Пути и резервы снижения себестоимости продукции
Себестоимость продукции – синтетический, обобщающий показатель, который отражает все стороны деятельности предприятия в их единстве и взаимосвязи. Это количественный и качественный показатель производственно-хозяйственной деятельности. Детальное знание сущности и структуры себестоимости позволяет выявить пути снижения затрат, недостатки существующей практики, трудности и просчеты персонала.
В настоящее время, когда усиливается конкурентная борьба на внутреннем и внешних рынках сбыта, снижение себестоимости продукции приобретает особенно важное значение. В связи с этим возрастает потребность в повышении качества внутрифирменного планирования, учета и изыскания резервов снижения себестоимости продукции. В экономической литературе и на практике часто упоминаются такие понятия, как пути, резервы, факторы и источники снижения себестоимости. Авторы по-разному относятся к формулировке и классификации составляющих элементов названных терминов. Наиболее распространенная трактовка, соподчиненность и сопоставимость понятий выглядит следующим образом.
Пути или направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества. Этого можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими (рис. 2)
.
Рис.2. Группировка путей снижения себестоимости
Смысл такого деления состоит в следующем:
- технические способы реализуются в более совершенных и производительных средствах труда;
- организационные – предполагают наиболее удачное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы;
- экономические – воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.
Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на две группы 0 резервы, зависящие и не зависящие от предприятия (рис.3.). Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе аудита и анализа, причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы.
Факторы снижения себестоимости классифицируются на внешние и внутренние, объективные и субъективные.
Не зависят от предприятия, например, природные или погодные условия, территориальная удаленность от источников сырья и потребителей продукции, уровень цен на приобретаемое сырье и материалы, тарифы на электроэнергию и связь, уровень минимальной заработной платы и прожиточный минимум. Перечисленные факторы являются источником повышения или снижения издержек, но, как правило, не свидетельствуют об ухудшении или улучшении работы предприятия. В то же время стратегический анализ и стратегическое планирование должны учитывать возможность в перспективе использования таких резервов, которые в настоящее время не поддаются реализации.
Рис.3. Классификация резервов снижения себестоимости продукции, работ, услуг
Динамика себестоимости продукции в краткосрочном периоде определяется, как правило, использованием резервов субъективного характера, зависящих от усилий персонала. Основные резервы или источники снижения себестоимости продукции выявляются в процессе более эффективного использования средств труда, предметов труда и рабочей силы.
Затраты предприятия на производство и реализацию продукции многообразны. Они насчитывают тысячи наименований, различаются по мету, времени, назначению и экономическому содержанию. Поэтому необходимо по каждому объекту исследования проводить детальную классификацию и различную группировку для выявления резервов и путей снижения себестоимости с целью повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия.
Литература
1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. О.И.Волкова, О.В.Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с.215-219
2. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях легкой промышленности. – Мн.:, 2001
3. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред.Руденко А.И. - Мн., 1995. - с.231-249
4. Экономика предприятия /Под ред. В.Я.Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2000. С.297-314
5. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - с.189-217
6. Экономика предприятия: учебник/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - с.565-580
7. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф.Н.А.Сафронова. - М.: Юристъ, 1998. - с.298-317
8. Экономика предприятия: учебн. пособие / Э.В. Крум и др. – Мн.: Выш. шк. , 2005 – с. 166-189
9. Экономика предприятия: учебн. пособие / Г.З. Суша – М.: Новое знание, 2003 – с. 242-265.
10. Экономика предприятия: учебн. пособие / Л.И. Нехорошева и др./ 3-е изд. – Мн.: Выш.шк., 2005 – с. 234-252