Факторы, резервы и пути снижения себестоимости продукции.

К основным путям снижения себестоимости относятся:

1. Совершенствование конструктивно-технологических характеристик изделий за счёт:

- снижения их фондоёмкости (показывает количество основных производственных фондов приходящихся на единицу годового объёма произведённой продукции в стоимостном или натуральном выражении. Величина обратная показателю фондоотдачи).

- материалоёмкости (отношение материальных затрат (сырья материалов и др.) использованных на изготовление продукции (выполнение работ), к её стоимости.

- трудоёмкости (затрат живого труда на производство натуральной единицы продукции).

2. Улучшений использования основных средств и оборотных средств;

3. Рост ПТ;

4. Совершенствование организации производства и труда.

Выбор путей снижения себестоимости основывается на классификации резервов и знании факторов, обеспечивающих условия для снижения отдельных видов затрат и себестоимости в целом.

Под резервами снижения себестоимости промышленной продукции понимают объективную возможность её снижения на предприятии, в отрасли.

Резервы снижения себестоимости в промышленности делятся

на внутрипроизводственные, отраслевые, народнохозяйственные.

Внутрипроизводственные резервы определяются технико-экономическими и организационными условиями работы предприятия. К ним относятся:

1. Повышение ПТ.

2. Улучшение использования оборудования, инструмента.

3. Применение экономичных видов сырья, материалов, топлива, энергии.

4. Сокращение норм расхода материалов.

5. Механизация и автоматизация производства-

6. Совершенствование технологии и организации производства.

7. Сокращение расходов на управление и обслуживание, народнохозяйственные и отраслевые резервы зависят от решения вопросов управления производством на уровне отрасли и народного хозяйства в целом.

Отраслевые резервы включают:

1. Совершенствование системы управления в отрасли.

2. Совершенствование конструкций машин.

3. Повышение технологичности, уровня специализации, кооперирования, комбинирования машиностроительного производства .

4. Повышение уровня стандартизации и унификации изделий.

К народнохозяйственным резервам относятся:

1. Установление более прогрессивных народнохозяйственных пропорций в структуре промышленного производства.

2. Развитие науки и техники.

3. Рациональное размещение машиностроительных предприятий.

4. Снижение стоимости транспортировки грузов и сокращение встречных перевозок.

Под факторами снижения себестоимости машиностроительной продукции понимают условия, обеспечивающие это снижение.

Факторы, позволяющие использовать резервы делятся на народнохозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные.

К народнохозяйственным и отраслевым факторам относятся:

1. Улучшение использования природных ресурсов.

2. Изменение состава и качества природного сырья.

3. Ввод в действие и освоение новых предприятий и производств.

4. Подготовка и освоение производства на действующих предприятиях.

5. Изменение размещения производства.

К внутрипроизводственным относятся:

1. Повышение технического уровня производства за счёт:

- внедрения новой техники и технологии;

- изменение конструкции и технических характеристик изделий.

2. Улучшение организации производства и труда за счёт:

совершенствования управления производством;

улучшения материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов.

3. Изменение объёма и структуры продукции за счёт:

- относительного уменьшения условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений в результате роста объёма производства;

- изменение структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции;

- повышение качества продукции.

Раздел IV. Развитие предприятия.

Тема 4.1 Инновации и инновационная деятельность предприятий

1. Сущность и виды инноваций

2. Инновационная деятельность предприятий

-1-

Сущность и виды инноваций

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкрет­ный объект или мероприятие, внедренные в производство по ре­зультатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествую­щего аналога.

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Нововведением называют

♦ неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);

♦ неизвестный метод производства продукции или услуг;

♦ разработку новых материалов и элементов;

♦ получение нового источника сырья и энергии;

♦ организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производстве, так и в орга­низационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усо­вершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.

Инновации можно раз­делить на два основных вида:

1. технические

2. организационные.

К техническим нововведениям относятся: новые продукты, но­вые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия опре­деляется совместным эффектом, получаемым при внедрении но­вого продукта, новой технологии и новых услуг. Технические но­вовведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влия­нию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные но­вовведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и кодификационные нововведения. Наиболее радикаль­ное влияние на успех предприятия и экономики в целом оказыва­ют базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике про­мышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший — модификационные нововведения.

Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые техни­ческие возможности и новые потребности, на которых базируются соответствующие модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в раз­личных отраслях и странах указывает на то, что новая потребность играет более важную роль в развитии инновационных процессов на предприятии, чем новые технические возможности. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходи­мо учитывать обе первопричины и использовать соответствующие инновационные модели.

Организационные нововведения окупаются, как правило, быст­рее технических нововведений и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят нововведения в организацию производства, новые методы осуществления марке­тинговой деятельности, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относя­щиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и др.

Инновации бывают двух основных форм:

1) эволюционная форма, воплощающаяся в насыщении промышленности традиционной, постепенно совершенствующейся техникой;

2) революционная форма, воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Инновации по происхождению могут быть собственные и приобретенные. Собственные инновации– это те научные достижения и разработки, которые были от начала и до конца разработаны на данном конкретном предприятии. Приобретенные инновации(внешние) разработаны в других предприятиях, специализирующихся на этом фирмах. Их внедрение и использование в деятельности данного предприятия происходит путем приобретения патентов, лицензий и т. п. Нередко разработка собственных инноваций обходится дороже, чем приобретение их на стороне. Однако они имеют свои плюсы: использование собственных инноваций придает большую конкурентоспособность организации, так как эти инновации в отличие от приобретаемых не становятся длительное время достоянием всего рынка, других предприятий-конкурентов.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи конкретного нововведения до его практической реализации и включает:

♦ научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организа­ции производства;

♦ научные исследования и разработку новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские и технологические разра­ботки;

♦ создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.

-2-

Наши рекомендации