Внешнеэкономические связи (их установление и целесообразность, защита национальных интересов).
Отраслей экономики.
План.
Государство в рыночной экономике. Сущность
Государственного регулирования.
Государство- предприниматель.
Роль государства в планировании деятельности отраслей, организации НИОКР и инвестировании.
Государство- потребитель готовой продукции .
Антимонопольная политика государства.
1. Государство в рыночной экономике.
Сущность государственного регулирования.
Государство в качестве экономического субъекта представляет собой:
во-первых: совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе
· Президент РФ,
· Правительство РФ,
· Министерства и ведомства по отраслям народного хозяйства,
· Государственный комитет по имуществу РФ,
· Государственные Налоговые инспекции,
· Государственный Пенсионный фонд,
· Центробанк РФ,
· Казначейства,
· Областные Администрации, администрации городов и районов и другие государственные органы);
во- вторых:все виды экономических ресурсов (денежные средства, земля, трудовые ресурсы), находящиеся в ведении государственных органов власти.
Государство в современной экономике можно считать:
ü предпринимателем,
ü организатором научно-исследовательских работ ,
ü инвестором,
ü потребителем конечной продукции.
ü Наиболее важная роль государства в рыночной экономике – это регулирование рыночных процессов.
Государственное регулирование - это совокупность воздействий на экономические объекты и процессы, функционирующие в условиях рыночной экономики, направленных на то, чтобы придать им организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.
Объектами государственного регулирования являются:
Экономические циклы и его отдельные фазы (это периодические подъемы и спады в экономике);
Отраслевая, региональная и секторальная структура рынка (количество, размеры представленных на рынке фирм, контроль за монополией, контроль за легкостью вхождения на рынок, степень схожести товара, информация о рынке);
3. накопление капитала (важнейший объект государственного регулирования – производство, присвоение и капитализация прибыли. Накопление капитала всегда поощрялось, поэтому государство создает дополнительные стимулы и возможности всем инвесторам);
Занятость населения (спрос и предложение рабочей силы);
5. денежное обращение (совокупность всех платежных средств в стране в определенный период, непрерывное движение денег в ходе их использования: оплата труда, услуг, покупка товаров, возврат долгов, выдача пособий);
Платежный баланс (баланс движения капитала, отражающий приток денег в страну и отток денег из страны);
Цены (контроль за уровнем цен на необходимые для жизни товары, субсидии для отраслей, производящих необходимые товары на восполнение затрат на их изготовление и др.);
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
Социальные отношение (отношения между различными слоями населения, между работодателями и работающими по найму, социальное обеспечение(пенсии, пособия);
Подготовка и переподготовка кадров;
Окружающая среда;
внешнеэкономические связи (их установление и целесообразность, защита национальных интересов).
Государственное регулирование в широком смысле включает в себя:
· прогнозирование;
· планирование;
· финансирование;
· бюджетирование,
· налогообложение;
· кредитование,
· администрирование;
· учет, контроль.
Воздействия на интересы участников экономических отношений государство осуществляет при помощи административных и экономических инструментов.
2. Государство- предприниматель.
С 1990г. экономика нашей страны претерпевает изменения. Кроме государственной формы собственности появляется частная. В настоящее время существуют предприятия государственной и частной форм собственности.
В развитых странах доля предприятий частной формы собственности является подавляющей. Но удельный вес государственного сектора в рыночно развитых странах существенно различается : крайне мал он в США и Японии до 5% валового внутреннего продукта производится на предприятиях государственной формы собственности, от 10 % на предприятиях Германии, до 30% в Австрии.
До 4% рабочей силы занято в государственном секторе на предприятиях Великобритании, до 25% Австрии, Греции, Франции.
Доля государственных структур в валовых капиталовложениях в экономику составляет 1/6 часть в Германии, Великобритании, до 1/3 во Франции, 1/2 в Австрии.
В Российской экономике доля частного сектора составляет примерно 50%, (это грубый подсчет, в разных отраслях эта доля разная). В настоящее время наша экономика неустойчива и в стране соотношение частного и государственного капитала еще не определилось.
Функционирование на рынке предприятий различных форм собственности приводит к конкурентной борьбе на рынках арендных, акционерных, частных и государственных предприятий. В этой конкурентной борьбе государственные предприятия имеют ряд преимуществ и недостатков, по сравнению с частными.
Государственные предприятия, по сравнению с частными, имеют ряд преимуществ и ряд недостатков:
Преимущества:
- работают на заказ;
- сбыт продукции по государственным твердым ценам;
- им не грозит банкротство;
Недостатки:
- в большей степени зависимы от государственных структур;
- обладают меньшей конкурентоспособностью.
Навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом отношении, чем частные.
Рыночная экономика ограничивает деятельность государства и возникает необходимость разгосударствления и приватизации.