Формирование товарного ассортимента в оптовой торговле

Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Различают два основных вида ассортимента товаров – промышленный и торговый. Промышленный ассортимент производится отдельной отраслью промышленности либо отдельным промышленным или сельскохозяйственным предприятием. Торговый ассортимент представлен в торговой сети. Он шире промышленного, поскольку включает товары с делением по группам, видам, сортам, моделям, размерам и др. признакам.

Формирование ассортимента — это сложный и непрерывный процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения и обеспечения прибыльности торгового предприятия..

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребле­ния. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий.

Необходимым условием бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом ассортименте является создание оптимального ассортимента товаров на оптовых пред­приятиях. Поэтому правильное, научно обоснованное формиро­вание ассортимента представляет собой важнейшую функцию коммерческой службы оптовых предприятий.

Ассортиментная политика - это целенаправленное управление товарной массой и номенклатурой товаров. Задача заключается и том, чтобы умело сочетая товарные ресурсы с рыночными запросами, разраба­тывать и осуществлять такую политику, которая способствовала бы устойчивому продвижению и росту оптовой продажи товаров. Ассортиментная политика обусловливается: современными требованиями рынка, покупательским спросом, стратегией конкуренции, темпами производства и обновления продукции, доведением ее до потребителей.

Разработка ассортиментной политики оптового предприятия состоит из ряда последовательно осу­ществляемых этапов:

Первый этап - характеризуется оценкой сложившегося положе­ния в оптовой торговле в рассматриваемом периоде, которое в зна­чительной степени определяется общеэкономическими условиями, факторами внешней среды и уровнем жизни населения, составля­ющими вместе единое целое.

На втором этапе разрабатывается стратегии ассортиментной политики в соответствии с принятой стратегией оптового предприятия, направ­ленная на расширение целевых рынков, заполнение новых рыночных ниш и получение прибыли.

Третий этап связан с изучением и анализом потребительского спроса па товары. На основе исходной информация о рынке опреде­ляются структура товаров и возможности расширения предложения товаров.

Четвертый этап обусловливается формированием товарной но­менклатуры с ориентацией на спрос, предложение и контингент по­купателей. При этом учитываются номенклатура товаров, прошед­шая через оптовую торговлю в отчетном периоде, и постоянно дейст­вующие товарные запасы.

Пятый этап - касается развития производства товаров. Оптовая тор­говля, углубляя связи с производителями и покупа­телями, основанные на спросе, определяет способы повышения объ­ема выпуска необходимой продукции и расширения ассортимента. Отличительной чертой производителей становится своевременное ре­агирование на происходящие изменения требований рынка, что вынуждает их перестраивать свое производство с учетом максимального удовлетворения запросов конечных потребителей.

Шестой этап направлен на управление распределением и дове­дением товарных потоков до потребителей. Работа каналов распре­деления зависит от предназначенности продукции и контингента об­служиваемых потребителей. На этих позициях базируются товаро­проводящие и распределительные звенья, которые являются, суще­ственной стороной хозяйственной деятельности оптового предприятия.

Завершающий этап разработки ассортиментной политики заключается в получении устойчивой прибыли от продажи продукции.

Ориентация на потребителя, а не на поставщика-изготовителя, как это было раньше, является отличительным признаком нового подхода к ассортиментной политике оптового торгового предприятия. Таким образом, все большее внимание следует уделять интересам и запросам потребителей.

На конкретном оптовом предприятии ассортимент товаров формируется на основании ассортиментного перечня товаров.

В связи с тем, что условия работы различных оптовых предприятий имеют свои особенности, оптимальный ассортимент товаров у них неодинаков. Он диктуется теми маркетинговыми решениями, которые принимает для себя оптовик.

В ассортиментом перечне оптового предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду товара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться оптовому покупателю - это минимальное количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах оптового предприятия. Однако в каждый период времени это количество будет зависеть от состояния производства и поставок данного то­вара, спроса на него со стороны магазинов, сезона и от других причин.

Ассортиментные перечни товаров на оптовых предприятиях разрабатываются, как правило, в два этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассорти­мент товаров. Основой для его определения являются мар­кетинговые исследования в области целевого рынка, кото­рый представлен оптовыми покупателями — магазинами и другими предприятиями розничной торговли.

На втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого вида товара ассортиментного перечня, т. е. опре­деляется количество разновидностей товаров, поступление которых обязательно в связи с заявками оптовых покупа­телей.

Разработанные ассортиментные перечни товаров опто­вого предприятия должны подвергаться корректировке с учетом изменений покупательского спроса, выпуска промышленностью новых товаров, результатов закупок на оптовых ярмарках и других факторов.

Главная цель создания обязательных ассортиментных перечней для оптовых торговых баз — контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.

Чтобы ассортиментные перечни действительно способствовали созданию на оптовых предприятиях достаточного стабильного ассортимента, необходимо регулярно контролировать, имеются ли на складах базы все товары, включенные в ассортиментные перечни, и в таком ли количестве разновидностей, которые требуются клиентам.

Результаты проверок по соблюдению ассортимента товаров на оптовом предприятии каждый раз должны анали­зироваться для принятия необходимых мер по восстанов­лению неснижаемых запасов отдельных разновидностей товаров, а анализ ассортимента должен быть использован при заключении договоров на поставку товаров в следующем году и в работе по их уточнению и изменению.

Контроль за наличием на оптовом предприятии това­ров в соответствии с ассортиментным перечнем осуществляют товароведы. Часто оптовые предприятия осуществляют контроль за ассортиментом и количеством товаров не только на собственных складах, но и в обслуживаемой розничной торговой сети. В большинстве случаев необходимо использование автоматизированных рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами с соответствующим программным обеспечением.

Наши рекомендации