Инвентаризация основных средств.
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра, и другие природные ресурсы).
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. В балансе ОС, нематериальные активы показываются по остаточной стоимости. Остаточная стоимость (реальная) = Балансовая стоимость – Сумма начисленного износа.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) на каждый объект в отдельности. После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).
Поступившее оборудование оформляется актом о приемке оборудования (ф. ОС-14), а сдача его в монтаж – актом о приемке – передачи оборудования в монтаж (ф. ОС-15). Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в акте о выявленных дефектах в оборудовании (ф. ОС-16).
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах – для сдающей и принимающей основные средства организации.
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета основных средств (ф. ОС-6). Оборотная сторона инвентарной карточки предназначена для краткой индивидуальной характеристики объекта (например, если предметом учета является задание, то указывают фундамент, основание, стены, колонны, опоры, кровлю, общую полезную и жилую площадь и др.). На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат (для отнесения сумм износа), сумму износа на дату приемки или переоценки объекта. Впоследствии в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннее перемещение объекта и причину выбытия. Инвентарные карточки ф. № ОС-6 составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре.
Синтетический учет основных средств (учет их наличия и движения) ведется на следующих счетах:
· 01 "Основные средства" (активный счет);
· 02 "Амортизация основных средств" (пассивный счет);
· 91 "Прочие доходы и расходы" (активно-пассивный счет).
Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Амортизацию основных средств (как собственных, так и сданных в лизинг) учитывают на счете 02 "Амортизация основных средств", которая исчисляется ежемесячно установленным в учетной политике способом.
Учет операций по выбытию основных средств осуществляют на операционном активно-пассивном счете 91 "Прочие доходы и расходы"через субсчет счета 01 "Выбытие основных средств":
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением.
Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Инвентаризация основных средств может проводится 1 раз в три года на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22).
До начала инвентаризации проводится проверка:
инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
технических паспортов или другой технической документации;
документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:
основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счетe 91;
недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие основных средств и их оценка.
2. Документальное оформление движения основных средств.
3. Аналитический и синтетический учет основных средств.
4. Учет амортизации основных средств.
5. Инвентаризация основных средств.