Сборник задач по темам дисциплины для практических занятий и самостоятельной работы студентов

Задача 1

На основе анализа информации таблиц 1, 2, 3 и 4 с учетом дополнения их данными Росстата за указанный период дать заключение о влиянии изменения доходов населения на развитие отрасли торговли. Данные заполняются самостоятельно по справочникам «Российский статистический ежегодник» и «Торговля в России».

табл. 1

Оборот розничной торговли по России ( млрд. рублей)

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Оборот розничной торговли - всего          
в том числе          
продовольственные товары          
непродовольственные товары          
уд. вес продовольственных товаров в общем товарообороте %          
уд. вес непродовольственных товаров в общем товарообороте %          

табл. 2

Доходы населения России

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (включая организации малого предпринимательства) рублей          
Назначенная месячная пенсия (1998-2001 гг. с учетом компенсаций) средний размер, рублей          

табл. 3

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России (рублей)

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в расчете на одного человека в месяц – по декабрю          
Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц - по декабрю          

табл. 4

Индексы физического объема розничного товарооборота

(1990 г – 100)

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Оборот розничной торговли          
Продовольственные товары          
Продукты питания          
Алкогольные напитки          
Непродовольственные товары          

Задача 2

На основе анализа информации таблиц 5, 6, 7 с учетом дополнения их данными Госкомстата за последний отчетный период дать заключение о роли отрасли торговля в развитии экономики России. Данные заполняются самостоятельно по справочникам Госкомстата «Российский статистический ежегодник» и «Торговля в России».

табл. 5

Производство ВВП и валовой добавленной стоимости по отдельным отраслям экономики (в рыночных ценах, млрд. рублей)

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Валовой внутренний продукт          
в том числе          
промышленность          
сельское хозяйство          
торговля х)          
уд. вес в общей объеме          
уд. вес в общей объеме          
уд. вес в общей объеме          

х) оптовая, включая торговлю продукцией производственно-технического назначения, розничная, внешняя, общественное питание.

табл. 6

Среднегодовая численность занятых в экономике России по отраслям (тысяч человек)

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Всего в экономике          
в том числе          
промышленность          
сельское хозяйство          
строительство          
транспорт          
оптовая и розничная торговля, общественное питание          
уд. вес в общей числ. занятых          
уд.вес в общей числ. занятых          
уд. вес в общей числ. занятых          
уд. вес в общей числ. занятых          
уд. вес в общей числ. занятых          

табл. 7

Объем розничного товарооборота по России

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Оборот розничной торговли – всего млрд. рублей          
Индекс потребительских цен в %% к декабрю предыдущего года          
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах          

Задача 3

На основе анализа информации таблиц 8, 9, 10 с учетом дополнения их данными Росстата за последний отчетный период рассчитать структуру отрасли по размеру предприятий и динамику изменения этих показателей. Данные заполняются самостоятельно по справочникам «Российский статистический ежегодник» и «Торговля в России».

табл. 8

Структура предприятий розничной торговли России по размерам

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Число крупных и средних организаций на конец года, тыс.          
Число малых организаций на конец года, тыс.          
Итого число организаций          
Удельный вес крупных и средних предприятий %          
Удельный вес малых предприятий %          

табл. 9

Структура предприятий оптовой торговли России по размерам

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Число крупных и средних организаций на конец года, тыс.          
Число малых организаций на конец года, тыс.          
Итого число организаций          
Удельный вес крупных и средних предприятий %          
Удельный вес малых предприятий %          

табл. 10

Структура предприятий общественного питания России по размерам

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Число крупных и средних организаций на конец года, тыс.          
Число малых организаций на конец года, тыс.          
Итого число организаций          
Удельный вес крупных и средних предприятий %          
Удельный вес малых предприятий %          

Задача 4

Составить таблицу и проинтерпретировать данные о распределении крупных и средних предприятий по формам собственности на 1 января отчетного года по последним данным, приведенным в статсборниках -Росстата «Российский статистический ежегодник» и «Торговля в России». выполнить расчеты за отчетный период, выявить динамику процесса.

табл. 11

Распределение крупных и средних предприятий торговли России по формам собственности на 1 января отчетного года _______. (в процентах к общему количеству предприятий )

  Распределение предприятий торговли по формам собственности
  розничная торговля общественное питание оптовая торговля посредни-ческие организации внешнеэкономич. деятельность
государственная собственность          
муниципальная собственность          
частная собственность          
собственность потребительской кооперации          
собственность общественных. и религиозных. организаций          
смешанная российская          
иностранная          
совместная российская с иностранной          
ИТОГО 100% 100% 100% 100% 100%

Задача 5

На основе анализа информации таблиц 12, 13 с учетом дополнения их данными Госкомстата за отчетный период рассчитать структуру предприятий оптовой торговли по размеру. Рассчитайте удельный вес крупных, средних и малых предприятий в общей численности организаций оптовой торговли и сделайте выводы о динамике процесса формирования инфраструктуры отрасли. Сравните показатели в целом по России с региональными данными.

Данные за последний отчетный год заполняются самостоятельно по справочникам Госкомстата «Российский статистический ежегодник» и «Торговля в России».

табл.12

Крупные и средние предприятия оптовой торговли потребительскими товарами х)

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Число организаций на конец года, тыс.          
Среднемесячная численность работников, тыс. человек          
Оборот, млрд. руб.          
Инвестиции в основной капитал (в фактически действующих ценах), млн. руб.          
Среднемесячная численность работников в расчете на одну организацию, человек          
Товарооборот в расчете на одну организацию за год, тыс. руб.          
Товарооборот в расчете на одну организацию в среднем за день, тыс. руб.          
Инвестиции в расчете на одну организацию, млн. руб.          

х) без организаций оказывающих посреднические услуги при купле продаже потребительских товаров

табл. 13

Малые предприятия оптовой торговли потребительскими товарами х)

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Число организаций на конец года, тыс.          
Среднемесячная численность работников, тыс. человек          
Оборот, млрд. руб.          
Инвестиции в основной капитал (в фактически действующих ценах), млн. руб.          
Среднемесячная численность работников в расчете на одну организацию, человек          
Товарооборот в расчете на одну организацию за год, тыс. руб.          
Товарооборот в расчете на одну организацию в среднем за день, тыс. руб.          
Инвестиции в расчете на одну организацию, млн. руб.          

х) без организаций оказывающих посреднические услуги при купле продаже потребительских товаров и внешнеторговых организаций

Задача 6

На основе анализа информации таблиц 14, 15 с учетом дополнения их данными Госкомстата за отчетный период рассчитать структуру предприятий розничной торговли по размеру. Рассчитайте удельный вес крупных, средних и малых предприятий в общей численности организаций розничной торговли и сделайте выводы о динамике процесса формирования инфраструктуры отрасли. Сравните показатели в целом по России с региональными данными.

Данные за последний отчетный год заполняются самостоятельно по справочникам Госкомстата «Российский статистический ежегодник» и «Торговля в России».

табл. 14

Крупные и средние предприятия розничной торговли

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Число организаций на конец года, тыс.          
Среднемесячная численность работников, тыс. человек          
Оборот, млн. руб.          
Инвестиции в основной капитал (в фактически действующих ценах), млн. руб.          
Среднемесячная численность работников в расчете на одну организацию, человек          
Товарооборот в расчете на одну организацию за год, тыс. руб.          
Товарооборот в расчете на одну организацию в среднем за день, тыс. руб.          
Инвестиции в расчете на одну организацию, млн. руб.          

табл. 15

Малые предприятия розничной торговли

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
Число организаций на конец года, тыс.          
Среднемесячная численность работников, тыс. человек          
Оборот, млн. руб.          
Инвестиции в основной капитал (в фактически действующих ценах), млн. руб.          
Среднемесячная численность работников в расчете на одну организацию, человек          
Товарооборот в расчете на одну организацию за год, млн. руб.          
Товарооборот в расчете на одну организацию в среднем за день, тыс. руб.          
Инвестиции в расчете на одну организацию, млн. руб.          

Задача 7

На основе анализа информации таблицы 16 с учетом дополнения их данными Госкомстата за отчетный период рассчитать структуру розничного товарооборота по формам собственности. Сравните данные анализа и распределением предприятий по формам собственности, приведенным в табл. 11. Сделайте выводы о динамике процесса. Сравните показатели в целом по России с региональными данными.

Данные за отчетный год заполняются самостоятельно по справочникам Госкомстата «Российский статистический ежегодник» и «Торговля в России».

Табл. 16

Распределение оборота розничной торговли России по формам собственности в млрд. руб.

  2000 г. 2005 г. Предыдущий отчетный год 200____г Последний отчетный год_ 200___г. 200__ г в% к 200___ г ( 5/6)
 
оборот всего          
государственная и муниципальная собственность          
негосударственная - частная и смешанная          
уд. вес госуд. и муниц. собстственности в обороте розничной торговли, %          
уд. вес госуд. и муниц. собстственности в обороте розничной торговли, %          

Задача 8

Рассчитать потребность в торговой площади для вновь возводимого жилого микрорайона города с численностью населения 100 тыс. чел.

Результаты расчета оформить в таблице, полученные данные проинтерпретировать.

Для расчета орган регулирования торговли принимает следующие нормативы торговой площади на 1000 человек:

по продовольственным магазинам - 90 кв. м.;

по непродовольственным магазинам - 148 кв. м.;

по предприятиям общественного питания - 46 посадочных мест.

Размер муниципальной площади, выделяемой под предприятия торговли принять в объеме 20% от общей потребности, что соответствует доле муниципального жилья в застройке.

  предприятие ед. измерения норматив на 1000 жителей Необход. кол. по расчету в том числе
Муницип. площади коммерческие площади
продовольственные магазины кв. м торговой площади        
непродовольственные магазины кв. м торговой площади        
предприятия общественного питания посадочное место        

Задача 9

Рассчитать потребность в торговой площади по группам товаров для вновь возводимого жилого микрорайона города с численностью населения 150 тыс. чел., используя нормативы, приведенные в таблице 17. Результаты расчета оформить в таблице и проинтерпретировать.

Табл. 17

Расчетные показатели торговой площади магазинов по группам товаров

  группа товаров норматив торговой площади на 1000 жителей в том числе потребность в торговой площади всего в том числе
Специализиров. сеть местного назначен. торговые центры городского назначен. Специализ сеть мест-ного наз-начения торговые центры городского назначения
продовольственные товары            
хлеб 5,4 4,5 0,9      
бакалея 8,1 0,9      
кондитерские товары 4,9 2,1      
мясо 6,9 1,1      
рыба 2,8 1,2      
молочные продукты      
гастрономия 11,8 4,2      
вино-водочные изделия 0,6 1,4      
пиво, безалко-гольные напитки 1,6 1,4      
овощи 9,6 8,8 0,8      
фрукты      
прочие + дополнительные услуги      
ИТОГО      
             
Непродовольственные товары            
ткани -      
одежда 21,7 0,9 20,8      
белье 4,6 1,6      
чулки-носки 0,8 1,2      
белье столовое, постельное 2,1 0,3 1,8      
головные уборы 1,3 - 1,3      
обувь 9,4 1,5 7,9      
галантерея 7,5 5,1 2,4      
парфюмерия 2,9 1,1      
мебель 8,5 - 8,5      
посуда и предме-ты домашнего обихода 9,5 6,3 3,2      
электротовары 8,9 2,7 6,2      
хозтовары 4,5 2,9 1,6      
бытовая химия 2.5 0,5      
строительные и сантехнические товары 3,5 - 3,5      
радиотовары -      
музыкальные товары 2,3 - 2,3      
фототовары      
ювелирные из-делия и часы 1,5 - 1,5      
канц. товары 3,3 2,1 1,2      
автомобили -      
игрушки 4,1 2,7 1,4      
книги 6,9 2,6 4,3      
спорттовары 7,6 2,5 5,1      
прочие товары 3,3 2,1 1,2      
доп. услуги -      
Итого      
ВСЕГО      

Дайте предложения о количестве предприятий, необходимых для размещения в микрорайоне с учетом товарной специализации:

- местного значения (с зоной обслуживания, которая ограничивается временем пешеходной доступности 7 - 10 минут и определяется радиусом до 500 метров).

- торговым центрам городского назначения, которые должны размещаться равномерно, на магистральных улицах, преимущественно у мест выхода основных пешеходных путей к остановкам общественного транспорта.

При проведении расчетов используйте Приказ Минторга РСФСР от 25 июня 1982 г. N 176 "О введении в действие Номенклатуры типов магазинов и общедоступных предприятий общественного питания, Методических указаний по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения этой сети"

Задача 10

Рассчитать потребность в торговой площади по группам товаров для вновь возводимого жилого микрорайона города с численностью населения 200 тыс. чел. используя нормативы, приведенные в таблице 18. Результаты расчета оформить в таблице и проинтерпретировать

Табл. 18

Расчетные показатели торговой площади магазинов по группам товаров

  группа товаров норматив торговой площади на 1000 жителей в том числе потребность в торговой площади всего в том числе
Специализиров. сеть местного назначен. торговые центры городского назначен. Специализ сеть мест-ного наз-начения торговые центры городского назначения
продовольственные товары            
хлеб 5,4 4,5 0,9      
бакалея 8,1 0,9      
кондитерские товары 4,9 2,1      
мясо 6,9 1,1      
рыба 2,8 1,2      
молочные продукты      
гастрономия 11,8 4,2      
вино-водочные изделия 0,6 1,4      
пиво, безалко-гольные напитки 1,6 1,4      
овощи 9,6 8,8 0,8      
фрукты      
прочие + дополнительные услуги      
ИТОГО      
             
Непродовольственные товары            
ткани -      
одежда 21,7 0,9 20,8      
белье 4,6 1,6      
чулки-носки 0,8 1,2      
белье столовое, постельное 2,1 0,3 1,8      
головные уборы 1,3 - 1,3      
обувь 9,4 1,5 7,9      
галантерея 7,5 5,1 2,4      
парфюмерия 2,9 1,1      
мебель 8,5 - 8,5      
посуда и предме-ты домашнего обихода 9,5 6,3 3,2      
электротовары 8,9 2,7 6,2      
хозтовары 4,5 2,9 1,6      
бытовая химия 2.5 0,5      
строительные и сантехнические товары 3,5 - 3,5      
радиотовары -      
музыкальные товары 2,3 - 2,3      
фототовары      
ювелирные из-делия и часы 1,5 - 1,5      
канц. товары 3,3 2,1 1,2      
автомобили -      
игрушки 4,1 2,7 1,4      
книги 6,9 2,6 4,3      
спорттовары 7,6 2,5 5,1      
прочие товары 3,3 2,1 1,2      
доп. услуги -      
Итого      
ВСЕГО      

Дайте предложения о количестве предприятий, необходимых для размещения в микрорайоне с учетом товарной специализации:

- местного значения (с зоной обслуживания, которая ограничивается временем пешеходной доступности 7 - 10 минут и определяется радиусом до 500 метров).

- торговым центрам городского назначения, которые должны размещаться равномерно, на магистральных улицах, преимущественно у мест выхода основных пешеходных путей к остановкам общественного транспорта.

При проведении расчетов используйте Приказ Минторга РСФСР от 25 июня 1982 г. N 176 "О введении в действие Номенклатуры типов магазинов и общедоступных предприятий общественного питания, Методических указаний по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения этой сети".

Экономика отрасли

Учебно-методический комплекс

В авторской редакции

Компьютерная верстка А.С. Новоженовой

сборник задач по темам дисциплины для практических занятий и самостоятельной работы студентов - student2.ru Подписано в печать 26.03.2009 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Объем 17,25 п.л. Тираж 150 экз.

Цена договорная. Изд. зак. № 211. Тип. зак. №

сборник задач по темам дисциплины для практических занятий и самостоятельной работы студентов - student2.ru Издательство Российского государственного торгово-экономического университета
ул. Смольная, 36, г. Москва, А-445, ГСП-3, 125993

Наши рекомендации