Оформление курсовой работы. для студентов специальности 090905 «Организация и
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО МДК 02.03 «ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА»
для студентов специальности 090905 «Организация и
технология защиты информации»
Москва 2014
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Информационные технологии Наименование комиссии Протокол № ___________ от «__» _________ 2014 г. Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/Щукина О.А../ Подпись Ф.И.О. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно- методической) работе _________________/____________ Подпись Ф.И.О. |
Введение
Настоящие методические указания составлены в соответствии с Положением «О курсовой работе (проекте) студентов ТК № 34»
Правильная организация защищенного делопроизводства в организации является составной частью комплексного обеспечения безопасности информации и имеет большое значение в достижении цели ее защиты. Как известно, специалисты в области информационной безопасности утверждают, что порядка 80% защищаемой информации находится в документах делопроизводства. Поэтому вопросы совершенствования защищенного документооборота организации, несомненно, играют важную роль в достижении экономических успехов.
Закрепление теоретических основ и развитие практических навыков предполагает самостоятельную работу студентов, реализуемую в курсовой работе. Основной целью курсовой работы является приобретение и закрепление навыков исследовательской работы, полученных во время изучения курса «Организация и сопровождение электронного документооборота» и других дисциплин, выработка умения работать с научной литературой и делать выводы и обобщения.
Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных информационных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы, применение методик исследования и экспериментирования.
Курсовая работа представляет собой законченную разработку актуальной проблемы и должна включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания теории организации и сопровождения электронного документооборота по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее дисциплин.
При выполнении курсовой работы студент должен:
· продемонстрировать умение формулировать цель исследования, определить его предмет и существенные результаты;
· сформулировать задачи для достижения поставленной цели, определить круг вопросов, требующих решения;
· продемонстрировать умение самостоятельно выбирать методы и находить пути решения проблем документооборота в выбранной предметной области;
· показать умение работать с документами, научной литературой, электронными базами данных, Интернетом и другими источниками информации;
· проявить способность к обобщению и сравнению различных точек зрения на исследуемую проблему;
· самостоятельно собрать необходимые данные и применить соответствующие методы их обработки с использованием современных компьютерных технологий;
· разработать и обосновать практические рекомендации по улучшению ситуации на анализируемом объекте.
В работе должны содержаться:
· анализ объекта и предмета исследования, действующих нормативных положений, международных стандартов, имеющейся научной литературы по исследуемой теме;
· разработка собственных предложений студента и их теоретическое и практическое обоснование.
Процесс подготовки курсовой работы включает в себя следующие этапы:
· выбор темы;
· подбор и первоначальное ознакомление с литературой по выбранной теме;
· составление предварительного варианта плана;
· изучение отобранной литературы;
· составление окончательного варианта плана;
· изучение проблемы, сбор и обработка фактических данных, их систематизация и обобщение в сочетании с материалами литературы;
· написание курсовой работы;
· защита.
Структура курсовой работы
Общие сведения.Содержание курсовой работы является фиксированным и унифицированным для большинства из предложенных тем. В некоторых случаях по согласованию с руководителем возможно внесение изменений в содержание курсовой работы.
Структурными элементами курсовой работы являются:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение;
– основная часть (главы и параграфы).
– заключение;
– список использованных источников;
– приложения;
Титульный лист – является первой страницей курсовой работы и служит источником информации, необходимой для обработки, хранения и поиска работы. Образец оформления титульного листа приведен в приложении 1
Оглавление – включает в себя введение, наименование всех глав, пунктов и подпунктов, заключение, список использованной литературы, приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. Образец оформления оглавления приведен в приложении 2.
Введение содержит обоснование актуальности темы, объект, предмет, цель и задачи, поставленные в работе, применяемые методы и методики, практическую значимость полученных результатов, краткую характеристику основных разделов работы. Объем введения должен составлять две - три страницы.
Основная часть курсовой работы должна быть представлена двумя главами, разбитыми на 2-3 параграфа, имеющими равноценный объем. Главы и параграфы должны заканчиваться выводом или краткими обобщениями по исследуемому вопросу.
Первая глава носит теоретический характер. В ней приводятся основные понятия и определения. Первая глава включает освещение теоретических основ поставленной проблемы, дискуссию и определение авторской позиции и трактовки отдельных вопросов. Если по теме курсовой работы существуют различные позиции ученых или имеются сведения о различных путях (способах) практического решения данной проблемы, то студент должен определить свое отношение, сформулировать свою позицию, обосновать свою точку зрения, которая может совпадать с чьим-то мнением или может быть оригинальной. В этом случае обоснование должно быть развернутым, базироваться на теоретической основе и иметь практическое подтверждение.
Теоретические положения первой главы должны продемонстрировать знание студентом специальной и научной литературы и умение творчески работать с ней, выделять основные проблемы, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу и т.д.
Законодательные меры по защите информации предусматривают создание в стране действенной системы контроля над исполнением нормативных и законодательных документов. Нормативная законодательная база включает пакет Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, межведомственных руководящих документов и стандартов в которых указывается на необходимость защиты государственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно технической и военной информации.
Первую главу следует начинать с анализа нормативной законодательной базы федерального уровня, имеющего отношение к теме курсовой работы. Затем следует рассмотреть межведомственные документы и действующие стандарты (при необходимости) в области информационной безопасности. Большинство нормативных документов при выполнении курсовой работы доступно на сайтах интернета: http://www.security.ru/; www.fstec.ru , а также в правовых системах "Гарант" и "Консультант Плюс"
В этой главе, помимо вышеуказанного, можно показать процесс исторического развития анализируемых отношений. Основные положения, сформулированные и изложенные в первой главе, должны стать базой анализа практической деятельности организации (предприятия), проводимого в последующих главах курсовой работы.
В параграфах второй главы (практическая часть курсовой работы) проанализировать документооборот организации; структурирование защищаемой информации. Объектом анализа является бумажный и электронный документооборот предприятия. На первом этапе необходимо произвести структурирование информации, подлежащей защите. Ее идентифицируют в отношении типа, носителей, ценности, грифа секретности или конфиденциальности, места хранения, путей передвижения.
Ценность информации, например, коммерческая ценность, как правило, недолговечна и определяется временем, необходимым конкуренту для выработки той же идеи или ее хищения и воспроизводства, а также возможностью ее опубликования и перехода в число общеизвестных. В данном случае ценность является экспертной оценкой.
Ценность информации может быть стоимостной категорией и характеризовать конкретный размер прибыли при ее использовании. Авторы Степанов Е.А. и Корнеев И.К. рекомендуют выделять два вида информации, интеллектуально ценной для предпринимателя:
- техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, рецептуры, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т. п.
- деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списка клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.
При выполнении курсовой работы необходимо проанализировать документационные ресурсы фирмы. Эти ресурсы включают в себя весь массив ценной информации, необходимой для работы сотрудников и решения задач, стоящих перед фирмой.
Под информационными ресурсами, отнесенными законом к категории ограниченного доступа к ним любых лиц, подразумевается документированная на любом носителе (бумажном, магнитном, фотографическом и т.п.) текстовая, изобразительная или электронная, но обязательно ценная информация за исключением той, которая не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом (ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"):
• "законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
• документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
• документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;
• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан".
Необходимо учитывать и требования:
"Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения".
В курсовой работе обращается внимание на следующие документы ограниченного доступа.
В государственных структурах это документы, проекты документов и сопутствующие материалы, относимые к служебной информации ограниченного распространения или содержащие сведения, имеющие юридически не подтвержденный, предположительный или рабочий характер (например, черновики, варианты редакции документов). Эти материалы часто отражают личное мнение работающих с ними сотрудников. Сюда включаются также документы, содержащие сведения исключительно для служебного использования (например, различные инструкции, методики расчета и др.).
В предпринимательских структурах анализируются документы, содержащие сведения, которые их собственник или владелец в соответствии с законодательством имеет право отнести к коммерческой, тайне.
Так, рассматриваются документы и базы данных, фиксирующие любые персональные сведения о гражданах или содержащие профессиональную тайну Объектом рассмотрения являются также несекретные технические и технологические новшества, пока не переданные для патентования.
По своей природе защищаемые документы бывают: нормативно-методические, руководящие, распорядительные, информационно-справочные;, организационные, финансово-бухгалтерские, кадровые (по личному составу).
Для классификации информации в качестве исходных данных необходимо применять кроме рекомендованных литературных источников:
- действующий в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данном учреждении или организации Перечень сведений, составляющих государственную, ведомственную или коммерческую тайну; - перечень источников информации в организации (офисе);
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в части защиты персональных данных работников);
- другие законодательные и нормативные акты, относящиеся к вопросам защиты информации, действующие в данной организации.
На первом этапе анализа производится классификация информации в соответствии со структурой, функциями и задачами организации с привязкой элементов информации к ее источникам. Детализацию информации целесообразно проводить до уровня, на котором элементу информации соответствует один источник.
В начале второй главы показать организационную структуру предприятия, на базе которого предполагается проанализировать существующий электронный документооборот и дать его краткую экономическую характеристику.
При обработке фактического материала следует иметь в виду, что качеством обработки использованного материала, степенью самостоятельности анализа определяется во многом ценность курсовой работы. На материалах исследуемого объекта обосновываются методы решения проблемы. В ходе исследования проводится выявление экономических закономерностей на основе различных методов анализа. Необходимо также определить значение данной проблемы для экономической деятельности предприятия (организации) в условиях рыночной экономики, и сегодняшнего состояния экономики России.
Заключение– должно содержать выводы по результатам курсовой работы, и представляются в виде нескольких (например, 6) пунктов. Каждый их выводов - это предложение, состоящие из двух частей. В первой части выделяется полученный в работе теоретический или практический результат, а во второй части указывается, на основании чего он получен.
В заключении важно проследить, чтобы на все задачи, которые были сформулированы во введении, был дан ответ.
Список использованной литературы –должен включать не менее 7 (семи) источников и может состоять из перечня учебных пособий, научных трудов, специализированных источников, используемых при подготовке и написании курсовой работы. Сведения об используемых источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления». Использованные в курсовой работе источники располагаются в следующей последовательности:
1) законодательные акты и нормативные документы в следующем порядке: Конституция РФ, конституционные законы, кодексы, федеральные законы, международные договоры РФ, конвенции и другие международные соглашения, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, положения, инструкции и указания органов государственной власти РФ, Банка России, региональные нормативные акты (в той же последовательности), местные нормативные акты.
2) литературные источники на русском языке (в алфавитном порядке, включая публикации в периодических изданиях и в сети Интернет, а также статистические сборники).
Все источники, включаемые в библиографию, нумеруются последовательно в пределах всего списка использованной литературы. В библиографическом списке должна преобладать современная литература, датируемая последними годами. Пример оформления литературных источников приведен в приложении 3.
Приложения –призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, методики, документы, материалы, содержащие первичную информацию для анализа, таблицы статистических данных, промежуточные расчеты и т.д.
Правила представления приложений:
– приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте курсовой работы; каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;
– приложения нумеруются арабскими цифрами без указания знака номера. Порядковый номер размещают в правом верхнем углу над содержательным заголовком после слова ПРИЛОЖЕНИЕ;
– имеющиеся в тексте приложения, таблицы и формулы нумеруются в пределах каждого приложения отдельно.
– нумерация страниц приложений не проставляется.
Оформление курсовой работы
2.1. Общие сведения.
Общий объём курсовой работы без учета приложений не должен превышать 25-30 страниц. Рекомендуется следующий удельный вес основных перечисленных элементов в общем объеме курсовой работы: введение – до 10 %; разделы основной части – 80 %; заключение – до 10 %.
Текст курсовой работы печатается с использованием компьютера на одной стороне стандартного листа белой односортной писчей бумаги формата А4 (210x297) шрифтом № 14 (Times New Roman) через полтора интервала. Основные положения и практические рекомендации курсовой работы иллюстрируются таблицами, схемами и графиками. Страницы работы должны иметь поля: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 15 мм.
Курсовая работа должна быть написана грамотным литературным языком. При этом следует соблюдать следующие требования:
· излагать мысли четко, кратко и конкретно;
· каждая новая мысль должна начинаться с абзаца;
· каждый абзац должен начинаться с красной строки;
· каждая глава – с новой страницы, а параграф – с абзаца;
· каждая глава (параграф) должна иметь заголовок, который нумеруется арабскими цифрами.
В тексте курсовой работы не рекомендуется применять местоимения «Я» и глаголы в первом лице. Так, например, вместо выражения «Я считаю», «Я думаю», «По моему мнению» и т.п. следует писать «автор считает», «по мнению автора», «на наш взгляд» и так далее. Следует выражаться так, чтобы было видно, где излагаются взгляды автора данной работы, а где – взгляды других авторов. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения, а также сокращения, вынесенные в специальный указатель сокращений, условных обозначений, символов.
Все листы курсовой работы следует пронумеровать арабскими цифрами. Нумерация страниц должна быть сквозной от титульного листа, включая иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы и др. Номер страницы проставляется в правом нижнем углу листа без точки в конце.
На титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится.
2.2. Оформление глав и параграфов.
Все структурные элементы работы: введение, главы основной части, заключение, список используемой литературы, приложения, – должны начинаться с новой страницы. Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами и располагают по центру страницы. Точка в конце заголовка не ставится, если оно состоит из одного предложения. В заголовке, состоящем из 2-х предложений, точка не ставится в конце последнего. Переносы слов во всех заголовках не допускаются.
Каждая глава курсовой работы начинается с новой страницы. За названием главы должно следовать название параграфа; размещение иного текста или объектов непосредственно после названия главы не допускается. Название главы отделяется от названия параграфа одной строкой. Аналогичным образом отделяется название параграфа от предшествующего ему текста.
Заголовки глав печатаются прописными буквами и располагаются по центру листа без красной строки. Заголовки параграфов пишутся по центру листа строчными буквами (первая буква заголовка параграфа заглавная) без красной строки.
Главы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: ГЛАВА 1., ГЛАВА 2.
Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, отделённый точкой, например: 1.1., 1.2. и т.д.
Ниже представлен пример оформления глав и параграфов в тексте курсовой работы: