РФ в процессах международной миграции рабочей силы
Международная миграция рабочей силы - это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда
Международная трудовая миграция включает в себя иммиграционные и эмиграционные потоки и реэмиграцию
Основные причины трудовой миграции:
- различный уровень экономического развития отдельных стран.
- различная степень обеспеченности стран трудовыми ресурсами.
- зарубежная деятельность транснациональных корпораций
- наличие безработицы в стране (усиливает трудовую миграцию).
Международное движение трудовых ресурсов порождается и неэкономическими факторами: политическими, религиозными, экологическими, семейными и др.
География
Обычно основные потоки мигрантов направлялись из бедных стран в богатые.
- На первом месте США, Канада и Австралия.
- Наиболее развитые страны Западной Европы притягивают рабочую силу из менее развитых европейских стран, арабских и африканских стран.
- С 70-х годов - нефтедобывающие страны привлекают дешевую рабочую силу из соседних арабских стран, Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин
- В 80-х годах - Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань
- С середины 90-х годах Аргентина, Бразилия, Венесуэла . Сюда направляются эмигранты из других стран Латинской Америки, Азии и Африки.
80 % всех международных миграционных потоков происходят внутри региона (СНГ, Европа)
Влияние на экономику:
Страна – донор:
- Уменьшение безработицы
- Поток добровольных переводов, направляемых родственникам с места работы мигрантов
- Меньше средств расходуется на социальные нужды
- Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране
- Страна-донор затратила определенные средства на мигрантов трудоспособного возраста
Принимающая страна:
- Мигранты платят налоги в принимающей стране
- Привлечение высококвалифицированных специалистов
- Иностранцы часто готовы работать с большей интенсивностью и за меньшую зарплату по сравнению с гражданами принимающей страны
- Рост выплат пособий по бедности, перегрузка общественных школ, рост издержек на поддержание общественного порядка
Большинство развитых стран проводят протекционистскую миграционную политику , используя меры: профессиональные, возрастные, социально-экономические, - которые ограничивают миграцию и регулируют качество трудовых ресурсов.
Место России на мировом рынке труда
Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР, принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.
В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.
Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.
Россия является в настоящее время, как страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.
В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, В Беларуси и других республиках СНГ.
Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.
Стоит также отметить, что не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику России, как от фирм-посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.
По статистике, 80 % всех международных миграционных потоков происходят внутри отдельных регионов, что подтверждается примером России, так как большая часть принятых ею мигрантов – выходцы из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, В Беларуси и других республиках СНГ.
По данным Росстата, в 2008 году в Российскую Федерацию прибыло 281 тысяча человек, около 96 процентов из них – граждане стран СНГ.
Экспорт рабочей силы
Основной поток интеллектуальной миграции (96,3%) идет в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки.
Возможности российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны «третьего мира» на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран.
В 90-е годы треть всех мигрантов из России являлись специалистами высокой квалификации, по разным оценкам всего за кризисное время наша страна лишилась от 25 до 100 000 тысяч учёных и квалифицированных специалистов.