Изучение товарного предложения в торговле.

Для успешного выполнения своих функций торговля должна непрерывно получать из сферы производства товарные ресурсы, которые определяют объем и структуру предложения товаров на рынке. Следовательно, правильное соотношение между покупательским спросом, розничным товарооборотом и необходимым для его покрытия объемом товарной массы является одной из важнейших пропорций, которые должны соблюдаться в процессе функционирования торговли.

Управление товарным предложением конкретного потребительского товара, как и управление рынком, в целом осуществляется на федеральном, региональном и местных уровнях. Каждый уровень управления имеет свои цели и способы воздействия на товарное предложение. Децентрализация экономики обусловила усиление важности изучения и прогнозирования товарного предложения на региональном уровне. Экономическое обоснование планирования товарных ресурсов региона должно учитывать следующие факторы:

- Объем и темпы роста покупательского спроса населения;

- Динамику средних и индексы розничных цен оптовой и розничной торговли;

- Состояние товарных запасов;

- Развитие местной промышленности и ее роль в формировании товарных ресурсов;

- Влияние межрегионального обмена на формирование товарных ресурсов;

- Данные о поставках товаров на региональный рынок по объему и структуре;

- Динамику среднедушевого уровня поступления и потребления конкретных товаров;

- Экономические и социальные условия регионального формирования товарных ресурсов;

- Степень, масштаб и формы воздействия органов государственного управления на формирование предложения;

- Состояние материально-технической базы оптовой, розничной торговли и общественного питания и перспективы ее развития и т. д.

Оптимальное развитие региональных рынков потребительских товаров обеспечивается сбалансированностью спроса и предложения, а пути его достижения объективно требуют изучения и экономического моделирования товарного предложения.

Особенности развития товарного предложения рынка потребительских товаров приводят к выводу, что в качестве основы его экономического моделирования следует принять экономико-логический анализ абсолютных и относительных показателей, характеризующих развитие предложения во времени и пространстве.

Экономико-логический анализ предполагает использование группировок, балансового, индексного и графического методов для выделения сдвигов в объеме и структуре предложения под воздействием определяющих факторов. Группировочными признаками должны служить показатели, отражающие воздействие определяющих факторов. Например, среднегодовые объемы производства и реализации, уровень рентабельности производства отдельных товаров; удельный вес в производстве и продаже и т. п.

Так, при анализе сдвигов в ассортиментной структуре предложения вполне достаточно построить аналитические таблицы, включающие в себя показатели динамики производства и поставки по основным позициям ассортимента. Эти показатели могут быть выражены как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Аналогичным образом должен проводиться анализ сдвигов в соотношении источников предложения товаров, рынок которых исследуется. Данный аспект анализа имеет особое значение при исследовании региональных рынков.

Приступая к анализу и моделированию товарного предложения, прежде всего следует сформулировать рабочую гипотезу по особенностям его развития во времени и в пространстве.

Рабочая гипотеза – это совокупность основанных на общих теоретических предпосылках предположений о связях и зависимостях предложения конкретных товаров при данных условиях места и времени. Она должна включать следующие элементы:

- предположения о влиянии общих условий развития экономики и отрасли производства на размеры и тенденции предложения товаров конкретного вида;

- предварительные выводы о связи между развитием предложения товаров на исследуемом рынке с развитием производства и продажи товаров-заменителей;

- предположения о возможных связях между предложением конкретного товара и эндогенными факторами производства и реализации.

Можно выделить множество факторов, влияющих на товарное предложение. В самом общем виде их можно представить схематично.

Факторы, влияющие на предложение   Цены на экономические ресурсы Потребительские ожидания Цены на другие товары
Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru        
Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru   ПРЕДЛОЖЕНИЕ    
         
  Технология производства, НТП в производстве Число товаропроизводителей и посредников Налоги и субсидии  
                   

Рис. Основополагающие факторы формирования товарного предложения.

Экономическое моделирование предложения может осуществляться в два этапа. На первом этапе должны быть построены динамические ряды, аналитические и комбинационные статистические таблицы, исчислены необходимые средние и относительные величины, необходимые для первичного анализа. На втором этапе производятся необходимые сопоставления выбранных показателей, выявляются статистические связи между ними и т. д. На втором этапе целесообразно построить статистическую конструкцию – причинно-описательную числовую модель предложения товаров конкретного вида.[1] Эта модель разрабатывается на основе динамических рядов показателей производства, поставки и продажи товаров данного вида, представленных в виде индексов. За базу принимается период, служащий верхней границей периода, выбранного для анализа.

Достоинством причинно-описательной модели предложения является то, что она позволяет дать количественную оценку степени расхождения между производством и поставкой, поставкой и продажей, т. е. Предварительную оценку степени относительной насыщенности рынка.

Дальнейшим развитием анализа степени насыщения рынка и удовлетворения спроса населения является исследование статистических связей между производством и поставкой; продажей и поставкой; запасами и поставкой; запасами и продажей.

В самом деле, размер поступления (поставки) конкретного товара i в периоде t (gti) теоретически должен быть равен потребности в нем (dti), т. е.

gti = dti

Несоответствие между ними характеризуется уравнениями

qti > dti или qti < dti,

что приводит к увеличению или сокращению запасов товара i , т. к.

πi = qti + Δ зt

где π - предложение i товара

Δ зt - прирост (уменьшение) запасов товара i за период t.

Соответствие предложения спросу – не однозначное понятие, т. к. включает в себя и качественный элемент, а именно соответствие ассортимента, потребительских, эстетических и других признаков товаров предъявленному спросу.

Показателем, который характеризует качественное соотношение предложения и спроса является товарооборачиваемость в днях оборота

ß = зֿ ti / ō ti

где ß - время обращения товаров, т. н. период, за который полностью реализуется средний запас товара i.

зֿ i - средний запас, исчисленный за 3-5 периодов.

зֿ ti = (½ з1 + з2 + … ½ зn)/(n – 1)

где n - число анализируемых периодов

ō i - среднедневной объем продажи товара i, сложившийся за анализируемый период.

Ускорение оборачиваемости или ее замедление в известной степени отражают соответствие ассортимента и качества товаров спросу населения.

В процессе осуществления своих функций торговля вступает в хозяйственные связи практически со всеми отраслями промышленности и агропромышленного комплекса. Эти контакты являются основой формирования товарного предложения на рынке конкретных потребительских товаров.

Система хозяйственных связей включает участие торговых организаций и предприятий в разработке планов производства потребительских товаров, используя для этого знания о закономерностях потребительского спроса и прогнозов его развития в перспективе. В основе связей лежит договор поставки, строгий контроль за ходом его выполнения и соблюдение договорных обязательств. Четкая организация хозяйственных взаимоотношений способствует оптимальному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, полному обеспечению покупателей всеми необходимыми товарами.

Область взаимосвязей между производством и торговлей довольно широка. Хотя в основе ее лежат отношения между поставщиками и покупателями товаров, возникающие в связи с поставкой товаров народного потребления, было бы ошибочно понимать эту область взаимоотношений только как чисто правовую. Взаимосвязи между торговлей и производством могут быть представлены в виде трех сфер взаимоотношений: к первой относятся взаимоотношения, связанные с изучением спроса, составлением и заключением хозяйственных договоров торговли с производством: ко второй можно отнести связи, возникающие в ходе исполнения договоров на поставку товаров; к третьей – взаимоотношения между торговлей и производством, возникающие вследствие продолжения в торговле процессов доработки, хранения товаров. Это – сфера взаимоотношений, связанных с материально-техническим обеспечением торговли.

Для совершенствования товарного предложения недостаточно обосновать общий объем и ассортимент поступления товаров на рынок. Существенное значение имеет порядок выполнения обязательств по договорам, и в частности порядок выполнения поставщиками обязательств по поставке. Необходимость экономического обоснования порядка поставки товаров в условиях конкурентной торговли имеет особую важность, т. к. непосредственно влияет на прибыльность каждого хозяйствующего субъекта.

Порядок выполнения договоров характеризуется двумя взаимосвязанными показателями: частотой завоза и размером одной партии завоза. От принятой частоты завоза зависит величина товарного запаса в торговых предприятиях. Между частотой завоза и размером одной партии, поставками и средним товарным запасом существуют зависимости, отображаемые следующими простыми экономико-математическими моделями.

A = Q/n; Ź = c/2; n = Q/A

где Q - годовой (квартальный) объем поставки товаров;

A - величина одной партии поставки;

n - количество поставок в течении года;

Ź - средний текущий запас товаров в торговом предприятии.

Товароснабжение связано с затратами, которые несут как производители (поставщики), так и торговые предприятия. Эти затраты подразделяются на две части: 1) затраты, связанные с поставками отдельных партий, и 2)затраты, связанные с хранением запасов.

Издержки хранения складываются из затрат по хранению запасов, затрат по амортизации собственных складских помещений, затрат на аренду складских помещений, а также определенного процента на фонды, замороженные в запасах в течение какого-то времени.

В издержки хранения входят также потери от морального износа товаров. К затратам товароснабжения относятся прежде всего транспортные расходы. При завозе товаров возникают как постоянные, так и переменные расходы. Постоянные расходы не зависят от способа оформления заказа, стоимости пересылки документов и вообще от всякого рода расходов, возрастающих вместе с увеличением частоты поставки. К числу затрат, связанных с поставкой, следует отнести издержки промышленного предприятия, связанных с полной комплектацией заказа, а также затраты на содержание комплектуемой партии товара у поставщика от начала ее комплектования до момента отгрузки торговому предприятию.

Обозначим через С удельные издержки хранения, т. е. годовые (квартальные) издержки хранения единицы запаса, а через К - издержки по закупке новой партии товара. Примем сначала, что С и К – постоянные. Суммарные затраты по хранению товарного запаса за период и затраты по поставке товаров производителям (поставщикам) обозначим L1 и L2. Тогда, с учетом прежних обозначений получим, что

L1 = c*Z; L2 = К*n

Задача состоит в определении такой величины, при которой функция суммарных затрат достигает минимума, т. е.

L = Z*c + К*n = min

piL = (Q/2n)*c + К*n = min

Найдем минимум и, приравнивая производную нулю, получим модель оптимального числа поставок

n = √(Q*c)/(2*К)

Из модели видно, что соотношение параметров С и К определяют результат: если относительно малыми будут издержки по организации товароснабжения, то окажутся целесообразными меньшие запасы, но придется чаще завозить товары; в противном случае, когда относительно малы издержки хранения, целесообразно больше товаров хранить и меньше завозить.

Оптимизация хозяйственных связей торговли связана с приведением в полное соответствие структуры запасов и поставки товаров структуре покупательского спроса. Это достигается на основе рассмотрения двух важных аспектов товарного предложения.

Первый из них – это оценка производственного ассортимента товаров, рынок которых исследуется, с точки зрения его дробности (количество типов, моделей, видов, подвидов, классов и т. д.). Второй – соответствие потребительских свойств, а также технико-экономических параметров современным требованиям покупателей. Главная цель при этом состоит в том, чтобы установить насколько производственный ассортимент соответствует требованиям эффективной экономики.

Многие теоретики и практики торговли, рассматривая производственный ассортимент товаров, призывают улучшить его прежде всего на основе количественного расширения, ссылаясь на практику зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

Бесспорно, расширение ассортимента товаров для населения – необходимое условие более полного удовлетворения покупательского спроса. Выпуск новых товаров, обновление и модернизация отдельных элементов уже освоенных предметов потребления – естественный процесс, связанный с конкуренцией, развитием предпринимательства, внедрением НТП и НТР в сфере рынка. Однако, под флагом обновления и расширения ассортимента в производство внедряются товары, которые по своим потребительским качествам, техническим и эстетическим показателям уступают не только зарубежным аналогам, но и уже освоенным отечественным изделиям. Поэтому в отдельных случаях проблема улучшения ассортимента может стоять не в его расширении, а в его сужении.

Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле. - student2.ru При анализе предложения обязательно следует изучить вопросы рентабельности отдельных видов продукции, себестоимость и структуру оптовых отпускных цен на товары. Это даст основание для коррекции производственных программ, рассматривая производство потребительской продукции не только с товароведных и технологических позиций, но и рыночных.

Анализ средних цен в поставке и запасах позволяет выявить основные тенденции и изменения производственного ассортимента и возможную динамику розничных цен для моделирования предложения и экономического обоснования хозяйственных связей.

Торговля, развивая хозяйственные связи с производителями товаров при формировании товарного предложения в последние годы, исследует потребительские оценки ассортимента и качества поставляемых на рынок изделий.

Обобщающим критерием качества следует считать общественную полезность изделия, или его соответствие своему назначению и современному содержанию тех или иных личных потребностей.

Потребительские оценки представляют собой субъективное мнение покупателя относительно потребительских и эстетических свойств представленных на рынок товаров. Они характеризуют информацию о превосходстве того или иного изделия (и его параметров) над другими.

С этой точки зрения потребительские оценки содержат информацию о спросе, прежде всего – неудовлетворенном и формирующемся. Однако это одновременно и данные, которые характеризуют неразрывность и взаимозависимость спроса и предложения.

Потребительские оценки неоднозначны. Они, характеризуя спрос, дают сведения производителям и торговле о необходимости модификации изделий, изменений в технологии, сырье и других элементах производства. Иначе говоря, потребительские оценки содержат информацию, на основе которой должен решаться вопрос об оптимизации предложения.

Окончательным итогом оценки ассортимента и качества при анализе предложения и экономического обоснования хозяйственных связей торговли с производителями (поставщиками) товаров может явиться расчет коэффициент расчетов предпочтения.

Коэффициент предпочтения показывает степень предпочтения покупателями конкретных изделий (по маркам, видам, моделям и т. п.) при данной структуре предложения. Он рассчитывается по формуле:

Cn = (pifi Źki)/(pjfj Źkj * pmfm Źkm ……… pnfn Źkn )

где pi - явно выраженное предпочтение, установленное как доля покупателей, предпочтивших товар i всем другим;

fi- удельный вес товара i в продаже товаров данного вида;

Źki - коэффициент предпочтения по цене, выражаемой для i-го товара, как отношение его цены к ценам всех других товаров данного вида;

j, m, n - все другие товары данного вида.

Чем ниже явно выраженное предпочтение (pi) при высоком или примерно равном значении fi, тем меньше данное изделие соответствует спросу.

Во всех своих действиях, связанных с анализом и моделированием предложения специалисты не должны забывать, что исследуется не производство, а его рыночный представитель – предложение. Производство выступает лишь как фактор развития предложения и оптимизации хозяйственных связей торговли.

Существенное значение при изучении предложения следует уделить исследованию товаропроводящей сети как главного элемента организационно-технической стороны потребительского рынка.

При этом речь идет не только об исследовании состава оптовой и розничной торговой сети (уровень специализации, обеспеченность населения и т. п.). Главное внимание должно быть уделено анализу работы товаропроизводящего аппарата с точки зрения его функционирования как агента предложения. Сюда входит:

1. определение того, насколько правильно устанавливает торговля объем и структуру потребности в товарах;

2. как осуществляется снабжение розничной торговой сети товарами конкретного вида;

3. какая работа ведется с производителями (поставщиками) товаров в целях улучшения его ассортимента и качества;

4. как влияет деятельность торговых организаций на достижение необходимого соответствия предложения покупательскому спросу.

Следует подчеркнуть, что любые действия торговли по изучению, моделированию и совершенствованию товарного предложения неразрывно связаны с управлением спросом и ценами на конкретном рынке. В то же время они направлены на достижение целей самой торговли – повышение ее экономической и социальной эффективности.

1 Эрвин Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей Рынок: микроэкономическая модель – Санкт-Перербург, 1992, с.32.

2Макконнели К., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика, 1 часть, М.: Республика, 1992, с.67.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.24, ч. 1, с.203.

4 Твидиани Ю.К. Спрос и предложение. М.: Экономика, 1967, с.20.

1 Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: 1995

[1] Ф. А. Крутиков. Изучение рынка товаров народного потребления. Издательство Экономика, 1972, 120 с.

Наши рекомендации