполнения курсовой работы……………….......8

1.1. Выбор научного руководителя………………………….………………………8 1.2. Выбор темы курсовой работы………………………………...…………….....11

1.3. Определение содержания, структуры и этапов выполнения

курсовой работы……………………………………….…….............................13

Глава II. Основной этап выполнения курсовой работы………………………..…….16

2.1. Написание основных элементов курсовой работы………..….........................16

2.1.1. Титульный лист и оглавление……………………..............................…16

2.1.2. Введение……………………………….…….……….…..........................17

2.1.3. Основная часть…………………………………..…………………….....23

2.1.4. Заключение, библиографический список и приложение……………....28

2.2. Оформление курсовой работы…………………….…………………….……..32

Глава III. Заключительный этап выполнения курсовой работы………………...…39

3.1. Подготовка к защите курсовой работы……………………....…………….....39

3.2. Процедура защиты курсовой работы………………….…………………....…42

Заключение………………………………………………...….…………………………....45

Библиографический список……………………….…….…………………..……………47

Приложение………………………………………………………………………………...49

Введение

Там, где господствует дух науки, творится великое.

Н.И.Пирогов

В настоящее время научно-технический и социальный прогресс, становление информационного постиндустриального общества оказывает мощное воздействие на сферу профессионального образования. На фоне этого глобального процесса усиливается исследовательский компонент в профессиональной деятельности специалиста. От современного педагога сейчас требуются не только фундаментальные знания, сформированные профессиональные умения, развитые творческие способности, но и овладение комплексом исследовательских умений, необходимых для анализа и отбора предлагаемых инновационных образовательных технологий и совершенствования своей профессиональной деятельности на научной основе.

Сегодня системе образования требуется специалист–исследователь, инициативный, самостоятельно мыслящий и широко образованный, способный предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения, реализовать свой личный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества.

Шадрина Л.И. под учебно-исследовательской деятельностью понимает такую форму «…организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением студентами творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования» [31, С.28]: постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора соответствующего материала, его анализа, систематизации и обобщения.

Исследовательская работа один из способов формирования профессиональной компетенции специалистов в системе образования. Являясь эффективным средством развития творческого потенциала будущего специалиста, учебно-исследовательская деятельность, способствует появлению новых качеств - широты кругозора, видение проблем, определенную системность и логичность мышления, что пригодится в дальнейшей научной и педагогической деятельности, в общении, в быту и вообще в жизни. Она позволяет актуализировать знания, получаемые при изучении различных дисциплин учебного плана, сформировать умения работать с информацией, расширить способы деятельности. Она развивает научную активность студента, самостоятельность, контроль и самоконтроль, умение изучать и исследовать, сравнивать и анализировать, обобщать и систематизировать, делать выводы, сопоставлять и излагать мысли на бумаге, что, в конечном итоге, способствует повышению качества подготовки студентов, их конкурентоспособности в современной системе образования.

В период обучения студентов в колледже им предлагается выполнить разные виды учебно-исследовательских работ: реферативные, курсовые, выпускные квалификационные работы. Каждый из этих видов отличается определенным объемом и возрастающей по содержанию степенью сложности и обработки теоретических и практических материалов. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студента в период педагогической практики, третьи представляют собой результат творческого решения научной проблемы.

Овладение студентами исследовательскими навыками в процессе выполнения этих видов работ окажется полезным при обучении их на второй ступени непрерывного профессионального образования – в вузе, при обучении в аспирантуре и написании диссертационного исследования, при обобщении своего педагогического опыта в самостоятельной профессиональной деятельности, при подготовке к аттестации.

Осуществление учебно-исследовательской работы регламентируют государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования повышенного уровня, предусматривающие в учебных планах самостоятельную работу студентов. Приобщение студентов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения среднего профессионального образования, когда у них формируется теоретическое мышление. В современной практике среднего профессионального образования защита выпускной квалификационной работы студентами является обязательным требованием государственной итоговой аттестации. Поэтому возникает необходимость постепенной, углубленной подготовки всех студентов колледжа к организации и проведению психолого-педагогических исследований, что осуществляется благодаря преемственности в выполнении реферативной, курсовой и выпускной квалификационной работ, в ходе выполнения которых формируется система исследовательских умений и навыков студентов, направленных на совершенствование их профессиональной подготовки.

Бесспорно, осуществление учебно-исследовательской деятельности по различным вопросам и проблемам развития, обучения и воспитания представляет определенную сложность, прежде всего, при написании курсовой работы. Именно в процессе выполнения курсового проекта, в отличие от реферативной работы, студент учится подбирать необходимые методики, планировать и осуществлять практическое исследование, анализировать и делать выводы для последующей практической деятельности. Выполнение студентами курсовой работы является важным этапом их подготовки к осуществлению исследовательской деятельности на более высоком теоретическом и практическом уровне при написании выпускной квалификационной работы.

Однако наблюдения за учебно-исследовательской деятельностью студентов показывают, что исследовательские навыки у них сформированы слабо или они недостаточно владеют ими. Одной из причин, приводящих к возникновению затруднений в овладении исследовательскими навыками, мы видим в недостаточном методическом обеспечении учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа.

Проблемный анализ научно-методической литературы, показал, что, несмотря на достаточно большое количество изданий и публикаций, освящающих вопросы организации и осуществления исследовательской деятельности, вопросам выполнения курсовых работ – как первоначальному этапу овладения исследовательскими умениями и навыками, уделяется недостаточное внимание.

Преобладающая часть пособий и методических рекомендаций, посвящена вопросам выполнения диссертации. В доступном изложении раскрываются основные подходы к выполнению диссертационных исследований в работах А.М.Новикова и Ю.Г.Волкова. В пособии А.М.Новикова представлены подробные рекомендации начинающему педагогу-исследователю по проведению, написанию и защите диссертационной работы. В своем пособии профессор Ю.Г.Волков последовательно и доступно рассматривает вопросы подготовки, защиты и оформления диссертационного исследования.

Интересен опыт работы С.Д.Резника, представленный в методическом пособии, раскрывающем технологию защиты диссертации. Автор рассматривает такие немаловажные аспекты, как использование технических средств, этика поведения соискателя на заседании диссертационного совета, внешний вид соискателя. Однако, диссертация – это научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени. «Диссертация – особый научный и литературно-творческий жанр…» [8, С.4], который отличается от курсовой работы, как по объему, содержанию, так и по другим показателям.

Ануфриев А.Ф., рассматривая научное исследование – как особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве, в своей работе предлагает освоить форму научного произведения при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ. Автор придерживается мнения, что такой подход считается оправданным, поскольку различные виды научного произведения (курсовая, дипломная, диссертационная работы) имеют единый язык и различаются лишь объемом проделанный работы.

Действительно, основные подходы к выполнению различных видов исследований будут едины, и студентам будет полезно познакомиться с ними. Однако позволим не согласиться с мнением автора, поскольку научный стиль языка, не говоря уже об объеме и глубине исследования, подтверждении новизны получаемых результатов, имеют существенные отличия при выполнении курсовой и диссертационной работ. Тем более, что студенту, начинающему самостоятельную исследовательскую деятельность в рамках написания курсовой работы, трудно, а иногда и невозможно, проанализировать и выделить особенности того или иного вида учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ.

Для методического обеспечения учебно-исследовательской деятельности студентов необходимо создавать фонд научной и учебно-методической литературы, посвященной проблеме выполнения курсовых работ. К сожалению, большинство источников не освящают всю процедуру выполнения курсового исследования, начиная с выбора темы работы и заканчивая ее защитой. Чаще всего можно встретить методические указания, которые содержат краткие требования к содержанию, структуре и оформлению учебно-исследовательских работ студентов (В.Н.Белкина, Н.В.Елкина, Т.И.Тарабрина).

Осуществляя библиографический поиск и анализ научно-методической литературы, мы пришли к выводу о различной степени разработанности вопросов по данной проблеме. В учебном пособии Л.В.Бориковой и Н.А.Виноградовой предлагаются некоторые рациональные приемы, обеспечивающие успешное выполнение учебной и научно-исследовательской работы, причем авторы рассматривают отдельно каждый вид исследовательских работ. Широко освящены вопросы технологии работы с учебной и научной литературой в работах Л.В.Бориковой и Н.А.Виноградовой, достаточно внимания уделяется определению понятийного аппарата исследования (Н.Г.Жаворонкова, А.П.Щербак), рассмотрен уровень языка и стиля (Г.К.Волков), даны характеристики педагогических методов исследования (П.К.Петров), представлены рекомендации по оформлению материалов исследования (Н.Г.Жаворонкова).

Следует отметить, что в последнее время часто издаются учебные пособия, предназначенные для освоения формы научного произведения при выполнении исследовательских работ студентами разных специальностей. Так, например, А.Ф.Ануфриев раскрывает специфику проведения исследований юным психологам [3], П.К.Петров – студентам, интересующимся проблемами физической культуры [23].

Несмотря на положительные тенденции в методическом обеспечении учебно-исследовательской деятельности, остаются не раскрытыми такие важные вопросы как правила изложения теоретической и практической части исследования, не представлено рекомендаций по осуществлению анализа научной литературы. Не достаточно полно изложена процедура защиты курсовой работы и критерии оценивания выполненных работ.

По нашему мнению, заслуживают внимания методическое пособие «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа», подготовленное Т.Б.Захараш [14] и методические рекомендации «Как написать, оформить и защитить курсовую и дипломную работы» Е.Ю.Акимовой [1]. Авторы систематизировали и обобщили опыт работы по руководству исследовательскими работами студентов. В приложении содержатся материалы, помогающие обеспечить организацию деятельности студентов по освоению основ учебно-исследовательской деятельности.

Проблема методического обеспечения актуализируется и тем, что различные мнения и взгляды в выполнении исследовательских работ, представленные авторами учебно-методических пособий, приводят к тому, что как студенты, так и научные руководители, осуществляя исследовательскую деятельность и координируя ее выполнение, используют их, что в свою очередь препятствует осуществлению единого подхода и единых требований к выполнению студентами курсовой работы. Вследствие этого не только на защите, но и в процессе выполнения курсового исследования, возникает много дискуссий, споров и разногласий, когда каждый пытается отстаивать собственную точку зрения, аргументируя тот или иной подход ссылкой на какой-либо источник. Выходом из данной ситуации является проведение стандартизация методических материалов по организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов, что и осуществляется в настоящее время в колледже.

В связи с вышесказанным возникает противоречие между необходимостью подготовки специалиста-исследователя, усилением исследовательского компонента в профессиональной деятельности специалиста и недостаточной разработанностью в научно-методической литературе процедуры выполнения всех этапов курсового исследования, проводимого студентами колледжа. В связи с этим актуальным является вопрос методического обеспечения самостоятельной работы студентов, регламентации процесса исследовательской деятельности, формулирования единых требований к написанию, оформлению и оценке курсовых проектов. Решение данного вопроса поможет обеспечить рациональную организацию учебно-исследовательского труда студентов, познакомит их с приемами, обеспечивающими успешное выполнение исследовательской деятельности, будет способствовать повышению качества учебно-исследовательской работы студентов колледжа.

В данном учебно-методическом пособии представлен опыт работы педагогического колледжа по руководству учебно-исследовательской деятельностью студентов в системе непрерывного педагогического образования. Материалы, представленные в пособии могут найти практическое применение в учреждениях среднего профессионального образования при организации и выполнении курсовых работ студентами педагогических колледжей.

Наши рекомендации