Основные термины и определения. Конкурентоспособность продукции–это комплексная многоаспектная характеристикапродукции, которая определяет ее преимущества на рынке по сравнению с

Конкурентоспособность продукции–это комплексная многоаспектная характеристикапродукции, которая определяет ее преимущества на рынке по сравнению с аналогичными про-дуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по расходам на ее удовлетворение.

Запас конкурентоспособности продукции–разность между потребительской ценностьюпродукции и той ценой, за которую она была приобретена.

Конкурентоспособность предприятия–это возможность предложить товар,удовлетво-ряющий конкретным требованиям потребителя, в требуемом количестве, в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях (цена, базисные условия поставок, организация технического об-служивания, предоставление кредита и т.д.).

Анализ конкурентоспособности продукции можно провести на основе трехфакторной мо-дели, учитывающей при оценке конкурентоспособности продукции нормативные, технические

и экономические параметры сравниваемого изделия и изделия-эталона, соответствующего лучшим отечественным либо мировым образцам, или изделия-конкурента.

Нормативные параметрыотражают соответствие продукции различным нормативно-законодательным актам.

Для оценки конкурентоспособности продукции по нормативным параметрам используется групповой индекс, рассчитываемый по формуле


 
I НП =Õgi , (15.1)

где ІНП – групповой индекс конкурентоспособности продукции по нормативным парамет-рам;

gi –показатель по i-му частному нормативному параметру.Принимает два значения: 0

– в случае несоблюдения параметра и 1 – в случае соблюдения параметра.

Технические параметрыотражают функциональность продукции.К ним относятся соб-ственно технические, физико-химические, органолептические показатели, а также различные показатели качества, в частности, назначения, надежности и безопасности, износостойкости и ремонтопригодности, эргономические, эстетические и др.

Для оценки конкурентоспособности продукции по техническим параметрам используется групповой индекс, рассчитываемый по формуле

n

IТП =åbi wi ,

i =1

(15.2)

где ІТП – групповой индекс конкурентоспособности продукции по техническим парамет-рам;

bi –индивидуальный индекс по i-му частному техническому параметру,рассчитывае-мый по формуле

      =   d a              
  bi   i , если d   ® max , (15.3)  
    d ý i  
                     
          i              
  æ d a ö-1   d ý          
bi ç   i ÷ = i , если di ® min , (15.4)  
  ý à  
= ç ÷  
  è di ø   di          

dia и d iý –соответственно конкретный показатель по i-му частному техническому па-раметру анализируемого изделия и изделия-эталона (конкурента);

wi –коэффициент весомости i-го параметра(åwi =1),рассчитываемый по формуле

  m      
  åwij k j      
w = j =1 , (15.5)  
m  
i  
  åk j      

j =1

wij –коэффициент весомости i-го параметра,определенный j-м экспертом; kj –коэффициент компетентности j-го эксперта;

n –количество технических параметров,учитываемых при оценке конкурентоспособ-ности продукции;

m –количество привлеченных к оценке экспертов.

Экономические параметрыотражают стоимость потребления продукции,складываю-щуюся из разовых затрат на приобретение (цены, а также расходов на доставку и монтаж), за-трат на подготовку к использованию, затрат на эксплуатацию и ремонт, затрат на утилизацию.

Для оценки конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам использу-ется групповой индекс, рассчитываемый по формуле

I ЭП = Сп а , (15.6)  
Сп э  
         

где ІЭП – групповой индекс конкурентоспособности продукции по экономическим пара-

метрам;

Спа и Спэ –соответственно стоимость потребления анализируемого изделия и изде-

лия-эталона (конкурента).

На основе групповых индексов конкурентоспособности по нормативным, техническим и экономическим параметрам рассчитывается общий (интегральный) индекс конкурентоспо-собностипо формуле

I

I КС = I НП × I ТП , (15.7)

Основные термины и определения. Конкурентоспособность продукции–это комплексная многоаспектная характеристикапродукции, которая определяет ее преимущества на рынке по сравнению с - student2.ru

ЭП

где IКС – общий (интегральный) индекс конкурентоспособности продукции.

Уровень конкурентоспособности будет выше у продукции с большим по величине инте-гральным индексом конкурентоспособности.

Качество продукции–совокупность свойств продукции,обусловливающих ее пригод-ность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Показатель качества продукции–это количественная характеристика одного или не-скольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Уровень качества продукции–это относительная характеристика качества продукции,

основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базо-выми значениями соответствующих показателей.

Для количественной оценки общего уровня качества всей совокупности продукции, изго-товляемой на предприятии, в практике хозяйствования используются обобщающие показатели качества, в частности:

- коэффициент сортности,рассчитываемый по формуле

Кс = ТП = åqi ×рі , (15.8)  
ТПвс åqi    
    × pвс    

где Кс – коэффициент сортности;

ТП и ТПвс –соответственно товарная продукция,рассчитанная в оптовых ценах пред-

приятия соответствующих i-х сортов и в ценах высшего (первого) сорта, тыс. руб.; qi –объем продукции i-х сортов,натур.ед.;

рi и рвс –соответственно оптовые цены предприятия на продукцию i-х сортов и выс-шего (первого) сорта, руб.

- удельный вес (доля) продукции высшей категории качества в общем объеме товар-ной продукции;

- доля принципиально новых изделийв общем объеме товарной продукции;

- доля сертифицированной продукциив общем объеме товарной продукции;

- доля экспортной продукциив общем объеме товарной продукции;

- доля производственного бракав общем объеме товарной продукции;и др.Стандартизация–деятельность по установлению единых правил,норм и характеристик,

в целях их общего и многократного применения, направленная на достижение упорядоченности (согласованности) в сферах производства и обращения продукции и повышение конкуренто-способности продукции, работ или услуг.

Стандарт–это утвержденный в установленном порядке нормативно-технический акт,документ, содержащий обязательные для продуцента нормы (показатели) качества и способы их достижения.

Сертификат соответствия–это документ,который подтверждает,что продукция илидругой объект сертификации (системы качества, системы управления качеством, системы эко-логического управления, персонал и др.) отвечает установленным требованиям конкретного стандарта, технических условий или другого нормативного документа, определенного законо-дательством.

Сертификация,т.е.процедура,посредством которой третья сторона(орган сертифика-ции) дает гарантию, что продукция, процесс или услуга отвечают требованиям, установленным стандартом (техническим условием).

Технический контрольпредставляет собой проверку соответствия продукции или про-цесса, всех производственных условий и факторов, от которых зависит качество продукции, установленным технико-технологическим требованиям к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления.

Система технического контроля качества-это совокупность средств контроля,методоввыполнения контрольных операций и исполнителей, взаимодействующих с объектами контроля по установленным правилам.

Наши рекомендации