Истемный подход к организации управления.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
ПО КУРСУ
«Менеджмент в книжном деле»
Составитель к.ф.н., доцент Н.П. Гусихина
Тверь 2010
Тверской государственный университет
Утверждаю
Декан филологического факультета
М.Л. Логунов
"___"__________2010 г.
Кафедра филологических основ издательского дела и документоведения
Учебная программа
к.ф.н., доцента Н.П. Гусихиной
по курсу
«Менеджмент в книжном деле»
Специальность «Издательское дело и редактирование»
4 курс
I семестр
2010 – 2011 учебный год
Обсуждено на заседании кафедры
05. 09. 2010 г. Протокол № 1
Автор к.ф.н., доцент Н.П. Гусихина
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор В.А. Редькин
Цели и задачи дисциплины
Цель курса - формирование у студентов основополагающего представления о коммерческих и некоммерческих организациях в области книжного бизнеса и об эффективном управлении ими; активное овладение знаниями экономического механизма менеджмента.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
· теорию менеджмента в книжном деле;
· основные функции управления в книжном деле.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
· использовать свои знания в практике книжного дела;
· определять стратегию деятельности издательства и предприятия книгораспространения;
· использовать информационные технологии в управлении;
· разрабатывать предложения по совершенствованию управления предприятием книжного дела.
Студент должен иметь навыки управления предприятием книжного дела.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические и семинарские занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Вид итогового контроля : экзамен |
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | ПЗ (или С) |
Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом | * | * | |
Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру | * | * | |
Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности | * | * | |
Системный подход к организации управления | * | * | |
Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль | * | * | |
Информационное обеспечение управления предприятием | * | * | |
Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента | * | * |
Содержание разделов дисциплины
1. Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом.
Предмет и задачи курса. Управление в условиях рыночной экономики. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Наука и практика управления. Концепции менеджмента. Конечная цель менеджмента. Характерные черты (экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты) и стадии (стратегическое и оперативное управление, контроль).
2. Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру.
Понятие «менеджер». Основные роли менеджера. Характер труда и профессиональная компетенция менеджера. Функции менеджера в книжном бизнесе (исследование рынка, продажи, реклама, продвижение книги и стимулирование сбыта, паблисити). Общие требования к менеджеру любого уровня.
3. Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности
Классификация издательских и книготорговых структур. Организация как основа менеджмента. Организационная структура фирмы. Уровни управления и их функции. Общие принципы управления издательством и книготорговым предприятиям. Важнейшие функции внутрифирменного управления. Маркетинг как специфическая функция управления. Инновационный менеджмент на предприятии книжного дела.
истемный подход к организации управления.
Менеджмент как система. Выработка целей и стратегий развития фирмы. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений. Оптимизация решений на разных уровнях управления.
5. Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, виды планов. Перспективное внутрифирменное планирование, его виды и цели. Среднесрочное и текущее планирование. Организационные формы внутрифирменного планирования. Особенности организационных структур менеджмента в издательствах и книготорговых организациях на современном этапе. Политика мотивации. Анализ результатов деятельности фирмы и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей.