Вопрос 2. фискальная политика государства
Фискальная политика – деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. С одной стороны, это сбор налогов, а с другой – их расходование. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, решает социальные и экологические проблемы.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Налоговая система основана на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. Другими словами, законы определяют конкретные элементы налогов. К элементам налога относятся:
1. субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
2. объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и др.);
3. ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара);
4. источник налога – доход, из которого уплачивается налог;
5. налоговая льгота – полное или частичное освобождение субъекта от уплаты налога.
В настоящее время налоги выполняют три основных функции:
1. фискальную;
2. регулирующую;
3. социальную.
Сущность основной, фискальной082 ка, функции налогов состоит в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного бюджета. Сущность регулирующей функции в том, что налоги выступают главным инструментом экономической политики государства, способным воздействовать на все процессы воспроизводства.
Сущность социальной функции налогов направлена на выравнивание доходов различных групп населения. Реализация этой функции зависит, прежде всего, от установления системы налогообложения: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.
Основные принципы формирования налогов:
1. принцип обязательности;
2. принцип определенности по срокам;
3. принцип удобства с точки зрения того, кто платит налоги;
4. принцип градации ставок на основе пропорционального, прогрессивного или регрессивного налогообложения.
Существуют различные признаки, по которым устанавливают различные виды налогов. С точки зрения субъекта налогообложения можно выделить три вида налогов: налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги, взимаемые как с юридических, так и физических лиц. По характеру принуждения налоги принято делить на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог с граждан, налог на недвижимость). Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги (взимаются через надбавку к цене).
Всю совокупность налогов делят на три группы: федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы на отдельные группы товаров; налог на доходы от страховой деятельности; таможенная пошлина; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; государственная пошлина и др.
К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий; дорожный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес.
К местным налогам относятся более 20 видов налогов и сборов, основные: курортный сбор; земельный налог; сбор за право торговли; регистрационные сборы, на рекламу и др.
Система налогообложения в России имеет недостатки: большое количество налогов, сложность их подсчета, постоянные изменения и дополнения, высокий уровень налогообложения. В связи с этим планируется серьезное реформирование действующей налоговой системы. Новый налоговый кодекс действует с 2001 г.
Экономическая наука предпринимает попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налогового бремени. Современный американский экономист Артур Лаффер доказал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий лишает их стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и, в конечном счете, уменьшает поступление доходов в государственный бюджет.
«Кривая Лаффера» представляет собой графическое изображение зависимости между доходами государственного бюджета (величиной налоговых поступлений) и величиной процентной ставки налогов. По абсциссе откладывается величина процентной ставки, а по ординате – величина налоговых поступлений. Если величина процентной ставки будет равна 0, то государство никаких налоговых поступлений не получит. При процентной ставке равной 100%, т.е. все доходы производителя идут на выплату налогов, результат для государства также нулевой. При любых значениях процентной ставки государство получит в том или ином размере налоговые поступления. При каком-то конкретном значении ставки общая сумма этих поступлений становится максимальной.
Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений; дальнейшее же ее повышение обусловливает их уменьшение.
Следует иметь в виду, что теоретически выявить величину процентной ставки невозможно, она определяется эмпирическим путем.
Государство поставило следующие основные задачи налоговой реформы:
1. существенное снижение и выравнивание налогового бремени;
2. упрощение налоговой системы.
Снижение налогового бремени предполагается достигнуть за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, за счет внесения изменений в правила расчета (сближение налога на прибыль и фонд оплаты труда, ликвидация налоговых льгот). Упрощению налоговой системы будут способствовать установление предельного перечня налогов и сборов и единой ставки подоходного налога, введение единого социального налога и отмена некоторых налогов.
Мы рассмотрели важные вопросы: финансовую систему и фискальную политику государства. Теперь вы имеете представление о государственном бюджете, о его формировании и расходовании средств.