Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий

7. Программа практических (семинарских) занятий.

Тематическим планом по муниципальному праву предусмотрено до 32 часов семинарских занятий. Цель занятий - оказание помощи студентам в усвоении курса «Муниципальное право РФ», выработка навыков работы с нормативными актами, правильное применение действующего муниципального законодательства.

Подготовку к семинарским занятиям студент должен начинать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. После этого ему целесообразно подготовить план ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на семинаре для мотивированного ответа.

Студент может использовать для подготовки к семинарским занятиям материалы, опубликованные в местной прессе; результаты обобщения практики деятельности местных органов самоуправления.

Студенты должны принимать активное участие в обсуждении темы; могут выступать с рефератами по обсуждаемым проблемам; решать задачи, рекомендованные к семинарским занятиям.

Цели семинарских занятий. Семинарские занятия пресле­дуют несколько целей:

а) углубление и закрепление знаний о природе и роли мест­ного самоуправления в современном государственном строительстве Российской Федерации;

б) изучение актов, являющихся источниками муниципаль­ного права;

в) усвоение теории муниципального права на опыте России и других государств;

г) создание четких представлений об организации работы органов местного самоуправления;

д) получение практических навыков для работы с докумен­тами — составление проектов решений, справок, оценка (разбор) конкретных ситуаций;

е) развитие у студентов стремления и способности к само­стоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценке.

Методы работы на семинаре. Подготовка к семинарским занятиям включает использование лекционного материала, изучение нормативных материалов и литературы, практиче­ское применение законодательства при решении конкретных ситуаций, возникающих в организации и деятельности орга­нов местного самоуправления, подготовку докладов, обзо­ров, рефератов, проектов решений и иных документов по за­данию преподавателя.

Формами работы на семинарах являются выступления по вопросам темы, сочетающие изложение теоретических положений с анализом практики; разбор задач, обсуждение со­ставленных студентами обзоров и образцов документов. В отдельных случаях по поручению преподавателя студенты го­товят доклады, в которых особое внимание должно быть уде­лено, прежде всего, дискуссионным вопросам муниципаль­ного права, отражена современная практика работы органов местного самоуправления.

Проверка знаний осуществляется по выступлениям студен­тов на семинарских занятиях, при собеседовании на консуль­тациях, а также при проведении, не реже двух раз в семестр, контрольных работ по пройденному материалу. Контрольные работы проводятся в середине и в конце семестра по темам, рекомендованным кафедрой. Для написания работы отво­дится 30—40 минут. На очередном занятии со студентами преподаватель анализирует выполненные работы.

При оценке выступлений и контрольных работ учитыва­ются глубина знаний теоретических проблем муниципального права, законодательства и практики, культура речи, система письменного изложения необходимого материала. Особое внимание уделяется умению самостоятельно мыслить, аргу­ментированному обоснованию критических выводов и т. д.

ТЕМА № 1. Понятие, предмет и особенности муниципального права (2 часа).

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru

1. Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности.

2. Предмет и метод муниципального права.

3. Источники муниципального права.

4. Муниципальное право как наука.

Задание № 1.Приведите примеры, свидетельствующие о:

а) комплексном характере муниципального права;

б) творческом характере норм муниципального права;

в) относительной «молодости» муниципального права по сравнению с другими отраслями российского права.

Задание № 2.Назовите основные этапы развития науки муниципального права. Какие основные проблемы решаются наукой муниципального права в современный период?

Задание № 3.Определите, к какой отрасли права относятся следующие правоотношения:

а) гражданин Н., знакомясь со списками участников областного референдума, не обнаружил в них своей фамилии и написал заявление на имя председателя городской комиссии референдума о необходимости внести дополнение в список;

б) гражданин К. решил выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра города и обратился в городскую избирательную комиссия с просьбой зарегистрировать инициативную группу по сбору подписей в свою поддержку;

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru в) в целях реализации областной целевой программы «Семья» губернатор области издал постановление, которым обязал всех глав районных администраций составить списки проживающих в их районах многодетных семей, насчитывающих пять или более детей;

в) глава районной администрации издал постановление о проведении аттестации муниципальных служащих в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации и утвердил состав аттестационной комиссии;

г) постановлением городского муниципального совета был введен целевой сбор на содержание местной милиции.

Рассматривая первый вопрос, следует исходить из того, что муниципальное право — новое понятие для современной российской правовой системы. Это — формирующаяся отрасль права, тесно связанная с развитием конституционного строя России, становлением и развитием местного самоуправления.

При освещении этого вопроса целесообразно проанализи­ровать аргументы как сторонников превращения муниципального права в самостоятельную отрасль права, так и противников. Конституция РФ закрепила Местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч.2 ст. З), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст.ст. 8,9). Все это свидетельствует о том, что Конституция РФ выделяет, обособляет общественные отношения, связанные с реализацией местного самоуправления, от государственно-правовых отношений. Муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти. Естествен вывод о том, что Конституция РФ создает возможности для становления самостоятельной отрасли права.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru Необходимо остановиться на характеристике муниципального права как комплексной отрасли права, т.е. по характеру и содержанию являющейся отраслью, формирующейся на стыке нескольких отраслей. Следует также показать связь муниципального права с конституционным, финансовым, земельным, административным и другими отраслями права.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru Раскрывая второй вопрос, нужно обратиться к теории го­сударства и права и использовать знание о предмете и методе соответствующих отраслей права, раскрыть их на примере муниципального права. Характеризуя предмет муниципального права как правовые отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности местного самоуправления, как отношения общественные, складывающиеся в процессе реализации населением права на местное самоуправление, студенты должны систематизировать муниципально-правовые отношения по однородным совокупностям. При этом должны быть рассмотрены следующие группы отношений:

1. отношения, возникающие в процессе осуществления гражданами своего права на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления;

2. отношения организационно-управленческого характера

(организационная обособленность, выборность, самостоятельность и т.д.);

3. отношения, возникающие в сфере управления муниципальной собственностью, муниципального хозяйствования, бюджетного регулирования и т.д.;

4. отношения в сфере реализации полномочий, делегирован Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru ных государством;

5. отношения, связанные с деятельностью государственных

органов, с предприятиями и организациями, расположен­ными на территории муниципального образования неза­висимо от форм собственности;

6. отношения, составляющие сферу реализации гарантий

местного самоуправления.

Студенты могут расширить перечень муниципально-правовых отношений.

Комплексный характер муниципального права проявляет­ся и в вопросе о методе. Муниципальное право использует всю совокупность способов воздействия на общественные процессы. Следует показать соотношение публично-правового и частно-правового методов. Студенты должны подкре­пить ответы примерами из правовых источников по муниципальному праву, содержащих разрешающие, запрещающие и обязывающие нормы.

При обсуждении третьего вопроса необходимо дать развернутую характеристику по трем группам источников муниципального права, определяемых уровнями нормативного регулирования: федеральным, субъекта федерации и муниципальным.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru Студенты должны показать особенности и знание источников каждого из уровней, проанализировать их соответствие Европейской хартии местного самоуправления. При подготовке к семинару студентам необходимо проанализировать появившиеся в 1995 г. проекты Федерального закона «Об общих принципах...» (парламентский, президентский, депутатский), сопоставить их.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий - student2.ru При ответах по четвертому вопросу важно отметить, что муниципальное право как наука представляет собой систему достоверных знаний, идей, теорий, концепций, воззрений о местном самоуправлении. Предметом этой науки являются муниципально-правовые отношения, правовые акты, устанавливающие и регулирующие эти отношения, история вопроса, перспективы развития местного самоуправления, т.е. все то, что может способствовать оптимизации местного самоуправления и повышению эффективности муниципального права.

В центре науки муниципального права находится комплекс проблем, формирующих современное понимание природы местного самоуправления, взаимосвязи с государственной властью. При подготовке ответа на этот вопрос нельзя обойти вниманием зарубежный опыт, исторические аспекты становления и развития местного самоуправления на различ­ных этапах российской государственности. Необходимо показать взаимосвязь науки муниципального права с правовыми науками отраслей права, определяющих комплексный характер муниципального права. Студентам необходимо показать знания рекомендуемых теоретических источников по местному самоуправлению и муниципальному праву.

При ответе на вопрос о муниципальном праве как учебной дисциплине студенты должны раскрыть задачи учебного курса, рассказать об основных разделах учебного курса.

Наши рекомендации