Основные термины и определения. Конкурентоспособность продукции–это комплексная многоаспектная характеристикапродукции, которая определяет ее преимущества на рынке по сравнению с
Конкурентоспособность продукции–это комплексная многоаспектная характеристикапродукции, которая определяет ее преимущества на рынке по сравнению с аналогичными про-дуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по расходам на ее удовлетворение.
Запас конкурентоспособности продукции–разность между потребительской ценностьюпродукции и той ценой, за которую она была приобретена.
Конкурентоспособность предприятия–это возможность предложить товар,удовлетво-ряющий конкретным требованиям потребителя, в требуемом количестве, в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях (цена, базисные условия поставок, организация технического об-служивания, предоставление кредита и т.д.).
Анализ конкурентоспособности продукции можно провести на основе трехфакторной мо-дели, учитывающей при оценке конкурентоспособности продукции нормативные, технические
и экономические параметры сравниваемого изделия и изделия-эталона, соответствующего лучшим отечественным либо мировым образцам, или изделия-конкурента.
Нормативные параметрыотражают соответствие продукции различным нормативно-законодательным актам.
Для оценки конкурентоспособности продукции по нормативным параметрам используется групповой индекс, рассчитываемый по формуле
I НП =Õgi , | (15.1) |
где ІНП – групповой индекс конкурентоспособности продукции по нормативным парамет-рам;
gi –показатель по i-му частному нормативному параметру.Принимает два значения: 0
– в случае несоблюдения параметра и 1 – в случае соблюдения параметра.
Технические параметрыотражают функциональность продукции.К ним относятся соб-ственно технические, физико-химические, органолептические показатели, а также различные показатели качества, в частности, назначения, надежности и безопасности, износостойкости и ремонтопригодности, эргономические, эстетические и др.
Для оценки конкурентоспособности продукции по техническим параметрам используется групповой индекс, рассчитываемый по формуле
n
IТП =åbi wi ,
i =1
(15.2)
где ІТП – групповой индекс конкурентоспособности продукции по техническим парамет-рам;
bi –индивидуальный индекс по i-му частному техническому параметру,рассчитывае-мый по формуле
= | d a | |||||||||||
bi | i | , если d | ® max , | (15.3) | ||||||||
d ý | i | |||||||||||
i | ||||||||||||
æ d a | ö-1 | d ý | ||||||||||
bi | ç | i | ÷ | = | i | , если di ® min , | (15.4) | |||||
ý | à | |||||||||||
= ç | ÷ | |||||||||||
è di | ø | di |
dia и d iý –соответственно конкретный показатель по i-му частному техническому па-раметру анализируемого изделия и изделия-эталона (конкурента);
wi –коэффициент весомости i-го параметра(åwi =1),рассчитываемый по формуле
m | ||||
åwij k j | ||||
w = | j =1 | , | (15.5) | |
m | ||||
i | ||||
åk j |
j =1
wij –коэффициент весомости i-го параметра,определенный j-м экспертом; kj –коэффициент компетентности j-го эксперта;
n –количество технических параметров,учитываемых при оценке конкурентоспособ-ности продукции;
m –количество привлеченных к оценке экспертов.
Экономические параметрыотражают стоимость потребления продукции,складываю-щуюся из разовых затрат на приобретение (цены, а также расходов на доставку и монтаж), за-трат на подготовку к использованию, затрат на эксплуатацию и ремонт, затрат на утилизацию.
Для оценки конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам использу-ется групповой индекс, рассчитываемый по формуле
I ЭП | = | Сп а | , | (15.6) | |
Сп э | |||||
где ІЭП – групповой индекс конкурентоспособности продукции по экономическим пара-
метрам;
Спа и Спэ –соответственно стоимость потребления анализируемого изделия и изде-
лия-эталона (конкурента).
На основе групповых индексов конкурентоспособности по нормативным, техническим и экономическим параметрам рассчитывается общий (интегральный) индекс конкурентоспо-собностипо формуле
I
I КС = I НП × I ТП , (15.7)
ЭП
где IКС – общий (интегральный) индекс конкурентоспособности продукции.
Уровень конкурентоспособности будет выше у продукции с большим по величине инте-гральным индексом конкурентоспособности.
Качество продукции–совокупность свойств продукции,обусловливающих ее пригод-ность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции–это количественная характеристика одного или не-скольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Уровень качества продукции–это относительная характеристика качества продукции,
основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базо-выми значениями соответствующих показателей.
Для количественной оценки общего уровня качества всей совокупности продукции, изго-товляемой на предприятии, в практике хозяйствования используются обобщающие показатели качества, в частности:
- коэффициент сортности,рассчитываемый по формуле
Кс = | ТП | = | åqi | ×рі | , | (15.8) | |
ТПвс | åqi | ||||||
× pвс |
где Кс – коэффициент сортности;
ТП и ТПвс –соответственно товарная продукция,рассчитанная в оптовых ценах пред-
приятия соответствующих i-х сортов и в ценах высшего (первого) сорта, тыс. руб.; qi –объем продукции i-х сортов,натур.ед.;
рi и рвс –соответственно оптовые цены предприятия на продукцию i-х сортов и выс-шего (первого) сорта, руб.
- удельный вес (доля) продукции высшей категории качества в общем объеме товар-ной продукции;
- доля принципиально новых изделийв общем объеме товарной продукции;
- доля сертифицированной продукциив общем объеме товарной продукции;
- доля экспортной продукциив общем объеме товарной продукции;
- доля производственного бракав общем объеме товарной продукции;и др.Стандартизация–деятельность по установлению единых правил,норм и характеристик,
в целях их общего и многократного применения, направленная на достижение упорядоченности (согласованности) в сферах производства и обращения продукции и повышение конкуренто-способности продукции, работ или услуг.
Стандарт–это утвержденный в установленном порядке нормативно-технический акт,документ, содержащий обязательные для продуцента нормы (показатели) качества и способы их достижения.
Сертификат соответствия–это документ,который подтверждает,что продукция илидругой объект сертификации (системы качества, системы управления качеством, системы эко-логического управления, персонал и др.) отвечает установленным требованиям конкретного стандарта, технических условий или другого нормативного документа, определенного законо-дательством.
Сертификация,т.е.процедура,посредством которой третья сторона(орган сертифика-ции) дает гарантию, что продукция, процесс или услуга отвечают требованиям, установленным стандартом (техническим условием).
Технический контрольпредставляет собой проверку соответствия продукции или про-цесса, всех производственных условий и факторов, от которых зависит качество продукции, установленным технико-технологическим требованиям к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления.
Система технического контроля качества-это совокупность средств контроля,методоввыполнения контрольных операций и исполнителей, взаимодействующих с объектами контроля по установленным правилам.