Понятие и коэффициенты эластичности спроса и предложения.
Эластичность – количественная оценка взаимосвязи изменения цены и числа спрашиваемых и предлагаемых товаров.
Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения, взаимообусловливающихся переменных цен и количества, или объёма, продажных товаров. Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентные исчисления способны показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, в тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1% изменение другой.
Различают эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность.
Эластичность спроса по цене – понятие, показывающее степень реакции количества спрашиваемого товара на изменение цены. Измерение ценовой эластичности спроса осуществляют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объём продаж товаров, вследствие 1% изменения цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.
В практике могут иметь место, по меньшей мере, 5 различных вариантов ценовой эластичности спроса:
1) спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объём продаж возрастает;
2) спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров;
3) спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объём продаж изменяется незначительно;
4) спрос бесконечно эластичен, когда изменяется только одна цена, по которой потребители покупают товар;
5) спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от его цены.
Таким образом, различают эластичный, неэластичный, единичной эластичности, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос по цене.
Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на рис.6.
Каждый вариант, представляемый на рис. 6 имеет свой коэффициент элас-тичности (Еd), который определяется по формуле:
Еd = %Qd = ∆Qd ⁄Qd
%Р ∆P⁄P ,
здесь Еd – коэффициент эластичности спроса;
%Qd – процент роста (изменения) объема спроса (%), т.е. сравнительное изменение спроса;
%Р - процент уменьшения (изменения) цены (%), т.е. сравнительное изменение цены.
Р0
цена
∞ 4
3 2 5
Qd
количество
товара
Рис.6. Эластичность спроса.
При определении коэффициента эластичности спроса (рис.6), если:
1. Если Еd›1, тогда спрос эластичен.
2. Если Еd‹1, тогда спрос неэластичен.
3. Если Еd=0,тогда спрос абсолютно неэластичен (нулевая эластичность).
4. Если Еd=∞,тогда спрос абсолютно эластичен (∞-бесконечная эластичность).
5. Если Еd=1,тогда спрос единично эластичен.
Эластичность спроса по доходу – реакция спроса (процентное изменение величины спроса) в ответ на процентное изменение дохода. Для абсолютного большинства товаров и услуг рост дохода покупателей означает и увеличение спроса на них, т.е. эластичность спроса по доходу у этих товаров является положительной величиной. Такие товары и услуги мы называем нормальными. Но существуют товары (картофель, хлеб, комбижир, крупа и др.), потребление которых меняется в обратную сторону в сравнении с изменениями доходов, т.е. эластичность спроса по доходу у таких товаров отрицательная. Их называют товарами низкого сорта. Как правило, они составляют основу потребления той части населения, у которой доходы минимальны.
Перекрестная эластичность – реакция величины спроса на один товар в ответ на изменение цены его заменителя или дополняющего товара. Она рассчитывается делением процентного изменения величины спроса на данный товар на процентное изменение в цене заменяющего или дополняющего товара.
Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:
1) эластичного предложения;
2) предложения единичной эластичности;
3) неэластичного предложения;
4) абсолютно эластичного предложения;
5) абсолютно неэластичного предложения
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показываемыми процентное изменение цены и выпускаемое им то или иное процентное изменение объёмов, предлагаемых к продаже товаров.
Все варианты эластичности предложения могут быть показаны на рис.7.
Каждый вариант, представленный на рис.7, имеет свой коэффициент эластичности (ЕS), который определяется по формуле:
ЕS = %Qs = ∆Qs ⁄Q s
%Р ∆P⁄P ,
здесь Еs– коэффициент эластичности предложения;
%Qs – процент роста (изменения) объема предложения (%), т.е. сравнительное изменение предложения;
%Р - процент уменьшения (изменения) цены (%), т.е. сравнительное изменение цены.
При определении коэффициента эластичности предложения (рис.7), если:
1. Если Еs›1, тогда предложение эластичное.
2. Если Еs‹1, тогда предложение неэластичное.
3. Если Еs=0,тогда предложение абсолютно неэластичное (нулевая эластичность).
4. Если Еs=∞,тогда предложение абсолютно эластичное (∞-бесконечная эластичность).
5. Если Еs=1,тогда предложение единично эластичное.
Р02
цена 5
1
∞ 4
Q
количество
товара
Рис. 7. Эластичность предложения.
Таким образом, различают эластичное, неэластичное, единичной эластичности, совершенно эластичное и совершенно неэластичное предложение по цене.