Требования, предъявляемые к разделам основной части курсовой работы и методика их выполнения
ВВЕДЕНИЕ
Цель курсовой работы
Целью курсовой работы является развитие и закрепление студентами навыков экономических расчетов по отдельным экономическим элементам,
в совокупности формирующим модель механизма функционирования предприятия; технико-экономического обоснования создания нового (расширения действующего) предприятия, оценка эффективности и риска инвестиций
в бизнес-проект.
Задачи курсовой работы
В процессе выполнения курсовой работы студент должен реализовать следующие задачи:
• закрепить и углубить теоретические знания, полученные при изучении экономических и смежных учебных дисциплин;
• расширить и закрепить опыт самостоятельной научно-исследовательской работы с научной, учебной, учебно-методической и справочной литературой;
• развивать навыки проведения расчётов и обоснования принимаемых решений;
• обеспечить собственную теоретическую и практическую подготовку к выполнению дипломного проектирования.
NB! Кто не успеет занять методический раздел, будет выполнять экономические расчеты, так что тренируемся.
Роль и место курсовой работы в системе подготовки высшего профессионального образования
Курсовая работа по дисциплине «Прикладная экономика» является самостоятельной работой будущего специалиста, направленная на решение актуальных задач в области экономики и организации производства.
Содержательно курсовое задание опирается на теоретическую базу, сформированную у студентов при изучении экономических и специальных дисциплин, а также практический опыт, полученный студентами при прохождении производственной практики на предприятиях различных отраслей экономики.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЮ
Курсовая работа по дисциплине «Прикладная экономика» выполняется как самостоятельная разработка бизнес-плана нового или уже работающего предприятия и называется: «Бизнес-план инвестиционного проекта организации предприятия». Объектом курсовой работы является создаваемое (расширяемое) предприятие.
NB! Значит так. Сейчас внимательно прочитайте о сущности бизнес-плана и запомните это все на долгие годы. НО! Писать об этом непосредственно в курсовой работе НЕ НУЖНО! Я жду от Вас практику, а не пространное теоретизирование.
Сущность бизнес-плана и его роль в развитии предприятия
Бизнес-план – это плановый документ, являющийся основой стратегии развития любого предприятия. В нём изложены основные экономические, организационные, юридические и финансовые аспекты намечаемых мероприятий, как наиболее рационального способа достижения перспективной цели развития предприятия.
Бизнес-план предприятия – это документ, в котором даётся описание основных направлений развития предприятия на конкурентном рынке, моделируется проектируемая производственно-хозяйственная деятельность, определяются направления, объемы и источники инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта; формируются финансовые потоки, оценивается экономическая эффективность и риски инвестиционных вложений.
Бизнес-план должен быть разделён на главы (разделы), с функциональным назначением каждой главы. В условиях курсового проектирования глубина проработки отдельных разделов бизнес-плана может быть фрагментарной. Однако в его содержании должны быть обязательно отражены следующие аспекты планирования: основная идея и цели бизнеса; специфика услуги предприятия и удовлетворение ею потребностей рынка; характеристика рынка и стратегия поведения предприятия на определённых рыночных сегментах; организационная и производственная структура; финансовые результаты коммерческой деятельности проектируемого предприятия и оценка экономической эффективности инвестиций в реализацию проекта.
Порядок выполнения курсовой работы
Деятельность студента по выполнению курсовой работы можно условно разделить на три этапа:
• подготовительный;
• расчётно-аналитический;
• заключительный.
Подготовительный этап. Приступая к работе, студент должен получить вводные данные у своего руководителя и полностью познакомиться с содержанием данных методических рекомендаций. Это позволит представить содержание курсовой работы и объём предстоящей деятельности в целом, а также определить порядок её выполнения.
Для полноценного выполнения курсовой работы, студенту необходимо использовать различные технико-экономические показатели, нормы и нормативы, применяемые на предприятиях выбранной отрасли. Допускается использование данных, полученных на действующих предприятиях региона, например, на предприятиях, где студенты проходили производственную практику.
На этом этапе необходимо сделать выбор услуги, оказание которой будет отражено в бизнес-плане, смоделировать условный или реальный рынок и составить прогноз объёмов продаж. Окончанием первого этапа следует считать факт составления развернутого плана курсовой работы и определение примерных сроков её выполнения.
Расчётно-аналитический этап. На этом этапе студент подбирает и обрабатывает необходимую учебную и справочную литературу, собирает и осмысливает получаемую информацию, анализирует, отбирает и систематизирует собранные практические материалы, уточняет структурно-логическую схему курсовой работы.
Обращаясь, при необходимости, за консультацией к своему руководителю, студент излагает черновой вариант текста курсовой работы и производит необходимые расчёты. После анализа написанного, проводится «шлифовка» текста основной части и пишется введение и заключение.
Написанную и правильно оформленную курсовую работу, необходимо сдать на проверку до проведения публичной защиты, согласно графику учебного плана.
Заключительный этап. Завершающим этапом выполнения курсовой работы является её публичная защита. На защите курсовой работы, студент должен чётко изложить основные положения работы, обосновать экономические показатели, полученные в бизнес-плане, сформулировать собственные выводы и предложения по развитию товарного рынка региона.
Структура курсовой работы.
Студенту предлагается придерживаться следующей структуры курсовой работы:
1. Титульный лист курсовой работы.
2. Оглавление (лист с указанием разделов и глав работы).
3. Введение (с обоснованием выбранного направления бизнес-плана).
4. Основная часть (содержание разделов бизнес-плана, включая необходимые экономические расчёты).
Резюме.
4.1. Описание предприятия и его услуг.
4.2. Оценка рынка сбыта.
4.3. План производства.
4.4. Организационный план.
4.5. Финансовый план предприятия.
4.6. Оценка экономической эффективности проекта.
5. Заключение (выводы и оценка полученных результатов).
6. Список использованных источников.
7. Приложение (при необходимости).
Оформление курсовой работы. Оформление курсовой работы должно соответствовать стандарту, принятому в РГППУ.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Исходные данные на разработку бизнес-плана инвестиционного проекта:
При проведении прединвестиционных исследований по осуществлению бизнес-проекта:
· в качестве выгодного месторасположения определен район (?) города (?)
· подобрано помещение по адресу: ул. ______, дом ___;
· заключены договора на аренду помещения;
· предусматривается перепланировка, косметический ремонт помещения с учетом требований предъявляемых к данному виду деятельности.
Затраты на аренду помещения.Местом расположения будет (?).
Это обусловлено тем, что в данном районе существует нехватка подобных заведений. Плата за аренду помещений в данном районе согласно тарифным расценкам, утвержденным комитетом по имуществу (?) района составляет: ______ руб./кв.м. Площадь арендуемого помещения: ______ кв.м.
Затраты на перепланировку и ремонт.Выбранное нами помещение требует проведения косметического ремонта (см. таблицу 1).
Таблица 1
Затраты на ремонтные работы
Наименование | Ед. изм. | Сумма |
Установка и подключение к выделенной линии для выхода в Интернет | Руб. | (?) |
Строительно - монтажные работы | Руб. | (?) |
Итого: | (?) |
NB! Здесь можно привести план помещения.
Состав технологического оборудования и затраты на приобретение. Для осуществления деятельности по оказанию услуг необходимо приобрести следующее оборудование (таблица 2).
NB! Состав оборудования может варьироваться в зависимости от оказываемых услуг: убирайте и добавляйте строки по Вашему усмотрению, главное, чтобы Ваше МегаПредприятие не осталось с одной табуреткой. Дворец падишаха тоже не обязательно выстраивать.
Таблица 2
Состав и стоимость оборудования с программным обеспечением
Наименование оборудования | Ед. изм. | Кол-во | Цена, Руб./ед. | Всего, руб. (ст.2*ст.3) | |
Компьютер | штук | ||||
Программное обеспечение | диск | ||||
Игровое обеспечение | диск | ||||
Сервер | штук | ||||
Принтер лазерный ч/б | штук | ||||
Принтер лазерный цв. | штук | ||||
Ксерокс | штук | ||||
Сканер | штук | ||||
Стол компьютерный | штук | ||||
Стол письменный | штук | ||||
Стол администратора | штук | ||||
Стул | штук | ||||
Итого: | |||||
Затраты на расходные материалы, обслуживание и ремонт оборудования.Для работы оборудования, его обслуживания и ремонта необходимы следующие расходные материалы (таблица 3):
NB! Состав расходных материалов тоже может быть разным.
Таблица 3
Расходные материалы
Наименование | Ед. изм. | Кол-во | Период использ. | Цена, руб./ед. | Всего, руб. (ст.2*ст.4) |
Картриджи для лазерного принтера (цветной) | штук | ||||
Картриджи для лазерного принтера (черно-белый) | штук | ||||
Порошок для ксерокса | упаковка | ||||
Бумага | Пачка (500листов) | ||||
Расходы на обслуживание и ремонт оборудования. | |||||
Итого: |
Затраты на электроэнергию. С учетом того, что предприятие работает укажите режим работы Вашего предприятия, в течение всего года с _________ перерывами и __________ выходными, расходы по освещению рассчитываются с учетом __________ работы осветительных приборов, т. е. _____ часов в год, а на работу остальных потребителей электроэнергии устанавливается лимит – ___ часов в сутки или ____ часов в год и расходы потребляемой компьютерами электроэнергии определяются с учетом времени их работы в процессе оказания услуг. Нормативы потребления и тарифы оплаты электроэнергии приведены в таблице 4.
NB! Здесь нужно будет определиться с режимом работы предприятия, выходными и праздниками за год, с учетом этого необходимо рассчитать действительный фонд времени его работы в часах и потом уже считать часы работы приборов и потребляемую ими электроэнергию.
NB! Удельный расход электроэнергии и стоимость кВт в час может отличаться, исходя из Ваших реальных условий.
Потребители эл/энергии | Кол-во (шт.) | Удельный расход эл/энергии, кВт-час | Сумма (кВт часов), 2ст*3ст | Цена, руб./ кВт-час | Объем услуг, час. | Затраты на эл/энергию (руб.), ст4*ст5*ст6 |
Компьютер в комплекте | 0,5 | 1,4 | ||||
Принтер лазерный | 0,3 | 1,4 | ||||
Ксерокс | 0,3 | 1,4 | ||||
Сканер | 0,2 | 1,4 | ||||
Освещение | - | 0,7 | - | 1,4 | ||
Всего за год: |
Таблица 4
Нормативы затрат на электроэнергию
Организационные расходы. При организации открытия предприятия необходимо
оформление пакета разрешительных документов, без которых деятельность предприятия невозможна.
Для приобретения и оформления этих документов предусматриваются общие затраты в сумме 20000 руб.
Организационная структура. При организации нового предприятия необходимо обоснованно выбрать организационную структуру этого предприятия. В качестве примера приводится линейная схема управления предприятием. Плюсы – единоначалие, четкая субординация с конкретным разграничением прав и обязанностей, минусы – необходима большая компетентность руководителя. (см. рис. 2).
Директор |
Бухгалтер |
Системный администратор- кассир |
Охранник |
Уборщица |
Рис. 2 Структура управления
NB! В этом месте быстренько вспомнили существующие типы организационных структур (было-было!), выбрали наиболее подходящую для Вашего предприятия и нарисовали свою собственную, с учетом Вашего штатного расписания.
Кстати, о штатном расписании…
план персонала. Для обеспечения рабочего процесса предусмотрено штатное расписание (см. табл. 5).
Таблица 5
Штатное расписание
Должность | Среднесписочный состав, (чел) | Должностной оклад, руб./мес |
Директор | ||
Бухгалтер | ||
Системный администратор-кассир | СДЕЛЬНАЯ | |
Охранник | ||
Уборщица | ||
Итого |
Полюбовались? Ну и хватит. Состав работников Вашего предприятия определяете самостоятельно, заработную плату – тоже. Однако не увлекайтесь: иначе расходы могут превысить доходы. Кроме того, заработная плата основных работников должна быть сдельной!
NB! Ниже представлен примерный список оказываемых услуг – он может существенно отличаться от услуг Вашего предприятия, так что проявите фантазию и не занимайтесь «копипастом».
Таблица 6 Объем оказываемых услуг | ||
Показатели | Ед. измерения | Объем |
Услуги, в т. ч. компьютерные игры | час. | |
Пользование Интернет | час | |
Копировальные работы | лист | |
Сканирование | лист | |
Печать цветная | лист | |
Печать чёрно-белая формат А-4 | лист | |
Поиск подготовка и передача информации по локальной сети | Мб | |
Отпускные цены, в т. ч. компьютерные игры | руб/ час | |
Работа в интернете | руб/ час | |
Копировальные работы | руб/ лист | |
Сканирование | руб/ лист | |
Печать цветная | руб/ лист | |
Печать чёрно-белая | руб/ лист | |
Поиск и передача информации по локальной сети | руб/ Мб | |
Ставка банковского процента, R | %/ год |
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗДЕЛАМ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Маркетинг
В курсовой работе маркетинговые исследования могут быть сведены к экспресс-анализу по следующим вопросам:
· Характеристика потенциальных потребителей продукции, услуг; определение основных конкурентов – лидеров на рынке производства, сбыта продуктов – аналогов; оказания услуг; географические границы рынка реализации продукции, услуг (региональный (местный), российский, внешний рынки).
· Сравнительная оценка главных параметров проектируемой к выпуску продукции, услуги в сопоставлении с продуктами-аналогами, услугами.
· Установление и анализ цен на товары-аналоги (услуги), выпускаемые (предоставляемые) лидирующими на рынке четырьмя ведущими фирмами.
· Характеристика каналов сбыта продукции.
· Виды, направления и масштабы рекламных акций.
Результаты экспресс-анализа приводятся в произвольной форме. При анализе отпускных цен на товары, услуги-аналоги рекомендуется к заполнению табл. 7.
Таблица 7
Отпускные цены ведущих товаропроизводителей на продукты-аналоги
Региональные лидеры в оказании услуг-аналогов | Отпускная цена за ед. услуг, руб. | Налог на добавленную стоимость (НДС)[1], %/руб. | Оптовая цена предприятия за ед.услуг (ст.2-ст.3), руб. |
Фирма А | |||
Фирма Б | |||
Фирма В | |||
Фирма Г | |||
Проектируемое предприятие |
NB! Маркетинговое исследование – очень важная часть. Собственно, с него и следует все начинать. Необходимо рассмотреть Ваших возможных конкурентов на той территории (регионе), где Вы собираетесь действовать. Иначе будете мне лично доказывать, что Вы – не верблюд, а Ваше предприятие настолько уникально, что не имеет конкурентов.
По услугам проектируемого предприятия уровень оптовой цены предприятия (отпускная цена за вычетом косвенных налогов: НДС, акцизы, налог с продаж) устанавливается после расчета полной себестоимости единицы услуг. При этом в качестве ориентира установления границ диапазона верхнего предела оптовой цены (Цвпопт ) принимаются уровни отпускных цен на продукты-аналоги региональных лидеров. Нижний предел цены (Цоптнп) - определяется из расчета полной себестоимости единицы услуг, скорректированной на минимальный для инициатора проекта уровень рентабельности (полная себестоимость единицы продукции (Сп) ´ на коэффициент рентабельности Кр). Полная себестоимость единицы продукции (работ, услуг) принимается для периода выхода производства на проектный уровень объема выпуска продукции, производства работ, оказания услуг.
Рекомендуемый уровень рентабельности R0 (прибыль к полной себестоимости произведенной продукции в расчете на единицу продукции) - 10-15%. При этом коэффициент рентабельности ( ) 1,1-1,15.
Приведенный метод ценообразования применяется в том случае,когда проектируемая услуги сопоставимы по своим технико - характеристикам с услугами – аналогами ведущих фирм – конкурентов (т.е. не лучше и не хуже экономически по своим потребительским свойствам.
NB! Значит так. На начальном этапе планирования ориентируйтесь на минимальную цену Ваших конкурентов. Точнее подсчитаете, когда определите себестоимость.
2. Организационный план
В бизнес-плане необходимо отразить стратегию предприятия в области организационной структуры, её совершенствование и определить кадровую политику.
Организационную структуру управления предприятием целесообразно представить в виде схемы и по возможности рассмотреть: основные функции подразделений (служб, отделов, цехов, бригад, участков и т.д.).
Общая величина заработной платы (с начислениями) управленческого персонала предприятия, цеха, менеджеров по сбыту (Зу) определяется по формуле:
где F - должности f-го персонала согласно штатного расписания с соответствующими должностными окладами Зд.о.
Количество управленцев, инженерно-технических работников, обслуживающего персонала определяется по нормативам от численности всех рабочих. Доля управленцев составляет 5-15 %, инженерно-технических работников 5-10 %, обслуживающего персонала 2-3 %. На основе полученных данных составляется штатное расписание предприятия. Можно использовать штатное расписание, рекомендованное в техническом задании.
Умножением месячной заработной платы, рассчитанной по вышеприведенной формуле, на 3 (число месяцев в квартале) подсчитывают величину денежных средств, направляемых на оплату труда работников, труд которых оплачивается с использованием повременной системы начисления заработной платы за квартал – расчетный интервал планирования.
NB! По поводу численности персонала и заработной платы уже говорилось выше.
План производства
Приводится краткое описание технологического процесса оказания услуг.
В бизнес-плане с целью определения капиталообразующих инвестиций необходимо установить перечень технологического оборудования с указанием первоначальной стоимости (цена приобретения, стоимость транспортировки и монтажа) а также стоимости строительно-монтажных (СМР) и других подготовительных работ капитального характера (расширение, реконструкция, техническое перевооружение).
В проектировании на стадии предварительного технико-экономического обоснования допускается при отсутствии детальных расчетов принимать объем СМР на уровне 17% от первоначальной стоимости технологического оборудования. Амортизационные отчисления принимаются на уровне 10% в год от балансовой (первоначальной или восстановительной) стоимости оборудования, а для зданий, сооружений - 4% в год от расчетной стоимости капитального строительства. Информация заносится в таблицу 8.
Таблица 8
Состав и стоимость технологического оборудования, СМР
Наименование технологического оборудования, работ | Кол-во, шт. | Цена приобретения, тыс. руб./ед | Сумма, тыс. руб. (2*3) | Амортизационные отчисления, руб./год (На -8%/год) |
Модель А | ||||
Модель Б | ||||
Модель В | ||||
Модель Г | ||||
Итого: | ||||
Строительно-монтажные работы (17% от общей стоимости технологического оборудования) |
Расчет производственной программы оказания услуг. Производственная программа оказания услуг из числа планируемой номенклатуры рассчитывается поквартально, на расчетный период, с учетом производственной мощности предприятия (табл. 9).
Допускается производственную мощность принять на уровне проектного объема оказания услуг базового предприятия в составе исходных данных.
В бизнес-плане определение физических объемов оказания услуг необходимо для определения стоимостных объемов производства и реализации продукции; определения сметы затрат на производство; прибыли от реализации продукции.
Таблица 9
Расчет производственной программы оказания услуг
Показатели | Периоды производства (реализации) продукции | |||||||||||
1 год | 2 год | 3 год | ||||||||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 5 кв. | 6 кв. | 7 кв. | 8 кв. | 9 кв. | 10 кв. | 11 кв. | 12 кв. | |
1. Расчетный объем оказания услуг: в часах | ||||||||||||
2. Оптовая цена услуги, в расчете на 1 час, руб. | ||||||||||||
3. Выручка от реализации услуг (стр.1*стр.2.) |
Заполнение таблицы 9 осуществляется поэтапно. На первом этапе определяются поквартально объем оказания услуг в часах по всем номенклатурным позициям оказываемых услуг с учетом уровня достижения проектной мощности. При проектировании необходимо учитывать так называемый период освоения проектной мощности, в течение которого производство выходит на устойчивый режим работы.
Период (число кварталов) и уровни освоения проектной мощности (в процентах поквартально) устанавливаются по согласованию с руководителем курсового проекта.
Пример расчета: период освоения - 3 квартала, уровень освоения - 1 квартал - 40% от проектной мощности, 2 квартал - 60%, 3 квартал - 80%. Предположим, что проектная производственная мощность (проектный объем оказания услуг) - 100 единиц. Тогда расчетный объем услуг в 1 квартале при уровне освоения - 40% составит 40*100/100=40 единиц; 2 квартал 60*100/100=60 единиц; 3 квартал 80*100/100=80 единиц. В последующих периодах расчетный объем услуг совпадает с проектным объемом услуг, то есть равен 100 единиц/квартал.
На втором этапе рассчитывается выручка от реализации услуг. Расчет выручки возможен после определения оптовой цены на единицу услуги (руб./час). Необходимые условия определения отпускной цены - установление его верхнего и нижнего пределов.
Верхний предел цены устанавливается с учетом оптовых цен на аналогичные продукцию, услуги, выпускаемую (предоставляемые) региональными лидерами.
Нижний предел цены устанавливается после определения полной себестоимости единицы продукции,услуг. Далее по согласованию с руководителем устанавливается оптовая цена единицы услуги (заносится в стр. 2 табл. 9) и рассчитывается поквартально выручка от реализации продукции ( табл. 4).
Себестоимость оказания услуг. Расчет текущих затрат целесообразно осуществлять по статьям затрат. ориентируясь на типовые калькуляционные статьи, таблица.10
Переменные статьи затрат:
· прямые материальные затраты: сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные полуфабрикаты и комплектующие, топливо и электроэнергия для технологических целей, вода промышленная;
· прямые затраты на оплату труда производственных рабочих: заработная плата (основная и дополнительная) с отчислениями на социальные нужды (единый социальный налог).
Рассчитываются прямым счетом на основании норм и нормативов расхода материально-технических, топливно-энергетических, водных ресурсов в расчете на единицу продукции; сдельных расценок с учетом физических объемов производства продукции в расчетном периоде.
В данном бизнес – плане создания предприятия по оказанию услуг к прямым можно отнести только затраты по технологической электроэнергии (расход электроэнергии компьютеров прямо пропорционален продолжительности их работы, т.е. объему оказываемых услуг)
Постоянные статьи затрат: расходы цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы не зависят от объемов производства в расчетном календарном периоде и являются комплексными, поскольку включают разнородные по экономическому содержанию элементы затрат.
Численность промышленно-производственного персонала, выбор системы оплаты труда, расчет заработной платы работников, учитываемой в составе статей постоянных затрат определяется при подготовке раздела «Организационный план».
Амортизационные начисления определяются по нормам амортизации (На- 10% в год для технологического оборудования.) от балансовой стоимости.
Цеховые расходы включают расходы по оплате труда управленческого и младшего обслуживающего персонала фирмы , расходы по их эксплуатации (отопление, освещение и т.д.), прочие расходы.
Цеховые расходы - в части расходов по оплате труда управленческого и обслуживающего персонала цеха определяется с учетом штатного расписания персонала цеха и должностных месячных окладов. Общезаводские расходы включают арендную плату, расходы по оплате труда управленческого персонала предприятия, младшего обслуживающего персонала; расходы по эксплуатации помещения (отопление, освещение и т.д.), прочие расходы (командировочные, канцелярские расходы, представительские и т.д.). В части расходов по оплате труда управленческого и младшего обслуживающего персонала могут быть определены с учетом штатного расписания предприятия, должностных месячных окладов.
Таблица 10
Расчет сметы затрат на производство и себестоимость единицы продукции
Статьи затрат | ед. изм | норма расхода ед. изм./ ед. прод. | цена ед. сырья, материа-лов, руб/ед. изм. | уд. затраты в расчете на ед. продук-ции руб./ ед.прод. | Себестоимость программы выпуска, тыс. руб | |||||
Себестоимость единицы продукции,руб. | ||||||||||
1 год | 2 год | 3 год. | ||||||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | |||||||
Прямые (переменные) затраты: 1. Основные сырье и материалы | ||||||||||
4. Топливо и электроэнергия на технологические цели | ||||||||||
6. Заработная плата производственных рабочих | ||||||||||
7. Отчисления на социальные нужды 34% | ||||||||||
Суммарные переменные затраты - Спер(å стр.1¸7) | ||||||||||
8. Цеховые расходы | ||||||||||
А) цеховая себестоимость (Спер +стр 8) | ||||||||||
10. Общезаводские расходы | ||||||||||
Б) производственная себестоимость (А+стр.10) | ||||||||||
11.Внепроизводственные расходы | ||||||||||
Суммарные постоянные затраты - Спост (å стр.9¸11) | ||||||||||
В) полная себестоимость (Б+стр.11) |
Расчетные данные по элементам затрат, формируемым РСЭО, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы, заносятся в промежуточную таблицу 11
Таблица 11
Расчетные данные по элементам затрат
Статьи затрат | В расчете на месяц, тыс. руб | В расчете на квартал, тыс. руб. |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе: | ||
Цеховые расходы, в том числе: | ||
Общехозяйственные расходы, в том числе: | ||
Внепроизводственные расходы: в том числе | ||
Суммарные постоянные расходы |
При определении себестоимости единицы продукции необходимо помнить, что все виды прямых затрат рассчитываются по нормам и нормативам в расчете на единицу продукции, услуг оставаясь неизменными до пересмотра соответствующих норм и нормативов в каждом из расчетных периодов. Величина постоянных затрат в расчете на единицу продукции, услуг при прочих равных условиях изменяется обратно пропорционально росту физических объемов производства продукции, услуг и определяется из отношения: общая (неизменная в каждом расчетном периоде) суммарная величина постоянных затрат к физическим объемам производства продукции, услуг в расчетном периоде.
На основании данных табл. 10 рассчитывается полная себестоимость единицы продукции, позволяющая определить нижний предел оптовой цены на единицу продукции.
Проектируемая оптовая цена базовая (Цопт) определяется из условия
где Цmax - оптовая цена в диапазоне оптовых цен, принятых при реализации продуктов-аналогов ведущими в отрасли предприятиями;
Цmin (Сп+R0) - нижний предел отпускной цены определяется с учетом расчетной полной себестоимости единицы продукции (для периода достижения проектного объема выпуска продукции) и рентабельности (R0 не менее 10%).
Пример расчета: полная себестоимость единицы продукции Сп - 5000 руб. Рентабельность продукции, R0 - 8% (к.Т. рентабельности Красч. - 1,08)
ЦMIN ОПТ= Сполн*kрент=5000 руб.*1,08=5400
базовая Цопт - 6000 руб. Проект: Цопт может быть установлена в диапазоне определяемом неравенством
5400 руб.<Цопт<6000 руб.
Принятая по согласованию с руководителем величина оптовой цены продукции заносится в стр.2 табл. 9, после чего рассчитывается выручка от реализации продукции.
4. Финансовый план
Финансовый анализ инвестиционного проекта базируется на информации всех предыдущих разделов. Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы, движение потоков которых моделируется при разработке инвестиционного проекта.
Расчет капиталообразующих инвестиций Формирование величины инвестиционных затрат осуществляется по позициям, обоснованным в предыдущих разделах курсовой работы при расчете производственных площадей, технологического оборудования, транспортных средств и других составляющих основных производственных фондов.
В план инвестиций включаются также единовременные затраты на пополнение оборотных средств, необходимых для создания нормативной величины производственных запасов сырья, материалов, комплектующих, других материально-технических ресурсов, необходимых на начальной стадии производства.
Целесообразно предусмотреть в составе инвестиций единовременные затраты на приобретение нематериальных активов (расходы по регистрации предприятия, затраты на приобретение лицензии на производство и т.п. затраты).
Результаты расчетов заносятся в таблицу 12.
Таблица 12