Предложение как экономическая категория. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

Для описания поведения продавцов на рынке используют термин “предложение”.

Предложение – готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Объемом предложения – количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема предложения (если все остальные факторы остаются неизменными). Такая зависимость носит название функции предложения от цены:

QS = f(P)

Предложение как экономическая категория. Закон предложения. Неценовые факторы предложения - student2.ru Прямая связь между ценой товара и объемом предложения при прочих равных условиях носит название закона предложения. Его графическое выражение представляет собой кривую предложения, имеющую положительный наклон.

На рис. 4.3 изображена линия предложения SS некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2 >P1 соответствует объем предложения Q2 >Q1. Чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.

Основные неценовые факторы, влияющие на предложение:

- цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы увеличивает величину издержек производства. Производители станут сокращать ставшее дорогим производство продукции. И наоборот, падение цен на ресурсы стимулирует стремление увеличить предложение;

- уровень технологии (т. е. способ производства товара). Как правило, технологический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения;

- динамика цен на другие товары. Изменение цен тех товаров, в производстве которых используются такие же ресурсы, как и в производстве данного товара, может вызвать изменение предложения данного товара. Если речь идет о товарах-субститутах, то, при прочих равных условиях, рост цен на один из них вызовет рост его предложения и соответственно уменьшение предложения другого. Если возрастает цена на один из товаров-комплементов, то рост его предложения будет сопровождаться ростом предложения других товаров;

Предложение как экономическая категория. Закон предложения. Неценовые факторы предложения - student2.ru - деятельность государства. Государство осуществляет законодательную деятельность, устанавливая правила поведения экономических агентов; взимает налоги с производителей, причем налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачивает дотации); занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда государство осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена;

- численность производителей и структура рынка.

Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг линии предложения S0 (см. рис. 4.4): вправо, если предложение возрастает (S1), влево – если снижается (S2).

Наши рекомендации