Мировая издательская система. Постоянный рост количества издательств в мире — закономерность конца ХХ в.
В прошлом столетии объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастал, причем темпы увеличения производства остаются и до сих пор достаточно высокими и устойчивыми (сейчас уже хз: электронные издания, пиратство и планшетная лихорадка подложили этому темпу нехилую свинку).
Мировое книгоиздание располагает развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других схожих по деятельности организаций. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Мировая изд. система не только обладает огромными масштабами, но и продолжает поддерживать высокие темпы роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое. Быстрый рост объясняется тем, что технологический прогресс сильно упростил издательский процесс и потому наряду с гигантскими предприятиями появилось очень много мелких. Конечно, основные показатели выпуска принадлежат большим издательствам, но огромное количество мелких тоже заставляет с собой считаться.
Из за быстрого роста количества мелких издательств статистическая служба ЮНЕСКО перестала справляться с достоверным учетом выпускаемой продукции. с 1991 - прекратилась публикация данных по мировому выпуску (за недостоверностью), остались лишь отчеты по отдельным странам. Единственный источник данных по мировому выпуску - данные с сайта Международной ассоциации издателей. (те их получают от национальных издательских ассоциаций)
Т.к. источников сведений о выпуске много и не все они достоверны (в разных странах разные организации этим занимаются и далеко не все делают это честно, а где то просто не могут в виду недостаточно, то и рейтинг мировых лидеров не обязательно 100% верен, но все же
По количеству выпускаемых названий, тыс.
1 Бразилия 50
2 Великобритания 120
3 Германия 80
4 Италия 50
5 Испания 60
6 Китайская Народная Республика 140
7 Российская Федерация 60
8 США 70
9 Франция 50
10 Япония 70
В 1990 году выпуск дусятки стран-лидеров составил 60% от примерного мирового выпуска. (все это очень приблизительно)
Если оценивать состояние мирового книгоиздания в целом, то можно сказать, что на рубеже тысячелетий создан весьма надежный фундамент для дальнейшего движения вперед. Несмотря на бурное развитие, новых информационных и коммуникационных технологий, книга остается среди наиболее предпочтительных способов получения человеком необходимых знаний и в современную информационную эпоху третьего тысячелетия.
35. Особенности издательских систем в крупных книгоиздающих странах. Процессы концентрации производства в книжном деле. Развитие малого и среднего бизнеса в книжном деле.
Концентрация И. д. находит своё отражение в степени развития книгоиздания не только в разл. регионах мира, но и на уровне отд. Стран. Подсчитано, что если в 1980 в пяти крупнейших книгоиздающих странах (быв. СССР; КНР, Великобритания; Германия; США, по рейтингу 1990) выпущено более трети (35,7%) всей мировой кн. продукции по числу назв., в странах первой десятки - св. половины (55,1%), а первой двадцатки - более двух третей (68,8%), то в 1990 эти показатели возросли до 36,7, 58,4 и 71,8%. Важным показателем развития мирового книгоиздания является постоянно растущий выпуск переводной лит-ры. По данным ЮНЕСКО, в 1985 кол-во переводных изданий составило 57,4 тыс. назв., в 1986 - 61,5 тыс., в нач. 90-х гг. - св. 65 тыс. назв., т. е. ежегод. прирост составил за этот период ок. 7%. Наиб, кол-во книг переводится на англ. яз. (32,2 тыс. назв., или ок. 50% от общего числа переводных изданий), затем - на франц. яз. (6,7 тыс.), рус. яз. (6,6 тыс.), нем. яз. (5,1 тыс. назв.). К странам, где наиб, активно выпускается переводная лит-ра, относятся Великобритания (св. 15 тыс.), Германия (8,7 тыс. назв. в 1992), Испания (5,3 тыс.), Нидерланды (3,4 тыс.), Япония (ок. 3 тыс.), а также Норвегия, Франция, Швеция, Бразилия, Мексика; в России высокий показатель числа переводов (ок. 4 тыс.) отражает гл. обр. тенденцию перевода книг на рус. яз. с языков др. народов России. Объём издат. деятельности в отд. стране и в мире в целом характеризуется не только кол-вом выпускаемых назв., но и тиражами. Однако статистич. сб-ки ЮНЕСКО дают сведения о кол-ве экземпляров книг и брошюр лишь фрагментарно, по нек-рым странам (в частности, систематически публикуются данные о тиражах по КНР, но совсем не приводятся данные по др. крупным книгоизда-ющим странам). Тем не менее расчёты показывают, что в наст, время в мире ежегодно выпускается не менее 15-16 млрд. экз. книг и брошюр. Масштабы и объёмы И. д. на рубеже 20 и 21 вв. свидетельствуют о том, что "пророчества" канад. социолога М. Мак-люэна о закате "галактики Гутенберга" и о конце "эпохи типографского человека" оказались ошибочными. Воздействие на человека электронных СМК, по Маклю-эну, должно было ликвидировать довлевшее над ним господство визуально-одностороннего восприятия (имеется в виду кн. культура) и возвратить его познанию мифологич. образность. Однако вместо вытеснения книги электронными средствами коммуникации произошло взаимопроникновение этих двух инфор-мац. направлений в рамках глобального процесса информатизации. Не случайно, как видно из табл. 4, И. д. интенсивнее развивается в тех странах, к-рые определяют масштабы мировой информатизации, где постоянно растёт число электронных баз и банков данных, совр. коммуникац. сетей с использованием спутниковой, оптоволоконной и др. новейших средств связи. Использование совр. информац. технологий в И. д. дало возможность не только ускорить и улучшить подготовку издат. оригинала, но и почти полностью перенести допечатные процессы в изд-во, уйдя от необходимости корректурного обмена. В ряде случаев, когда тиражи будущего издания невелики и требования к полиграф, оформлению достаточно умеренны, совр. оборудование и технологии позволяют изготовить в самом изд-ве тираж на лазерном принтере или с применением высокопроизво-дит. копировальных устройств. В процессе интеграции И. д. и электронных информац. средств появляются принципиально новые, "смешанные" виды информац. продукции, сочетающие в себе достоинства книги и процессора, - т. н. электронные книги. К ним относятся как программные продукты, связанные с подготовкой обычных изданий с помощью настольных издат. систем, так и самостоят, носители информац. массивов - аудио- и видеокассеты, оптич. диски и др. Мн. электронные издания имеют аналоги в традиц. печатной форме, напр. Энциклопедия Американа (Encyclopedia Americana), каталоги "Букс ин Принт" (Books in Print), реферативные базы данных типа "Chemical Abstracts". На процессы в совр. И. д. оказывают влияние не только технол. факторы, но и социально-экон. ситуация, в т. ч. дальнейшая сегментация кн. рынка в связи с появлением всё более мелких и профессионально специализир. групп читателей, образующих своеобразные маркетинговые ниши, на к-рые ориентируются вновь возникающие изд-ва, особенно малые. Это ведёт к постоянному росту кол-ва назв. и одновременно к снижению ср. тиража одного назв. Вместе с тем возрастают требования к маркетинговым службам изд-ва, касающиеся поиска новых каналов сбыта. Наряду с традиц. формами распространения книг через оптовое и розничное звено кн. торговли получают широкое развитие посылочная торговля по индивидуальным заказам, продажа изданий кн. клубам, а также развитие разл. видов спец. продаж через некнижные магазины, ассоциации и общества и т. п. Маркетинговая ситуация в И. д. заставляет издателей искать новые решения и в тех областях, к-рые связаны с материальной конструкцией изданий. Революцией в мире книг назвал Р. Эскарпы широкое распространение изданий в мягкой бум. обложке (т. н. "пейпербэк"), призванных благодаря своей дешевизне "утолить кн. голод". Кн. издания в твёрдых переплётах (именно они отождествлялись со словом "книга") и книги в мягкой обложке представляли как бы два полюса в читательском мире. Технология совр. полиграф, произ-ва и использование новых мат-лов позволили приступить к выпуску в широких масштабах высокопрочных книг в мягкой обложке с применением бесшвейного скрепления, нового стандарта, получившего название "трейд пейпербэк". Ср. уровень цен на книги в твёрдом переплёте в США составлял в 1990 43,1 долл., т. н. трейд пейпербэк - 17,5 долл. и пейпербэк - 4,5 долл. Примерно такое же соотношение цен отмечается и в др. крупных книгоиздающих странах. Выпуск книг и брошюр осуществляют издательства, а также разл. орг-ции, для к-рых выпуск книг и брошюр не является базовой формой деловой активности (религ., обществ, орг-ции, разл. фонды, объединения граждан и т. д.). Кроме того, специфич. работу в области издат. бизнеса ведут пекеджеры. Часто совр. изд-ва, даже крупные, входят составной частью в гигантские объединения СМИ, к-рые получили назв. корпораций мульти-медиа (от англ, multy-media, т. е. орг-ция, использующая разл. формы воздействия на читателей и зрителей - кино, телевидение, прессу); многие из этих структур действуют на транснац. уровне - "АГ Бер-тельсман", "Рид Эльзевир", "Ашетт", "Мондадори" и др. Нередки также случаи, когда то или иное изд-во становится частью пром., коммерч. или финанс. структуры, к-рая по роду деятельности вовсе не относится к СМК, а представляет собой конгломерат, т. е. объединение под общим организац. и финанс. руководством пр-тий, специализирующихся в самых разных областях деловой активности ради повышения получаемой прибыли, напр. амер. корпорация "Галф энд Уэстерн" (Galf and Western), где соседствуют киноиндустрия, издат. дело, гостиничный бизнес, крупнейшее в США изд-во "Саймон энд Шустер", к-рое благодаря финанс. поддержке "родительского дома" только в 1983-87 само присоединило к себе ок. 30 др. изд-в, в т. ч. такое мощное, как "Прентис-Холл" (Prentice-Hall). Совокупность изд-в и др. пр-тий и орг-ции, так или иначе вовлечённых в работу по выпуску книг и брошюр, др. печатной продукции, составляет издат. систему, характеризующуюся в кон. 20 в. высокой динамикой развития. Если выпускаемый ежегодно изд-вом "Заур" (К. G. Saur, ФРГ) по заказу Междунар. агентства ISBN "Междунар. указатель изд-в" содержал в 1986 список адресов 150 тыс. изд-в из 61 страны, то в 1996 - св. 350 тыс. изд-в из 210 стран. Примерно половина всех изд-в расположена в Европе, что соответствует роли этого континента в мировом кн. выпуске. Так, в Великобритании - более 40 тыс. изд-в, в Германии - св. 20 тыс., во Франции - ок. 18 тыс. На Европ. континенте также наблюдается отчётливое расслоение между предприятиями-гигантами и огромной массой малых и средних изд-в, многие из к-рых зачастую не имеют даже собств. офиса. В Германии, напр., насчитывается лишь 15 издат. корпораций, годовой оборот к-рых превышает 100 млн. марок, среди них - уже упоминавшийся концерн "АГ Бертельсман" с его знаменитым кн. клубом, насчитывающим более 20 млн. чл. В Великобритании наряду с "Рид Эльзевир" лидирующие позиции занимает транснац. компания "Пирсон", во Франции - "Груп де ла Ситэ" и "Ашетт", в Нидерландах осн. выпуск книг сосредоточен в 6 мощных издат. концернах. В США в сер. 1980-х гг. 57,7% объёма продаж кн. продукции пришлось на 15 ведущих изд-в, в т. ч. на 5 самых крупных из них - более 35% всех продаж. Более двух третей всех продаж книг в твёрдом переплёте осуществлено всего 11 изд-вами, выпускающими книги такого стандарта, а 95% всех книг в мягкой обложке для массового рынка реализовано лишь 13 изд-вами. Развитые издат. системы совр. типа имеют и др. страны: Канада - 18 тыс. изд-в, Австралия - ок. 13 тыс., Россия - св. 10 тыс., Япония - 7400 изд-в, Юж. Корея - ок. 3700, Индия - св. 3000, Аргентина - св. 2700, Бразилия - св. 2000, Нигерия - ок. 1700, ЮАР - ок. 1200. Обязат. формы организации труда в изд-вах не существует, нет практически ни одной фирмы, структура к-рой в точности повторяла бы структуру другой, однако существует неск. типичных построений, к-рые охватывают почти всё разнообразие организац. схем издат. пр-тий во всём мире. Издательское дело и государство. В условиях демокр. полит, системы и рыночной экономики изд-ва ведут деятельность независимо от гос-ва.